Необходимость государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…3
Глава 1. Необходимость государственного регулирования………..5
1.1 Производство общественных благ………………………………..8
1.2 Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий……………………………………………………………12
Глава 2. Функции государственного регулирования………………17
2.1 Защита конкуренции……………………………………………...17
2.2 Пресечение асимметричной информации……………………….18
2.3 Политика поддержания доходов………………………………....19
2.4 Сглаживание макроэкономических колебаний………………….21
Заключение…………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………..…25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макро.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Помимо компенсации фиаско рынка, государство выполняет и такую важнейшую задачу, как правовое обеспечение функционирования рночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т.е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).  Под государством в широком смысле слова подразумевается “набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозночаемого термином “общество”.

На государство возлагается серьезная задача – защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. В этом случае мы вновь видим пример того, как деятельность государства экономит трансакционные издержки. Конечно, можно представить себе, что каждый продавец или покупатель создают на частной основе собственную системы защиты своих прав собственности. Примером такого решения во многих отношениях является переходная экономика России, когда не только мелкие лавочки, но и довольно солидные фирмы прибегают к помощи различных “крыш”, “братвы” и прочих криминальных группировок. Сам факт их существования говорит о том, что государство плохо справляется с задачей охраны прав собственности. Но суммарные трансакционные издержки такой частной системы защиты прав очень велики. Как отмечал видный английский социолог Карл Поппер “…промышленое общество, основанное на рыночных отношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона”.

Итак, прежде всего, государство должно обеспечивать право частной собственности. Хозяйствующий  агент, неуверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего спецификацию прав собственности.

Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

2.4 Сглаживание макроэконмичесих колебаний.

Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблмы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика также является прерогативой государства.

Стабилизационная политика государства – это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциалного выпуска[3]. Рецептов вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема – сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного “перегрева” экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.

Традиционным стал кейнсианский подход, направленный на управление совокупным спросом.

Во время кризиса и депрессии, т.е. на понижательной волне циклических колебаний, государственая политика направлена на стимулирование совокупного спроса: на рис.е это отражается сдвигом вверх кривой AD в положение AD1,  приближающем экономику к уровню полной занятости Y*.

Рис.е

Рис.ж

 

Напротив, в фазе подъема, особенно “бума”, во избежание дальнейшего перегрева экономики, стабилизационная политика графически отражается (рис.ж0 сдвигом кривой AD вниз, в положение AD1 , для ликвидации инфляционного разрыва и возвращения экономики к уровню потенциального выпуска Y*. Таким образом, стабилизационная политика представляет собой набор “контердействий” по отношению к уровню деловой активности: сдерживающих во время подъемов и стимулирующих во время спадов.

Правительство интересуется и тем, какие из макроэкономических показателей в своей динамике могут предсказать наступление кризиса. В связи с этим макроэкономические переменные можно подразделить на опережающие и запаздывающие показатели: Так опережающие показатели как бы “бегут впереди” поворотных точек цикла. Например, объем товарно-материальных запасов, уровень загрузки производственных мощностей, цены на акции и др. начинают снижаться раньше, чем наступает кризис, и расти раньше, чем экономика вступает в фазу подъема. Таким образом, опережающие показатели сигнализируют о натупающих спадах и подъемах. Напротив, запаздывающие в своей динамике отстают от поворотных точек: уровень бнзработыцы, например, достигает своего максимума несколько позже, чем экономика достигла “дна”.

Достоверная статистика и профессиональные действия правительства, умеющего грамотно интерпретировать динамику опережающих и запаздывающих показателей, во многом определяют успешность стабилизацинных мероприятий.

Изходя из выше сказанного, можно сказать, что, несмотря на все сложности стабилизационной политики, она существует во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть “национальной моделью экономики”. Американский капитализм отличается от японского, а японский – от переходной экономики России. Поэтому не может быть абсолютно уневерсальных рецептов в проведении стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики – совершенно необходима  предпосылка эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране.

Заключение.

Государственное регулирование является неотъемлемой частью развития экономики. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. Подобно тому как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Экономическая эффективность — это прежде всего рынок. Все современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимаются всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.
 

 

 

Списки использованной литературы:

1.      Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

2.      «Курс экономической теории» под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой Киров «АСА» 2001

  1. «Экономика: микро- и макроанализ» С.Н.Ивашковский М.1999

4.      Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2002. - Т. 2.

5.      Фишер С. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. - М. : «Дело ЛТД», 2003.

6.      «Государственное регулирование экономики» Ю. П. Лубнев

 

 

 
 
 
 

 

 

16

 



[1] Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

 

[2] Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики». Москва, Издательство: Юристъ 1999

[2] К.Р. Макконелл М-02 С.Л.Брю Экономикс 14-е издание стр.682-683.

[3] «Курс экономической теории» под. ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой Киров «АСА» 2001

стр.407

 


Информация о работе Необходимость государственного регулирования