Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:02, реферат
На сегодняшний день нефтяной комплекс является одним из основных кормильцев Российской федерации. Россия - крупнейший мировой экспортер нефти за пределами стран ОПЕК. Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве. На его долю приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, а также более трети поступающей в Россию валютной выручки.
Введение 3
Организация отрасли 4
Стратегия крупных игроков 5
Барьеры входа в отрасль 6
Возможность появления субститутов 7
Предложение и спрос на российском рынке 7
Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке 8
Розничные рынки 9
Государственное регулирование нефтяной отрасли. 10
Акцизы на дизельное топливо и бензин 12
Взаимодействие со смежными отраслями 13
Рекомендации для развития нефтяной отрасли 17
Заключение 18
Список литературы 19
Важно отметить, что правительство, с целью сдерживания цен на нефтепродукты, периодически использует такой экономический барьер, как транспортировка избытков продукции с внутреннего рынка (в основном дизель и мазут).
Маржинальная
прибыль между тремя основными
нефтепродуктами и сырой
Нефтепродуктовая розница сейчас почти поровну поделена между независимыми владельцами АЗС и нефтяными компаниями с собственной переработкой. Однако ещё недавно ситуация была иной и до 65% рынка принадлежала независимым компаниям.
В 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании – в 18.
Лукойл
Самой крупной в России розничной сетью, насчитывающей 2106 АЗС (2008 г.), обладает компания «Лукойл». Операторами автозаправочных станций и нефтебаз являются 8 организаций нефтепродуктообеспечения, осуществляющих свою деятельность в 60 субъектах РФ. В результате роста спроса, оптимизации и приобретения высокоэффективных активов среднесуточная реализация нефтепродуктов на одну АЗС компании в России в 2008 году увеличилась до 9,8т/сут. (9,7т/сут. в 2004 году).
Роснефть
Компании «Роснефть» принадлежит вторая по величине сеть автозаправочных станций в России. Она охватывает 38 регионов страны — от Мурманска на севере до Северного Кавказа на юге и от Брянска на западе до Сахалина на востоке. В розницу компания реализует бензин, дизельное топливо и масла. По состоянию на 31 декабря 2008 года, дочерние сбытовые общества НК «Роснефть» располагали 151 действующей нефтебазой общей емкостью 3,0 млн. куб. м.; сеть действующих АЗС компании включала 1 683 собственных и арендуемых 72.
В 2008 году через сеть АЗС было реализовано 4,06 млн. т нефтепродуктов. Розничные продажи в 2008 год превысили уровень 2007 года в 1,8 раза.
ТНК-BP
Компания контролирует сеть приблизительно из 1400 АЗС, работающих под брендами ТНК и ВР в Центральной России и на Украине.
Начиная с образования компании в 2003 году, розничный бизнес ТНК-ВР стремительно развивается. Компания вышла на новые перспективные рынки Санкт-Петербурга и юга России и увеличила присутствие в Москве и Киеве. После пересмотра стратегии обновленный бренд ТНК предложил новый уровень сервиса потребителям.
Газпром Нефть
Газпром Нефть владеет разветвленной сетью автозаправочных станций, в состав которой входит около 900 АЗС, расположенных в России и республиках СНГ.
Широкая география сети АЗС и выгодное местоположение Омского и Ярославского НПЗ обеспечивают лидирующие позиции Газпром нефти на оптовом и розничном рынках Западной Сибири и центральной части России. В 2008 г. реализация бензина и дизельного топлива через эксплуатируемые компанией АЗС составила порядка 2,8 млн. тонн и выросла на 20% по сравнению с 2007 годом.
Сургутнефтегаз
Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 6 торговыми компаниями: «Калининграднефтепродукт», «Киришиавтосервис», «Леннефтепродукт», «Новгороднефтепродукт», «Псковнефтепродукт», «Тверьнефтепродукт». На конец 2008 года торговые компании располагают 307 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива.
Выгодное географическое положение сбытовых предприятий определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря пролегающим по территории деятельности междугородным и международным трассам с большими потоками автомобильного транспорта. Компания доминирует на рынке АЗС в Ленинградской области, ее доля составляет около 65%.
Фактически
государственное регулирование
рынка – это воздействие
Налогообложение нефтегазовой отрасли
Помимо общефедеральных налогов РФ (налог на прибыль, НДС), а также некоторых
региональных и локальных налогов, нефтяные компании сталкиваются со следующими налогами:
В соответствии с Федеральным регулированием, налог рассчитывается по ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного месторождения. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Urals", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, делением на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261. Коэффициент выработки варьируется от 0,3 до 1, в зависимости от выработки недр. Таким образом, НДПИ = 419 руб. x (Urals – $15) х обменный курс ÷ 261 х коэффициент выработки.
Акцизы на дизельное топливо и бензин
11 июня 2009 г. Госдумой принята поправка о дифференциации акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества, которая вступит в силу с 2011 года.
С 2011 года вместо двух действующих в настоящий момент ставок акцизов на бензин - 3629 руб. за тонну для бензинов марок Аи-92 и выше и 2657 руб. для всего, что ниже Аи-92, будет действовать пониженная ставка в 3170 руб. за топливо марки Евро-4 и 5 (это Аи-95 и выше) и повышенная до 3900 руб. (для 92 и ниже).
Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты
Экспортная пошлина на нефть является одним из основных источников дохода бюджета России и рассчитывается на основе текущих мировых цен на нефть. Из-за финансового спада, в 2008 году правительство страны приняло решение менять ставки в ежемесячном режиме. До 2008 года пошлина рассчитывалась исходя из средней цены на углеводороды за два месяца.
С начала марта 2010 года нефть на мировом рынке торговалась в диапазоне 70-80 долларов за баррель.
Ожидается, что исходя из этого показателя, экспортная пошлина на российскую нефть с 1 апреля 2010 года может вырасти до 268-269 долларов за тонну, пошлина на светлые нефтепродукты может достичь 193-194 долларов за тонну, на темные - 104 долларов. В настоящий момент пошлина на светлые нефтепродукты составляет 183,2 доллара за тонну, а на темные - 98,7 доллара.
С 1 марта экспортная пошлина на нефть из России была понижена впервые с начала текущего года. Она составила 253,6 доллара за тонну. В феврале ставка пошлина выросла с 267 до 270,7 доллара. Максимального уровня - 495 долларов за тонну - экспортная пошлина на российскую нефть достигала в августе 2008 года.6
Государством так же был разработан генеральный план развития нефтяной отрасли.
Основной
целью стратегии является определение
экономически обоснованных стратегических
направлений развития нефтяной отрасли
для обеспечения надежного
Задачи:
Нефтяная отрасль является жизненно важной для России, так как доля отрасли в ВВП составляет 17,5%, доля в экспорте 46,5%, поэтому разработка генерального плана и максимально возможное участие государства в процветании этой отрасли является весьма очевидным фактом.
Для нефтяной отрасли смежными являются такие отрасли как транспорт, энергетика, машиностроение и геологоразведка. Это те отрасли, с которыми нефтяная промышленность тесно взаимосвязана, что означает, что изменения в них могут повлиять на нефтяную отрасль и наоборот.
Так рост добычи ведет к увеличению инвестиций в смежные с нефтегазовой отрасли — машиностроение, энергетику и транспорт. Роль нефтегазовой отрасли за последние десять лет заметно усилилась: в силу высокой конкурентоспособности продукции нефтяных и газовых компаний падение объемов их производства было значительно ниже, чем в других отраслях российской промышленности. Увеличение добычи в последние годы было вызвано существенным скачком мировых цен на нефть.
Их стремительный рост начался во втором квартале 1999 года. Ситуация с ценами на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке с некоторым опозданием также повторяла тенденции мирового рынка. Это обусловило значительный рост доходов нефтяных компаний — в 1998 году прибыль отрасли составила 15 млрд руб., в 1999-м — уже 120 млрд руб. Дальше ситуация складывалась еще благоприятнее: по данным Госкомстата России, в прошлом году общий объем прибыли нефтяного сектора превысил 200 млрд руб. Резкий рост прибыли позволил нефтяникам увеличить объем инвестиций в смежные отрасли промышленности, в первую очередь в производство и модернизацию трубопроводного транспорта.
Прогноз
объема поставок нефти через систему
магистральных нефтепроводов
Поставки нефти на российские НПЗ в перспективе будут увеличиваться, при этом, наибольший рост ожидается в 2020-2030 гг. В то же время объем поставок сырой нефти на экспорт (включая других транзитеров) через систему магистральных нефтепроводовОАО «АК Транснефть» стабилизируется в 2015-2020 гг. и в дальнейшем несколько сократится.
Наиболее
активное развитие магистральных нефтепроводов
происходило в период с 1960-го по 1980
год, и сейчас трубопроводная система
сильно изношена. Четверть от общей
протяженности трубопроводов