Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:02, реферат
Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;
• определить содержание противоречий реализации категории конкурентоспособности, формы их проявления и влияние на решение проблемы экономического роста;
• выяснить значение научно-технического прогресса и инновационной деятельности для современных рыночных отношений;
• проанализировать опыт работы систем государственного регулирования инновационными процессами в России.
Введение……………………………………………………………….…………..3
1.Теоретические основы…………………………………………………………5
1.Исследование информационно-технологического фактора экономического роста………………………………………………………………………………………………..5
2.Наука как объект анализа…………………………………….………………………….6
3.Наука и производство..………………………………………….……………………….7
1.4 Научно-технический прогресс…………………….…………………………………….8
2. Современные взгляды на проблему………………………………………..11
2.1 Ситуация в российской науке.………………………….………………………………11
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в России…………………………………………………………………………….16
3. Статистические данные………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Марийский
государственный технический
Кафедра
экономической теории
Реферат на тему:
«Научно-техническое
развитие как фактор
экономического роста
России»
Шембулатова З.С.
Проверила:
Татаринова Ю.Н.
Йошкар-Ола
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.4 Научно-технический
прогресс…………………….…………………………………
2. Современные
взгляды на проблему……………………………
2.1 Ситуация
в российской науке.………………………….………………………………
2.2 Основные черты современного этапа НТП……………………………………………12
3.2 НТП в
России………………………………………………………………
3. Статистические данные………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………29
Введение
Тема научно-технического развития как фактора экономического роста России актуальна в наше время. В современном обществе наука играет далеко не последнюю роль. Нормальное развитие экономики любого государства невозможно без адекватного научного развития. Однозначна и обратная связь – в стране с больной и слабой экономикой наука растет медленно, а деградирует быстро.
Стимулирование экономического роста является важнейшей задачей экономической политики. Динамично меняющаяся экономическая среда накладывает отпечаток и на особенности экономического роста.
Экономический рост в современной России имеет особые черты, требующие изучения. К ним можно отнести и региональную неравномерность экономического развития, и дефицит долгосрочных инвестиций, и необходимость восстановления после длительного периода спада. Анализ экономического роста в современной России осложняется ограниченностью статистической информации, коротким периодом роста, большой долей теневой экономики.
Экономика страны после длительного периода спада требует особого качества роста с целью восстановления утраченных возможностей и перехода на качественно новую ступень развития. Неравномерность развития регионов, наличие депрессивных областей и, наоборот, быстро развивающихся, осложняет регулирование экономических процессов на федеральном уровне.
Значительное внимание исследованию экономических проблем научно-технического развития, влияния на конкурентоспособность экономики, уделено в работах многих российских и зарубежных ученых-экономистов. В их числе: А.И.Анчишкин, МБраун, Е.М.Бухвальд, С.И.Глазьев, Е.Ф.Денисов, Д.С.Львов, М.Портер, Д.Сахал, Э.Мэнсфилд, Ю.П.Морозов, В.А.Насаревский, К.Оппенлендер, Б.Твисс, И.Шумпетер, Ю.В.Яковец, Э.Янч, и другие.
Цель данной работы состоит в изучении научно-технического развития как основного фактора экономического роста, его взаимосвязи с конкурентоспособностью, особенностей реализации его достижений в России и разработке на этой основе узловых положений рациональной научно-технической региональной политики, стимулирующей инновационные процессы и создающей предпосылки для экономического роста.
Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:
• изучить сущность научно-технического развития как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такой экономической категорией как конкурентоспособность;
•
определить содержание противоречий реализации
категории
•
выяснить значение научно-технического
прогресса и инновационной
•
проанализировать опыт работы систем
государственного регулирования инновационными
процессами в России.
1. Теоретические
основы
экономического роста
В современном мире вклад науки и новых технологий является решающим фактором социального и экономического развития. Значение технологии в развитии экономической системы трудно переоценить, так как технологические отношения буквально пронизывают производственную деятельность субъектов экономики и напрямую связаны с её количественными и качественными параметрами развития. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продуктов, товаров и услуг и их разнообразие. Однако понятие технология, её место и роль в экономической системе изучены незначительно.
Экскурс
в историю показывает, что впервые
это понятие вошло в научный оборот
в начале ХIХв. в работах немецких ученых
И. Бекмана, И.Г.М. Поппе и английского ученого
Э. Юра. Серьезный политэкономический
анализ технологии как способа производства
материальных благ мы находим в работах
К. Маркса. У Маркса довольно часто встречается
рассмотрение технологии как процесса
последовательного расчленения производства
на отдельные операции, элементы, действия.
В работах экономистов конца XIX - начала
XX века уже не акцентировалось столько
внимания на технологической составляющей
экономического развития. В основном в
политэкономической литературе наблюдается
падение интереса к технико-технологическим
исследованиям. Так, в одних работах отмечается
лишь, что необходимо видеть взаимосвязь
технических наук и политэкономии, так
как они изучают хозяйство. Некоторый
шаг вперед в познании природы технологии
был сделан известным российским ученым
М.И. Туган-Барановским. В своем учебнике
он указывает на тесную взаимосвязь технологии
и политэкономии как двух наук, исследующих
хозяйственную деятельность. Технические
науки рассматривают человека как «механическую
силу», ничем в принципе не отличающегося
от других движущих сил производства.
Экономические науки рассматривают производство
с позиций удовлетворения потребностей
человека и гармонического соединения
человека и природы. «Этим политическая
экономия вполне определенно ограничивается
от технологии, для которой человек не
противостоит природе, а есть ее составная
часть...» Именно благодаря тесной взаимосвязи
науки и производства технология становится
важнейшей характеристикой экономического
роста.
1.2 Наука как объект анализа
Кардинальная проблема развития науки состоит в том, в какой мере знание как общемировое достояние может способствовать увеличению национального богатства в его экономическом значении, т.е. росту благосостояния общества в отдельной стране. Воспроизводство научных знаний в определенных пределах осуществляется по законам, сходных с теми, по которым функционирует материальное производство. В общем случае можно утверждать, что научные знания обладают свойством многократного и альтернативного использования: в качестве знания как такового и одновременно в качестве «инструмента» повышения уровня благосостояния общества. Функциональная особенность знания как результата научного процесса состоит в различии возможностей его использования.
Основной результат фундаментального исследования оценивается по величине вклада в прирост существующего запаса знаний. Результат прикладного исследования – по приросту эффективности производства, полученному на конечной стадии внедрения нововведения, основанного на научном открытии. В процессе интеграции науки и производства эти результаты все в большей степени «сопровождают» друг друга.
Наука
как сфера человеческой деятельности
должна обеспечиваться ресурсами и инфраструктурой;
через них она тесным образом взаимосвязана
с экономическим потенциалом и может рассматриваться
как проекция системы экономических отношений.
1.3 Наука и производство
Наряду с экономическими эффектами научная деятельность оказывает воздействие и на социальную сферу. «Межотраслевая поставка» науки в производство реализуется косвенно, путем индукции нововведений, состоящих либо в новой, более продуктивной техники или технологии, либо в создании продукта, имеющего принципиально новые потребительские качества, либо в улучшении условий жизни, условий и организации труда. В большинстве случаев в качестве промежуточного звена между наукой и производством выступает новая техника и технология. Деятельность, охватывающая все стадии процесса нововведения от исследований и разработок до создания и тиражирования новой продукции, является условием развития научно-технического прогресса.
Государство может регулировать инновационный процесс через потребности общества в развитии науки и техники, через предложение новой продукции, техники и технологии со стороны научных организаций и промышленных предприятий и, наконец, через формирование благоприятной «нововведенческой» среды.
Влияние
научно-технического потенциала страны
на ее международные позиции, усиление
фактора знаний в мирохозяйственных связях
сейчас наиболее четко прослеживается
в политике всех экономически развитых
стран. На фоне повышения среднего уровня
удельной отраслевой наукоемкости в большинстве
развитых стран наблюдается новый тип
экономической стратегии, включающей
и различные модели экспортного поведения,
опирающейся на научно-техническую политику,
преимущественное развитие высокотехнологичных
отраслей. Происходит свертывание материалоемких
и энергоемких отраслей, отказ от «универсального
набора отраслей» в пользу узкого набора
новейших технологий, реализуемых на мелкосерийном
и быстросменяемом производстве.
1.4 Научно-технический прогресс
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновационная деятельность?”
Инновационная деятельность - деятельность, связанная с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Создание
условий для активизации
1.
Создание условий для
Информация о работе Научно-техническое развитие как фактор экономического роста России