Нефтяная отрасль России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

На сегодняшний день нефтяной комплекс является одним из основных кормильцев Российской федерации. Россия - крупнейший мировой экспортер нефти за пределами стран ОПЕК. Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.

Содержание

Введение 3
Организация отрасли 4
Стратегия крупных игроков 5
Барьеры входа в отрасль 6
Возможность появления субститутов 7
Предложение и спрос на российском рынке 7
Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке 8
Розничные рынки 9
Государственное регулирование нефтяной отрасли. 10
Акцизы на дизельное топливо и бензин 12
Взаимодействие со смежными отраслями 13
Рекомендации для развития нефтяной отрасли 17
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

реферат СОР.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

   Важно отметить, что правительство, с целью  сдерживания цен на нефтепродукты, периодически использует такой экономический  барьер, как транспортировка избытков продукции с внутреннего рынка (в основном дизель и мазут).

   Маржинальная  прибыль между тремя основными  нефтепродуктами и сырой нефтью, высчитываемая на основе трёх показателей: цены на нефть марки Brent, высокие  затраты на транспортировку и  таможенные пошлины, в период спада  была преимущественно отрицательна. Это можно объяснить более высокой прибыльностью внутренних каналов сбыта, нежели экспортных, которые подвержены политическим интересам. К тому же имеет место значительный структурный переизбыток нефтепродуктов, отражающийся в низких ценах на внутреннем рынке и в среднем положительным маржинальным прибылям экспортных продуктов.

   Розничные рынки

   Нефтепродуктовая  розница сейчас почти поровну  поделена между независимыми владельцами  АЗС и нефтяными компаниями с  собственной переработкой. Однако ещё недавно ситуация была иной и до 65% рынка принадлежала независимым компаниям.

   В 62 регионах присутствуют хозяйствующие  субъекты, которые доминируют на рынках розничной реализации различных  нефтепродуктов, и во всех 62 случаях  на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18.

   Лукойл 

   Самой крупной в России розничной сетью, насчитывающей 2106 АЗС (2008 г.), обладает компания «Лукойл». Операторами автозаправочных станций и нефтебаз являются 8 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 60 субъектах РФ. В результате роста спроса, оптимизации и приобретения высокоэффективных активов среднесуточная реализация нефтепродуктов на одну АЗС компании в России в 2008 году увеличилась до 9,8т/сут. (9,7т/сут. в 2004 году).

   Роснефть 

   Компании  «Роснефть» принадлежит вторая по величине сеть автозаправочных станций в  России. Она охватывает 38 регионов страны — от Мурманска на севере до Северного Кавказа на юге и от Брянска на западе до Сахалина на востоке. В розницу компания реализует бензин, дизельное топливо и масла. По состоянию на 31 декабря 2008 года, дочерние сбытовые общества НК «Роснефть» располагали 151 действующей нефтебазой общей емкостью 3,0 млн. куб. м.; сеть действующих АЗС компании включала 1 683 собственных и арендуемых 72.

   В 2008 году через сеть АЗС было реализовано 4,06 млн. т нефтепродуктов. Розничные  продажи в 2008 год превысили уровень 2007 года в 1,8 раза.

   ТНК-BP

   Компания контролирует сеть приблизительно из 1400 АЗС, работающих под брендами ТНК и ВР в Центральной России и на Украине.

   Начиная с образования компании в 2003 году, розничный бизнес ТНК-ВР стремительно развивается. Компания вышла на новые  перспективные рынки Санкт-Петербурга и юга России и увеличила присутствие в Москве и Киеве. После пересмотра стратегии обновленный бренд ТНК предложил новый уровень сервиса потребителям.

   Газпром Нефть 

   Газпром Нефть владеет разветвленной  сетью автозаправочных станций, в состав которой входит около 900 АЗС, расположенных в России и республиках СНГ.

   Широкая география сети АЗС и выгодное местоположение Омского и Ярославского НПЗ обеспечивают лидирующие позиции  Газпром нефти на оптовом и  розничном рынках Западной Сибири и  центральной части России. В 2008 г. реализация бензина и дизельного топлива через эксплуатируемые компанией АЗС составила порядка 2,8 млн. тонн и выросла на 20% по сравнению с 2007 годом.

   Сургутнефтегаз 

   Основные  рынки сбыта компании - регионы  Северо-запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 6 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Леннефтепродукт», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2008 года торговые компании располагают 307 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива.

   Выгодное  географическое положение сбытовых предприятий определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря пролегающим по территории деятельности междугородным и международным трассам с большими потоками автомобильного транспорта. Компания доминирует на рынке АЗС в Ленинградской области, ее доля составляет около 65%.

   Государственное регулирование нефтяной отрасли.

 

   Фактически  государственное регулирование  рынка – это воздействие государства  в лице государственных органов  на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Осуществляется с целью организации процессов, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов. Государственное регулирование реализуется через налоговую, бюджетную, структурно-инвестиционную, валютно-финансовую, научно-техническую политику. Государственная политика подразумевает помимо налоговой и других вышеперечисленных видов, участие в международных организациях и соглашениях, внешнеэкономическую политику, политику расходов (государственные закупки, инвестиции), экологические ограничения и, конечно же, ценовую политику. При этом эффективность государственного регулирования нефтегазового рынка зависит от степени монополизации и необходимости реализации структурных реформ; территориально-географических особенностей страны и ее экономики; степени зависимости бюджета и внешнеторгового баланса страны от нефтегазовой отрасли и других. В то же время эффективность функционирования рынка зависит от таких явлений, как структура экономики, ее масштаб, уровень ВВП на душу населения, состояние технико-технологических схем, плотность инфраструктуры, квалификационный состав трудовых ресурсов, устойчивость организационной системы и других.5

   Налогообложение нефтегазовой отрасли

   Помимо  общефедеральных налогов РФ (налог на прибыль, НДС), а также некоторых

   региональных  и локальных налогов, нефтяные компании сталкиваются со следующими налогами:

    • Налог на добычу полезных ископаемых;
    • Акцизы на дизельное топливо и бензин (для внутреннего рынка)
    • Пошлины на нефть и нефтепродукты (для экспорта)
    • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

   В соответствии с Федеральным регулированием, налог рассчитывается по ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент,  характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень  выработанности конкретного  месторождения. Коэффициент, характеризующий динамику мировых  цен на нефть определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Urals", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, делением на среднее  значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации,  устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261. Коэффициент выработки варьируется от 0,3 до 1, в зависимости от выработки недр. Таким образом, НДПИ = 419 руб. x (Urals – $15) х обменный курс ÷ 261 х коэффициент выработки.

   Акцизы на дизельное топливо и бензин

   11 июня 2009 г. Госдумой принята поправка  о дифференциации акцизов на  нефтепродукты по  принципу снижения  ставки акциза на топливо более высокого качества, которая вступит в силу с 2011  года.

   С 2011 года вместо двух действующих в  настоящий момент ставок акцизов  на бензин - 3629 руб.  за тонну для  бензинов марок Аи-92 и выше и 2657 руб. для всего, что ниже Аи-92, будет  действовать  пониженная ставка в 3170 руб. за топливо марки Евро-4 и 5 (это Аи-95 и выше) и повышенная до 3900  руб. (для 92 и ниже).

   Экспортные  пошлины на нефть  и нефтепродукты

   Экспортная  пошлина на нефть является одним  из основных источников дохода бюджета  России и рассчитывается на основе текущих мировых цен на нефть. Из-за финансового спада,  в 2008 году  правительство страны приняло решение менять ставки в ежемесячном режиме. До 2008 года  пошлина рассчитывалась исходя из средней цены на углеводороды за два месяца.

   С начала марта 2010 года нефть на мировом  рынке торговалась в диапазоне 70-80 долларов за  баррель.

   Ожидается, что исходя из этого показателя, экспортная пошлина на российскую нефть  с 1 апреля 2010 года может вырасти  до 268-269 долларов за тонну, пошлина на светлые нефтепродукты  может достичь 193-194 долларов за тонну, на темные  - 104 долларов. В настоящий момент пошлина  на светлые нефтепродукты составляет 183,2 доллара за тонну, а на темные - 98,7 доллара.

   С 1 марта экспортная пошлина на нефть  из России была понижена впервые с начала текущего  года. Она составила 253,6 доллара за тонну. В феврале ставка пошлина выросла с 267 до 270,7  доллара. Максимального уровня  - 495 долларов за тонну  - экспортная пошлина на российскую нефть  достигала в августе 2008 года.6

   Государством  так же был разработан генеральный  план развития нефтяной отрасли.

   Основной  целью стратегии является определение  экономически обоснованных стратегических направлений развития нефтяной отрасли  для обеспечения надежного снабжения  российских потребителей нефтью и нефтепродуктами, выполнения обязательств на экспортные поставки нефти и нефтепродуктов в зарубежные страны, решения социально-экономических задач развития России.

   Задачи:

    • обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти за счет геологоразведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации как в зрелых, так и в новых районах нефтедобычи;
    • формирование рациональной структуры добычи нефти, совершенствование технологий добычи, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи для увеличения КИН;
    • развитие транспортной инфраструктуры для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений поставок жидких углеводородов;
    • развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;
    • ресурсосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.

   Нефтяная  отрасль является жизненно важной для  России, так как доля отрасли в ВВП составляет 17,5%, доля в экспорте 46,5%, поэтому разработка генерального плана и максимально возможное участие государства  в процветании этой отрасли является весьма очевидным фактом.

   Взаимодействие  со смежными отраслями

   Для нефтяной отрасли смежными являются такие отрасли как транспорт, энергетика, машиностроение и геологоразведка. Это те отрасли, с которыми нефтяная промышленность тесно взаимосвязана, что означает, что изменения в них могут повлиять на нефтяную отрасль  и наоборот.

   Так  рост добычи ведет к увеличению инвестиций в смежные с нефтегазовой отрасли  — машиностроение, энергетику и  транспорт. Роль нефтегазовой отрасли  за последние десять лет заметно  усилилась: в силу высокой конкурентоспособности  продукции нефтяных и газовых компаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть.

          Их стремительный рост начался во втором квартале 1999 года. Ситуация с ценами на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке с некоторым опозданием также повторяла тенденции мирового рынка. Это обусловило значительный рост доходов нефтяных компаний — в 1998 году прибыль отрасли составила 15 млрд руб., в 1999-м — уже 120 млрд руб. Дальше ситуация складывалась еще благоприятнее: по данным Госкомстата России, в прошлом году общий объем прибыли нефтяного сектора превысил 200 млрд руб. Резкий рост прибыли позволил нефтяникам увеличить объем инвестиций в смежные отрасли промышленности, в первую очередь в производство и модернизацию трубопроводного транспорта.

   Прогноз объема поставок нефти через систему  магистральных нефтепроводов ОАО  «АК Транснефть»7 

   

   Поставки  нефти на российские НПЗ в перспективе будут увеличиваться, при этом, наибольший рост ожидается в 2020-2030 гг. В то же время объем поставок сырой нефти на экспорт (включая других транзитеров) через систему магистральных нефтепроводовОАО «АК Транснефть» стабилизируется в 2015-2020 гг. и в дальнейшем несколько сократится.

   Наиболее  активное развитие магистральных нефтепроводов  происходило в период с 1960-го по 1980 год, и сейчас трубопроводная система  сильно изношена. Четверть от общей  протяженности трубопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, еще треть — от 20 до 30 лет и лишь десятая часть — от 10 до 20 лет. Интенсивная эксплуатация нефтепроводов привела к тому, что основная их часть требует реконструкции  "Транснефти" своими силами с ремонтом не справиться. Компания способна ежегодно ремонтировать 1,4 тыс. км магистральных нефтепроводов (средняя стоимость ремонта 1 км составляет $140-150 тыс.), при этом их общая протяженность — 47 тыс. км. В "Транснефти" подсчитали, что для ремонтно-восстановительных работ всех эксплуатируемых нефтепроводов потребуется около $6,5 млрд. Поэтому инвестиции нефтяников оказались весьма кстати; в прошлом году капиталовложения нефтекомпаний в строительство и ремонт нефтепроводов возросли на 10-15%.

Информация о работе Нефтяная отрасль России