Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, реферат
Наукоемкость ВВП по большинству стран сократилась в несколько раз, лишь в России и Украине в 2000—2004 гг. она превысила 1 % — величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинаются разрушение национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности. Экономическую отдачу от
Введение…………………………………………………………………….3
1. Роль науки и инноваций в современной экономике. Понятие, структура и состояние научного потенциала в РБ……………………………4
2. Понятие и состояние инновационного потенциала в Беларуси…………………………………………………………………………………..6
3. Основные направления и проблемы формирования Национальной инновационной системы………………………………………………….……10
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………….…..14
Основные направления и проблемы формирования Национальной инновационной системы
На третьем Всебелорусском народном собрании Главой государства был провозглашен инновационный путь развития Республики Беларусь, что нашло свое отражение в мероприятиях основополагающих программных документов научно-инновационного комплекса Беларуси, основные усилия которого концентрируются на реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, Пошаговой стратегии до 2015 г. увеличения не менее чем на 200 % доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, Стратегии проведения научных исследований на период до 2015 г., направленной на инновационное развитие Республики Беларусь, создание научной продукции, конкурентоспособной на международных рынках, Государственной программы по охране интеллектуальной собственности, Программы социальноэкономического и научно-инновационного развития Национальной академии наук Беларуси, других решений Главы государства и Правительства Республики Беларусь.Реализация мероприятий указанных программ направлена на создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Выполнение заданий программ должно обеспечить решение следующих задач инновационного пути развития: построение Национальной инновационной системы как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества; формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды; модернизацию материально-технической базы науки, производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий; достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики; повышение экспорта высокотехнологичной продукции, экономической и энергетической безопасности; развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения. Исходя из такого подхода, приоритетными на 2010–2015 гг. определены те направления инновационного развития, научно-технический потенциал которых позволяет реализовать системные проекты создания новых секторов экономики, производств V–VI технологических укладов, в том числе на базе макротехнологий, которыми обладают белорусские ученые.
Эффективным инструментом перехода экономики на инновационный путь развития, построения постиндустриального информационного общества в рамках белорусской модели развития должна стать активно формирующаяся (особенно в последние пять лет) Национальная инновационная система (НИС) страны. Стратегия развития НИС в Республике Беларусь ориентирована на повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта, замещение импортной продукции.Исходя из потребностей становления НИС и развития инновационной экономики, Указом
Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 гг. (ГПИР), направленная на достижение приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели. В результате реализации проектов ГПИР за период 2007–2009 гг. в республике создано или модернизировано около 10 тыс. рабочих мест. Несмотря на достигнутые результаты, попрежнему на сегодняшний момент можно выделить проблемы, существенно влияющие на современное инновационное развитие Республики Беларусь, среди которых наиболее острыми остаются:
•низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий;
•ограниченный спрос на передовые технологии и нововведения на внутреннем рынке;
•неразвитость специальных финансовых рычагов инновационной инфраструктуры;
•неразвитость современных форм инновационного менеджмента.
•слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями.
Данные проблемы в обозримой перспективе еще предстоит решить. В ближайшей пятилетке будет продолжена соответствующая планомерная работа по переводу страны на инновационный путь развития. С этой целью разрабатывается новая Государственная программа инновационного развития, концепция которой одобрена Советом Министров Республики Беларусь. Концепция представляет собой современную национальную стратегию инновационного развития посредством реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. и на перспективу, направленную на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс с целью дальнейшего обновления и устойчивого развития страны. В соответствии с Концепцией основной целью новой ГПИР должно стать развитие национальной экономики на основе разработок и внедрения высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих, экспортоориентированных и конкурентоспособных производств и как результат – достижение высоких социально-экономических показателей. При этом основным критерием является высокий уровень наукоемкости производств.Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:
•роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5–3,0 раза;
•увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0 % от ВВП и расходов на развитие материально-
технической базы науки до 10,0 % от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
•доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности – 20 %;
•доли сертифицированной продукции – 80 %;
•уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50 %. [5, C.59]
Для достижения указанных выше показателей, в первую очередь, необходимо принять меры по увеличению к 2015 г. затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 г., увеличить показатель наукоемкости ВВП в Беларуси до 3,0 %, увеличить долю занятых в высокотехнологичном и среднетехнологичном секторах до 7–10 % от общей занятости, обеспечить в установленном порядке охрану объектов промышленной собственности за рубежом.
Таким образом, затраты на науку в пересчете на одного исследователя в 2009 г. составили примерно 21,5 млн руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику и, соответственно, научно-техническую сферу остается. Это выражается в снижении экспорта, увеличении отрицательного сальдо внешней торговли наукоемкой продукцией, замедлении экономического роста. С учетом конкретных условий в Республике Беларусь целесообразно сосредоточиться на следующих основных блоках мер.
1. Меры по обеспечению сбалансированности внутренних расходов и объема производства.
2. Системная реализация инновационного вектора и структурной перестройки экономики.
3. Ускорение развития всех сегментов финансового рынка. Затянулся процесс формирования страхового дела, инвестиционных фондов, венчурного бизнеса.
4. Реализация либерализационных мер, которые во многом перекликаются со стабилизационными.
Развитие инновационных производств требует существенной активизации усилий, в том числе за счет создания условий для привлечения в данную сферу иностранных инвестиций, технологий и менеджмента. Для этого необходима ускоренная разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей существенное стимулирование развития инновационных производств, включая комплекс организационных, налоговых и других стимулов. В результате должна произойти существенная переориентация финансовых, материальных и трудовых потоков в экономике в пользу высокотехнологичных отраслей
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрович, Я.М., Национальная экономика Беларуси: учебник / Я.М. Александрович, А.В. Богданович, В.Н Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.
2. Иванов, В.Ф. Роль показателей развития науки и инноваций в анализе современной экономики / В.Ф. Иванов, А.И. Макаревич // Экон. бюл. – 2009. – №6. – С. 4.
3. Капорцева, О.Н. Проблема реализации инновационной политики РБ в современных условиях / О.Н. Капорцева // Новая экономика. – 2009. – № 11-12. – С. 32-38.
4. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2009 г. // Экон. бюл. – 2010. – № 2. – С. 4-89.
5. И.В.Войтов. О инновационном развитии РБ //Проблемы управления- № 2 (35) -2010 – С.59-64
14
Информация о работе Научный и инновационный потенциалы национальной экономики Беларуси