Налоговый механизм и общественный сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 06:00, реферат

Описание работы

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного сектора экономики, влияния общественного сектора на проектирование рыночных процессов в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.1 Место и роль налоговой системы в экономике общественного сектора…...
1.1Принципы налогообложения. Критерии оценки налоговых систем………
1.2 Налоговое бремя: понятие, распределение и перемещение………………..
1.3 Избыточное налоговое бремя………………………………………………
1.4Налоговая политика…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по ЭОС.docx

— 39.71 Кб (Скачать)

Равенство по горизонтали — это  непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с тонки зрения принятого принципа. Так, если в качестве критерия выбрана дифференциация доходов, то каждый налогоплательщик вправе рассчитывать, что принудительное изъятие его средств будет осуществляться лишь в тех формах и размерах, что и у других лиц с аналогичными доходами. Равенство по вертикали — соответствие дифференциации налоговых обязательств индивидов различиям в их положении, оцениваемом с тонки зрения принятого принципа. Так, если общим принципом остается дифференциация платежеспособности, измеряемая доходом, причем этот принцип принимается в варианте, предполагающем рост налоговых обязательств, пропорциональный росту доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале»./18, стр. 92/                          Оба эти принципа, как утверждает Горшков А. А., воспринимаются как очевидные. «По сути, они выражают лишь идею запрета на дискриминацию в налогообложении. Однако, с одной стороны, признание этой идеи, исключающей сословные привилегии, пристрастность и произвол государства в налоговой сфере, стало для многих обществ не только чрезвычайно важным, но и сравнительно новым завоеванием. А с другой стороны, обеспечение равенства по горизонтали и вертикали связано на практике с немалыми трудностями»./4, стр. 92/                                                                                        Ни одна налоговая система не предусматривает учет всех без исключения натуральных компонентов доходов хотя бы уже потому, что это предполагало бы создание гигантского контрольного аппарата. В то же время отдельные наиболее заметные и весомые компоненты нередко принимаются во внимание. Это относится, в частности, к «услугам» жилья, которым пользуются его владельцы.                                                                                           Если критерий относительного равенства связан в первую очередь с принципами справедливости, то критерий экономической нейтральности выражает важнейший аспект эффективности налоговой системы.

По мнению Горшкова А. А. «сбор налогов, как и любые другие экономически значимые действия, требует затрат. Это, во-первых, расходы на содержание налоговой службы; во-вторых, затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов; в-третьих, затраты на приобретение услуг налоговых консультантов и адвокатов, а также другие виды расходов, обусловленных потребностью в квалифицированной трактовке налогового законодательства и его применении для разрешения возникающих конфликтов»./4, стр. 94/.                                           Мера искажающего воздействия налога и величина связанных с ним административных издержек характеризуют его влияние на экономику, рассматриваемую в целом, и прежде всего на ту ее часть, которая лежит за пределами общественного сектора.                                                                                        3. Контролируемость налоговой системы. Рыманов А. Ю. утверждает, что «когда налоговая система характеризуется с точки зрения контролируемости, имеется в виду не просто право налогоплательщиков корректировать налоговую политику через участие в выборах и референдумах. Акцент делается на способности граждан на практике распознавать особенности тех или иных налогов и проецировать их на собственные интересы. Высокая мера контролируемости соответствует своего рода прозрачности налоговой системы. При прочих равных условиях она выше у прямых налогов по сравнению с косвенными, у маркированных по сравнению с немаркированными и у налогов, отличающихся организационной простотой, по сравнению с более сложными»./18, стр. 28/                                                                                                                                        Поскольку описанные критерии оценки налоговых систем не предназначены для нахождения некоторого единственного идеального состояния, неудивительного они не всегда в полной мере согласуются между собой.                   За некоторой несогласованностью критериев нередко скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Нейтральность, организационная простота и гибкость связаны преимущественно с первым требованием, относительное равенство обязательств и контролируемость — в большей мере со вторым. Противоречия между этими требованиями не могут быть полностью устранены и сказываются при решении многих конкретных проблем.                          Это относится, в частности, как утверждает автор, «к вопросу о налоговых льготах. Чаще всего их правомерность обосновывается с позиций справедливости. Например, вычет из налогооблагаемых сумм средств, израсходованных на лечение, может быть оправдан тем, что болезнь фактически создает неравенство (потерю благосостояния) при данной величине дохода. Однако любые льготы предполагают относительное усложнение налоговой системы и, как правило, усиливают ее искажающее воздействие». /4, стр. 97/                                                                                                                  Принимая во внимание все рассмотренные критерии, удается, с одной стороны, выбирать пусть не безукоризненные, но приемлемые компромиссные варианты налоговой системы, а с другой - различать не только достоинства, но и недостатки избранного варианта, по мере возможности уравновешивая последние специально подобранными мерами социально-экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наибольшее теоретико – методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.                                                                                                                                            Функции налогов тесно взаимосвязаны. В одной ситуации они могут дополнять друг друга, в другой - исключать своих "партнеров".                                                    Налоги рассматриваются не как способ мобилизовать средства на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам.           Экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил.                                                                 Принимая во внимание все рассмотренные критерии, удается, с одной стороны, выбирать пусть не безукоризненные, но приемлемые компромиссные варианты налоговой системы, а с другой - различать не только достоинства, но и недостатки избранного варианта, по мере возможности уравновешивая последние специально подобранными мерами социально-экономической политики.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Акинин П. В. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: Эксмо, 2008 г, 496 с.
  3. Beчкaнoв Г. С. «Экономика общественного сектора» : учебник, М.: Academia, 1999, 345с.
  4. Горшков А. А. «Экономика общественного сектора»: курс лекций по теории государственных финансов, Челябинск, 2008 г, 124 с.
  5. Евстигнеев Е. И. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, ИНФРА – М, 2007 г, 319 с.
  6. Ильичёва Н. Ю. «Налоговое право в вопросах и ответах»: учебное пособие, М: Проспект, 2007 г, 256 с.
  7. Колчин С. П. «Налоги в Российской Федерации»: учебное пособие, М: ЮНИТИ, 2007 г, 256 с.
  8. Корсун Т. И. «Налоговое право России»: учебное пособие, Ростов – на –Дону: МарТ, 2008 г, 224 с.
  9. Лыкова Л. И. «Налоги и налогообложение в России»: учебное пособие, М: БЕК, 2006 г, 365 с.
  10. Майбуров И. А. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: ЮНИТИ, 2008 г, 512 с.
  11. Мандрощенко О. В. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: Дашков и К, 2008 г, 343 с.
  12. Мовшович С. М. «Оценка избыточных тягот налогообложения в российской экономике»: учебное пособие, М: РПЭИ, 2000 г, 34 с.
  13. Пансков В. Г. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации»: учебное пособие, М: МЦФЭР, 2003 г, 543 с.
  14. Парыгина В. А. «Налоги и налогообложение в России»: учебное пособие, М: ЭКСМО, 2006 г, 639 с.
  15. Пепелев С. Г. «Налоговое право»: учебное пособие, М: ЮРИСТЬ, 2004 г, 590 с.
  16. Перов А. В. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: ЮРАЙТ, 2007 г, 810 с.
  17. Поляк Г. Б. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: ЮНИТИ, 2002 г, 400 с.
  18. Рыманов А. Ю. «Налоги и налогообложение»: учебное пособие, М: ИНФРА, 2009 г, 330 с.
  19. Стиглиц Дж. Ю. «Экономика государственного сектора»: учебное пособие, 101 с.
  20. Черник Д. Г. «Налоги»: учебное пособие, М: «Финансы и статистика», 2002 г, 652 с.
  21. Рубрика «Общественный сектор», www.lixia.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговый механизм и общественный сектор