Нефтегазовый комплекс в экономике Томской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны, обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей государственного хозяйства, консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство, формирование значимой части бюджетных доходов и валютных поступлений. От результатов деятельности ТЭК зависят, в конечном счете, платежный баланс страны, поддержание курса рубля и степень понижения долгового бремени России.
Целью данной работы является сбор информации об НКГ Томской области, ее анализ, сравнение показателей нефтедобычи за последние годы, выявление существующих проблем, поиск дальнейших перспектив развития отрасли в регионе.

Содержание

Введение
Глава I. Нефтегазовый комплекс Российской федерации.
Глава II. Нефтегазовый комплекс Томской области.
А) Нефте- и газодобыча в регионе.
Б) Проблемы и прогнозы на будущее.
Заключение.
Термины и сокращения
Список использованной литературы.
Приложения.
Вклад нефтедобывающих компаний в масштабах Томской области
Добыча нефти (тыс.т.)
Сопоставление уровней добычи нефти за 9 месяцев 2009 года и 2010 года по предприятиям
Структура доходов федерального бюджета

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Абраменко.docx

— 93.06 Кб (Скачать)

  Минэнерго России в рамках своей компетенции  принимает следующие меры по решению  стратегических задач развития нефтепереработки в Российской Федерации:

  • Реализация положений технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, в частности: поэтапный переход к выпуску нефтепродуктов, соответствующих по своим потребительским свойствам мировым экологическим стандартам – класс 3 до 2011 г., класс 4 до 2014 г., класс 5 с 2015 г.
  • Законодательное закрепление мер ответственности за нарушение требований Технического регламента путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Законодательное установление норм, регламентирующих деятельность по производству нефтепродуктов путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.
  • Актуализация действующих и принятие новых национальных стандартов, норм и правил, регламентирующих требования к процессам по выпуску нефтепродуктов, а также контроль и надзор за их реализацией.
  • Совершенствование таможенного и налогового регулирования оборота нефтепродуктов, направленное на стимулирование производства нефтепродуктов с высокими потребительскими свойствами и сокращение выпуска нефтепродуктов, являющихся сырьем для переработки на зарубежных НПЗ:
  • поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин на мазут, прямогонный бензин и вакуумный газойль с их одновременным снижением на товарные виды нефтепродуктов (бензины, дизельное топливо), соответствующих требованиям конечных потребителей на внешних рынках;
  • дифференциация акцизных ставок на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик
  • на высококачественные нефтепродукты и высокие акцизы на низкокачественные нефтепродукты);
  • создание «прозрачных» механизмов ценообразования на нефтепродукты путем принятия нормативных правовых актов, регламентирующих обязательную реализацию не менее 10% нефтепродуктов на отечественных товарно-сырьевых биржах;
  • государственное стимулирование развития инфраструктурных коммуникаций для развития нефтеперерабатывающих мощностей (пример – Нижнекамский НПЗ) и магистральных нефтепродуктопроводов.

  В соответствии с планами развития отрасли, облик отечественной нефтепереработки и нефтехимии в среднесрочной  перспективе (к 2015 году) заключается  в следующих результатах:

  • Достижение европейского технологического уровня глубины переработки нефтяного сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (до 87-90%).
  • Выпуск высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, соответствующих общемировым экологическим стандартам
  • Прекращение оборота на внутреннем рынке контрафактных нефтепродуктов
  • Существенное сокращение экспорта сырьевых нефтепродуктов: мазута, газойля, прямогонного бензина, увеличение экспорта продуктов нефтехимии и нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью
  • Высокая (свыше 95%) степень утилизации попутного нефтяного газа
  • Высокая бюджетная эффективность нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических комплексов со сложной конфигурацией технологических процессов переработки
  • Конкурентный внутренний рынок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии
  • Создание крупных конкурентоспособных нефтехимических мощностей и развитие спроса на нефтехимические продукты на территории России.

  В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и  предприятия по транспортировке  и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных  нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн.т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность  магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс.км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

  Структуру отрасли составляют 9 крупных вертикально  интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР" и "Газпром-нефть". Транспортировка  нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт".

  Газовая промышленность России включает в себя предприятия, осуществляющие геолого-разведочные  работы, бурение разведочных и  эксплуатационных скважин, добычу и  транспортирования, подземные хранилища  газа и другие объекты газовой  инфраструктуры. Единая система газоснабжения  имеет более 155 тыс. км магистральных  газопроводов и отводов с пропускной способностью более 580 млрд куб.м, 6,1 тыс. км конденсатопродуктопроводов. В России насчитывается около 530 тыс. км распределительных  газопроводов.

  Природный и попутный нефтяной газ является в настоящее время основным источником обеспечения внутренних потребностей страны в первичных энергоресурсах.

  Из  доклада Министра энергетики РФ С.И. Шматко:

  «Благодаря  своевременно реализованным в конце 2008 – начале 2009 годов мерам государственной  поддержки (снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в начале 2009 г. и установление нулевой ставки таможенной пошлины при вывозе нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири), нефтяная отрасль смогла в условиях резкого падения в указанный период цен на нефть увеличить в 2009 году совокупный объем добычи нефтяного сырья.

  Основными факторами, повлиявшими на увеличение производства нефтяного сырья, стали:

  - освоение новых месторождений  Восточной Сибири и Дальнего  Востока (Ванкорское, Верхнечонское,  Талаканское).

  - стабилизация объемов добычи  вертикально-интегрированных нефтяных  компаний после нескольких лет  падения производства.

  - окончание строительства нефтепроводной  инфраструктуры и обеспечение  круглогодичной эксплуатации объектов  морской добычи в рамках проекта  «Сахалин-2».

  В 2009 году наблюдалось незначительное по сравнению с 2008 годом снижение объемов переработки нефти, обусловленное  спадом платежеспособного потребительского спроса на фоне кризисных явлений  в экономике. Уровень рационального  использования попутного нефтяного  газа вырос с 72,6% в 2007 году до 77,9% в 2009 году. При этом глубина переработки  нефтяного сырья увеличилась  с 70,9% в 2007 году до 71,8% в 2009 году.

  Продолжалось  развитие биржевой торговли нефтересурсами на отечественных площадках –  только за январь-май 2010 г. с использованием биржевых технологий было реализовано 2,4 млн. т нефтепродуктов, или 7,3% от общего объема их поставок на внутренний рынок; в то время как за весь 2009 г. было реализовано 1,7 млн. тонн, или 2,3% от объема поставок на внутренний рынок. После  достижения уровня реализации нефтепродуктов с использованием биржевых технологий в размере 10-15% от величины рынка, можно будет говорить о формировании в России репрезентативного ценового маркера внутреннего рынка.

  В 2009 г. и в начале 2010 г. удалось добиться целого ряда позитивных результатов  в нефтяной отрасли, включая:

  - введение в эксплуатацию первой  очереди нефтепроводной системы  «ВСТО»;

  - введение в промышленную эксплуатацию  Ванкорского нефтегазового месторождения;

  - подписание консорциумом российских  компаний меморандума с государственной  венесуэльской компанией «PdVSA»  о создании совместного предприятия  по разработке нефтяного блока  Хунин-6 (Венесуэла);

  - победу международных консорциумов  компаний с участием ОАО «ЛУКОЙЛ»  и ОАО «Газпром нефть» в  тендерах на право разработки  крупнейших иракских месторождений;

  - вхождение ОАО «Зарубежнефть»  в состав инвесторов Харьягинского  СРП с долей участия 20%;

  - начало эксплуатации в рамках  проекта «Сахалин-2» нефтепровода  и морского нефтяного терминала  Пригородное;

  - начало промышленной добычи нефти  в рамках реализации Уватского  проекта в Тюменской области  (ТНК-ВР);

  - ввод в промышленную разработку  месторождения им. Ю.Корчагина наСеверном  Каспии (ОАО «Лукойл»).

  В 2009 г. суммарный объем добычи газа составил 582,9 млрд. куб. м. При этом доля независимых производителей в общем  объеме добычи газа увеличилась с 17% до 21%.

  К числу важнейших событий 2009 года в газовой промышленности, в частности, относятся:

  • получение разрешений и начало реализации проекта «Северный поток» от 5 стран, по территориальным водам которых проходит маршрут газопровода, и подписание контракта на поставку в Данию по данному газопроводу дополнительных объемов российского газа;
  • ввод в эксплуатацию в рамках реализации проекта «Сахалин-2» первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 9,6 млн. т в год;
  • подписание с целью реализации проекта «Южный поток» всех соглашений о сотрудничестве со странами, на территории которых будет осуществляться этот проект;
  • начало строительства газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».
  • подписание Рамочного соглашения об основных условиях поставок в Китай российского газа между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией»;
  • избрание представителя России руководителем «Форума стран-экспортеров газа».

  МинЭнерго выделил следующие приоритетные направления развития в нефтегазовом комплексе:

  · реализация перспективных проектов строительства трубопроводов;

  · стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры;

  · формирование и развитие новых крупных  центров добычи нефти и газа; Разработка месторождений на шельфе;

  · повышение эффективности использования  энергетических ресурсов в отраслях экономики 

  В 2000-2007 гг. размер нефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП.

  С 2008 г. при снижении доходной части бюджета и сохранении значительной части расходных обязательств нефтегазовый дефицит начал стремительно расти и достиг в 2009 году 13,5% ВВП, а в 2010 г. он ожидается на уровне 13,7% ВВП.

  Снижение  общего дефицита федерального бюджета  до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что  нефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. нефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.

  В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011–2013 годах  задачи ограничения в среднесрочной  перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к  тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном  кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму  нефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а нефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.

  Действие  соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время  приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.

Информация о работе Нефтегазовый комплекс в экономике Томской области