Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа
ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей государственного хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значимой части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень понижения долгового бремени России.
Целью данной работы является сбор информации об НКГ Томской области, ее анализ, сравнение показателей нефтедобычи за последние годы, выявление существующих проблем, поиск дальнейших перспектив развития отрасли в регионе.
Введение
Глава I. Нефтегазовый комплекс Российской федерации.
Глава II. Нефтегазовый комплекс Томской области.
А) Нефте- и газодобыча в регионе.
Б) Проблемы и прогнозы на будущее.
Заключение.
Термины и сокращения
Список использованной литературы.
Приложения.
Вклад нефтедобывающих компаний в масштабах Томской области
Добыча нефти (тыс.т.)
Сопоставление уровней добычи нефти за 9 месяцев 2009 года и 2010 года по предприятиям
Структура доходов федерального бюджета
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом нефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3%
Снижение
прогнозируемого поступления
Увеличение
ненефтегазовых доходов федерального
бюджета к ВВП в 2011-2013 годах
по отношению к 2010 году связано, в
основном, с прогнозируемым увеличением
поступлений по налогу на добавленную
стоимость и акцизам.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.[Приложение 4]
С 2008 г. при снижении доходной части бюджета и сохранении значительной части расходных обязательств нефтегазовый дефицит начал стремительно расти и достиг в 2009 году 13,5% ВВП, а в 2010 г. он ожидается на уровне 13,7% ВВП.
Снижение общего дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что нефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. нефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.
В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму нефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а нефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.
Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.
Такие
бюджетные правила позволят обеспечить
стабильность бюджетной системы
в долгосрочном периоде, предотвратят
чрезмерное наращивание государственного
долга, создадут благоприятные условия
для внутренних и внешних инвестиций,
невозможных при нестабильности бюджета
и, как следствие, экономики.
Проанализировав данную информацию, можно сделать следующие обобщающие выводы:
Многие
сибирские регионы располагают
всем необходимым для того, чтобы
по промышленно-экономическому потенциалу
и уровню жизни населения занимать
лидирующие позиции в России. Не
отрицая важности многих ведущих
отраслей промышленности, транспорта,
сельского хозяйства, науки и
новых технологий, признаем, что
локомотивом для их экономического
развития по-прежнему будет являться
природоресурсный комплекс.
Наиболее наглядно ситуация с освоенностью
и реализацией природоресурсного потенциала
подтверждается на примере Обь-Енисейского
междуречья, находящегося в пределах административных
границ Томской области и Красноярского
края – это так называемое Обское правобережье
и Енисейское левобережье. Эта территория
занимает практически половину Томской
области и около 20% Красноярского края.
Ее площадь более 300 тыс. км2, что равнозначно
двум средним субъектам РФ (около 2% от
всей территории России).
На этой территории практически не реализован
природоресурсный потенциал, вследствие
чего она недостаточно участвует в экономическом
и промышленном развитии двух крупных
регионов России, находящихся почти в
ее географическом центре.
По прогнозам некоторых ученых, перспективы
нефтегазоносности недр Томского Правобережья
не уступают Левобережью и оцениваются
в 10 млрд. т условного углеводородного
топлива (УУТ).
Нефть и газ являются высоколиквидными
видами сырья с подготовленными
ресурсами и мощностями по добыче.
С начала эксплуатации из недр области
добыто 268,1 млн. т нефти, 29,0 млрд. м³ газа
и 3,9 млн. т конденсата. Текущие
извлекаемые запасы составляют: нефть
– кат. А+В+С1 – 276,6 млн. т, кат. С2 – 135,4 млн.
т; газ свободный и растворимый (суммарно)
– кат. А+В+С1 – 289,2 млрд. м³, кат. С2 – 35,5
млрд. м³; конденсат – кат. А+В+С1 – 33,4 млн.
т, кат. С1 – 3,2 млн. т.
Всего на территории Томской области открыто
111 нефтяных месторождений нефти и газа,
из них в разработке находится 54 с утвержденными
запасами около 80 % от общих. Геологоразведочные
работы и добычу нефти и газа осуществляют
44 предприятия, из них 37 имеют лицензии
с правом добычи. В геологическое изучение
и разработку месторождений вкладывается
британский, шведский, германский, венгерский,
индийский, швейцарский, норвежский, казахстанский
капитал. Вклад нефтедобывающих компаний
в масштабах Томской области еще несколько
лет назад выглядел следующим образом:
ОАО «Томскнефть» - 86,3%, «Benodet Investmens Limited»
- 6,1%, ЗАО «Томск-Петролиум-унд-Газ» - 2,7%,
ОАО «Томскгазпром» - 2,7%[Приложение 1].
В 2007 году в области было добыто 9,9 млн т.
нефти, 4,4 млрд куб. м газа. Приросты нефтедобычи
в 2007 году составил около 2,8 млн т.: 1,5 млн
т. прирастила ОАО "Томскнефть" ВНК,
1,2 млн т. - ЗАО "Томская нефть", еще
около1 млн т. - остальные недропользователи.
Более 80 % всех разведанных запасов региона находится на балансе ОАО "Томскнефть ВНК"[Приложение 2], владеющего 17 лицензиями на добычу и 9 лицензионных блоков с целью геологического изучения в Томской области, а также являющегося агентом на право разработки двух лицензионных участков, принадлежащих "Роснефти". Владельцами компании на паритетных началах являются НК "Роснефть" и НК "Газпром нефть". По данным компании в 2007 году "Томскнефть" добыла 11,6 млн т., их них 8,4 млн т. на территории Томской области. Объем капитальных вложений в производство составил почти 14 млрд руб. В 2008 году "Томскнефть" добыла около 11,7 млн т. нефти, из них 7,35 млн т. на территории региона. В 2007 году ОАО "Томскнефть" начислила в областной бюджет 3,6 млрд рублей налогов.
Добыча
нефти в Томской области за
девять месяцев 2009 года по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года увеличилась на 3% - до 7,579 миллиона
тонн, увеличение произошло за счет
роста числа малых
Так, перевыполнили план по добыче "Газпромнефть-Восток",
"Томскгазпром", "Империал Энерджи",
"Томскгеонефтегаз", "Матюшкинская
вертикаль", "Стимул-Т", "Томскгеонефтегаз"
ВНК[Приложение 3].
Крупные недропользователи, которые в
условиях кризиса сократили свои инвестиционные
программы, продолжают испытывать серьезные
трудности. Так, в "Томскнефти" объемы
добычи нефти сокращены на 300 тысяч тонн,
по итогам года это может быть 500 тысяч
тонн. Из-за изъятия трех лицензионных
участков у компании "Русснефть"
потери по году составят в пределах 120
тысяч тонн..
Также за счет роста налогов на добычу
удалось увеличить доходы регионального
бюджета. Правда, уже со следующего года
эти налоги будут полностью уходить в
федеральный бюджет и область может недосчитаться
более миллиарда рублей.
На миллион тонн нефти больше добыли на
территории Томской области в минувшем
году. Это основной итог 2010 года для тех,
кто разрабатывает и эксплуатирует месторождения
нефти и газа. Выход нефтегазовой отрасли
из кризиса как факт был официально оформлен
на итоговом совещании недропользователей
в областной администрации. Общими усилиями
валовый объём добычи нефти достиг показателя
в 10,5 млн. тонн - это на 4% больше, чем в 2009-м.
В текущем году план превышает 11 миллионов,
и судя по динамике, он будет выполнен.
Так, предприятию "Томскнефть-ВНК"
удалось извлечь на поверхность 10,3 млн.
тонн нефти, сверх плана добыто свыше 300
тысяч тонн.
Томская область в 2011г. планирует увеличить
добычу нефти и газа за счет малых недропользователей.
Об этом в ходе встречи с премьер-министром
РФ Владимиром Путиным сообщил глава Томской
области Виктор Кресс. "Есть у нас все
предпосылки для того, чтобы нарастить
объемы добычи нефти, немножко газа в основном
за счет малых недропользователей. Мы
именно в этом направлении работаем",
- сказал губернатор. Он добавил, что если
ранее ОАО "Томскнефть" (совместное
предприятие ОАО "Газпром нефть"
и ОАО "Роснефть") получало до 98-99%
общего объема добычи в регионе, то сейчас
на ее долю приходится только 65%. В.Кресс
также отметил, что Томская область завершила
2010г. с профицитом бюджета, что было обеспечено,
в том числе, и добывающими отраслями.
Томская область входит в состав Западно-Сибирской
нефтегазоносной провинции и относится
к ведущим регионам России по добыче нефти
и газа. В недрах перспективных земель,
разделенных на пять нефтегазоносных
областей (НГО), сосредоточено до 7,5 млрд
т условных углеводородов. Государственным
балансом учтены 103 месторождения нефти
и газа. Потенциальные геологические запасы
углеводородов - 5,47 млрд т. Извлекаемые
ресурсы нефти - 1449 млн т, газа - 632 млрд
куб. м. Общая разведанность геологических
ресурсов нефти - 33,9%, газа - 55%.
Прирост
запасов нефти и газа ожидается
за счет перспективных и прогнозных
ресурсов углеводородного сырья
слабоизученных стратиграфических комплексов
и площадей нераспределенного фонда недр,
включающих прогнозные ресурсы палеозоя
Предъенисейской нефтегазоносной области.
Для выполнения задач по дальнейшему развитию
нефтегазового комплекса планируется
проведение региональных и геолого-разведочных
работ в восточных районах области, обладающих,
по мнению специалистов, значительными
ресурсами нефти и газа. В соответствии
с намеченной программой из первоочередных
видов этих работ выполнено бурение и
испытание параметрических скважин Восток-1
и Восток-3.
Можно констатировать, что дальнейшее
развитие нефтяной отрасли в Томской области
будет определяться инвестициями. С 2005
по 2008 год инвестиции в основной капитал
(без разведочного бурения) выросли в 4,5
раза. В кризисный 2009 год ожидалось резкое
снижение инвестиций – до 14 млрд. рублей,
но этого не произошло. Во второй половине
года ситуация стала выправляться, в итоге
отрасль получила почти 18 млрд. руб. В 2010
году рост этого показателя достиг ~ 21
млрд. рублей. Около 90% инвестиций приходится
на четыре компании: «Томскнефть», «Востокгазпром»,
«Газпромнефть-Восток», «Imperial Energy».
С инвестициями
связано и развитие научно-технической
базы отрасли, без чего ее перспективы
проблематичны. В наследство от переходного
периода нефтяной отрасли досталось
отставание в технологической области,
устаревшее оборудование, слабая инфраструктура.
Многие специалисты уходили в нефтяные
компании и фирмы, где платили нормальную
зарплату.
В последние годы наметилось улучшение
положения в связи с оживлением производства
и некоторыми мерами, предпринятыми государством
с целью стимулирования научных исследований
в отрасли. Работы ученых института
не уступают мировым стандартам, а зачастую
и превосходят их. Ученые института часто
общаются с зарубежными коллегами на различных
европейских и мировых выставках и конференциях
и могут вполне объективно оценить качество
своих работ.
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что НГК был и является основным показателем экономического роста, как для страны, так и для региона в частности, ведь именно он формирует значительную часть бюджетных доходов и валютных поступлений. Томская область является перспективным регионом по разработке нефтегазовых месторождений, где 72% площади региона - это нефтегазоносная территория. А это значит, что налоговые отчисления в региональный бюджет способствуют экономическому развитию Томской области. На ее территории работают крупные нефтяные компании: как российские, так и зарубежные. В ходе работы были выявлены показатели, отражающие текущую ситуацию в регионе, которые в сравнении с показателями прошлых лет дают возможность сделать прогнозы на будущее. Добыча нефти и газа с каждым годом существенно увеличивается, а в ближайшее десятилетие прогнозируется вывести добычу углеводородного сырья в Томской области на уровень российского масштаба с преобладающим объемом добычи в процентном соотношении. Говоря о сегодняшнем положении НГК в экономике Томской области, важно подчеркнуть, что несмотря на увеличивающийся объем добычи сырья, существуют проблемы, связанные с освоением новых месторождений, которые еще только предстоит разрабатывать. Но в целом будущее НГК в области видится положительным и очень важно наращивать объемы добычи сырья, т. к. нефть и газ, по крайней мере на ближайшие 50 лет, будут основными источниками энергии для всего мира, а также важными факторами в экономическом развитии государств, богатых природными ископаемыми.
Нефтегазовые
компании являются и, очевидно, еще
долго будут являться структурообразующими
для российской экономики. Поэтому
поиски путей и направлений развития
НГК являются одной из важнейших
задач современной науки, в том
числе и экономической.
http://tomsk.gov.ru/ru/gold_
http://economy-industry.ru/
http://protown.ru/russia/
http://www.rian.ru/economy/
http://www.vis-inform.ru/
Информация о работе Нефтегазовый комплекс в экономике Томской области