Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:02, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.

Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:

• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;

• определить содержание противоречий реализации категории конкурентоспособности, формы их проявления и влияние на решение проблемы экономического роста;

• выяснить значение научно-технического прогресса и инновационной деятельности для современных рыночных отношений;

• проанализировать опыт работы систем государственного регулирования инновационными процессами в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3

1.Теоретические основы…………………………………………………………5
1.Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
2.Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
3.Наука и производство..………………………………………….……………………….7
1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8

2. Современные взгляды на проблему………………………………………..11

2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11

2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12

3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16

3. Статистические данные………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Современный рынок технически передовых стран  представляет собой в настоящее  время высокоорганизованное сообщество частных, государственных и общественных организаций, для которого характерна как конкуренция, так и взаимодействие и определенная иерархичность организации. Государственное регулирование развития такого рынка в основном сосредоточено на решении проблем поддержания высокой эффективности его функционирования: создание капиталоемкой транспортной и информационной инфраструктуры, обеспечение прогрессивных технологических сдвигов в экономике, образовательная и профессиональная подготовка населения. Основными факторами, препятствующими инновационной деятельности являются: недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, высокую стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений, недостаточность собственных денежных средств, неразвитость рынка технологий, низкий платежеспособный спрос на новые продукты. Таким образом, в качестве одного из препятствий для осуществления активной инновационной деятельности в условиях трансформационной экономики можно отметить нехватку финансовых ресурсов, что мешает привлекать материальные и трудовые ресурсы адекватного качественного состава в процесс производства. С другой стороны, создание воспроизводственной структуры экономики, которая в наибольшей степени бы отвечала перспективам развития в пределах общемировой магистрали, является насущной и неотложной задачей дальнейшего развития России. Необходимо выделить основные ориентиры, концентрация средств на которых позволит использовать ограниченные средства максимально эффективным образом для достижения конкурентного преимущества в приоритетных отраслях, а затем и экономики в целом.

    Переход на траекторию устойчивого экономического роста возможен лишь на основе широкомасштабного  научно-технического обновления экономики России. Научно-техническое развитие является решающим условием экономического роста, важным элементом конкурентоспособности продукции на мировом рынке и серьезным аргументом в поддержании экономической и военной безопасности страны. Кроме этого, расширение производства высокотехнологичной продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, будет стимулировать соответствующие технологические сдвиги в смежных отраслях и производствах, повышая их технологический уровень, изменяя структуру производства и занятости. Наличие информационной и технологической составляющих в параметрах экономического роста признается многими учеными. Вопросы возникают тогда, когда пытаются количественно определить их долю, выяснить технологическую структуру экономики, динамику технологических укладов, жизненный цикл информационных технологий, взаимосвязь технологического и информационного в ходе общественного развития, роль государства в реализации научно-технической политики и т.д. В этом случае требуются новые подходы, новые схемы анализа, где самыми главными являются как системное видение объекта и предмета исследования, так и знание его генетических основ.

    Несмотря  на теоретическое обоснование технологических  и экономических процессов, содержание отношений их взаимодействия, так и остается не изученным. Нет концепции развития информационно-технологического фактора. Отсутствует единство и в понимании технологии, а поэтому не изучены вопросы системного видения технологии, анализа ее элементов, связей и структурных уровней и ее взаимодействия с информационным ресурсом. Не уделяется пока должного внимания и анализу жизненного цикла технологий, их диффузии в народном хозяйстве. В полной мере не изучен как понятийный аппарат наукоемких производств и отраслей, так и роль государства в реализации политики обновления технологической базы России.

    Существует  прямая зависимость между количеством  информации, используемой в хозяйственной деятельности, и экономическими результатами, с другой стороны, есть и обратная зависимость между количеством информации и снижением потребности в использовании на производстве традиционных ресурсов.

    Информационно-технологический  фактор экономического роста отражает изменение условий использования информационных и технологических ресурсов, в связи с переходом от индустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях, что ведет к формированию единого информационно-технологического фактора. Выявлена зависимость между результативностью информационно-технологического фактора и созданием условий по формированию экономики, основанной на знаниях: чем интенсивнее формируется экономика знаний, тем значительнее доля информационно-технологического фактора в приросте ВВП.

    Ускорение развития наукоемких производств в  России связано с реализацией целого ряда мероприятий: сохранение и дальнейшее повышение уровня научно-технического и производственного потенциала фирм за счет увеличения вложений в НИОКР; улучшение качества подготовки и повышение уровня квалификации кадров, способных работать на высокотехнологичных производствах; повышение уровня мобильности трудовых ресурсов; ускорение отработки системы социальных гарантий; изменение мотивации предпринимателей в сторону ориентации на долгосрочные цели развития; серьезная финансовая поддержка государством развития венчурного предпринимательства.

    Экономический эффект от развития и применения информационных технологий сказывается не столько в самой отрасли, сколько распределен в экономике в целом. То есть развитие сферы информационных технологий приводит к мультипликационному эффекту, когда через определенный момент времени инвестиции в информационные технологии начинают положительно сказываться на прибыльности других производств.

    Совершенствование технологической структуры экономики  РФ направлено  на увеличение масштаба и расширение состава перспективных технологий на срединных и завершающих стадиях технологического цикла, которые обеспечивают повышенный рост добавленной стоимости обработки первичных ресурсов; ликвидацию потерь ресурсов из-за несогласованности между компонентами технологий, которая возможна путем модернизации действующих технологий на основе инноваций, сопряженных с предыдущими и последующими технологиями; изменение экономической и инвестиционной политики в направлении создания большей инвестиционной привлекательности.

 

  1. Статистические данные

    Инновационной деятельностью в Российской Федерации  в 2007г. занимались 10,8% обследованных организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инновации, составил 9,4%, маркетинговые - 2,5%, организационные - 3,5%.

   Таблица 1

   Уровень инновационной активности организаций

  Число организаций, осуществлявших инновационную деятельность (ед.) Уровень инновационной активности организаций (%)
2006г. 2007г. 2006г. 2007г.
Всего 2806 2841 10,6 10,8
технологические инновации 2490 2485 9,4 9,4
маркетинговые инновации 615 656 2,3 2,5
организационные инновации 857 911 3,2 3,5
 

    Активно внедряют инновационные процессы организации  таких видов экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (29,2% обследуемых организаций в 2007г.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (28,4%), химическое производство (26,5%), производство транспортных средств и оборудования (24,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций указанных видов деятельности в 2007г. превысил средний по России в 2,3-2,7 раза.

    Самый низкий уровень инновационной активности в 2007г. отмечался в организациях целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности (4,3%), по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (5,1%), текстильного и швейного производства (5,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева (6,0%).

    Среди организаций, осуществлявших различные  виды инновационной деятельности, наибольшую долю составляют организации, приобретавшие  машины и оборудование, связанные  с технологическими инновациями. Актуальность данного вида инновационной деятельности связана с обновлением производственного оборудования. В 2007г. приобретением производственного оборудования занималось 66,7% организаций, из числа осуществлявших технологические инновации, что ниже уровня 2006г. на 1,1 процентного пункта. Возросло число организаций, приобретавших программные средства, на 5,7%. Их доля в числе организаций, осуществлявших технологические инновации в 2007г., составила 28,5%. Треть организаций занимались научными исследованиями и разработками (33,5%), и этот уровень практически не изменился по сравнению с 2006 годом.

    В 2007г. 30,1% обследованных организаций  занимались производственным проектированием, дизайном и другими разработками (не связанными с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов. Их доля по сравнению с 2006г. снизилась на 0,5 процентного пункта.

    В 2007г. только 182 организации (7,3% обследованных  организаций, осуществлявших технологические инновации) занимались приобретением прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

    Основным  источником финансирования инновационной  деятельности по-прежнему остается самофинансирование. В 2007г. за счет собственных средств организаций было профинансировано 79,6% всех затрат на технологические инновации. В организациях по добыче полезных ископаемых этот показатель составил 98,9% всех затрат на данный вид деятельности; металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 88,9%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 81,2%. 
 

   Структура затрат на технологические  инновации по источникам финансирования (%)
   2006г.    2007г.
   
   
   
 

   25 октября 2006 года была утверждена Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012». Основная цель этой программы состоит в развитии научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

   Основные  задачи Программы:

   · обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

   · обеспечение притока молодых  специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ;

   · развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; - содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации;

   · развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы.

   · Важнейшие целевые индикаторы и  показатели Программы:

   · дополнительное производство новой  и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в объеме 142 - 150 млрд рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий;

   · дополнительный экспорт высокотехнологичной  продукции в объеме 39 - 44 млрд рублей; - привлечение внебюджетных средств  в объеме 59 - 62 млрд рублей;

   · дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в объеме 169 - 172 млрд рублей;

Информация о работе Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России