Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 16:26, курсовая работа
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
1.Введение……….…………………...….………...………..……...…...2
2.Фискальная политика. Понятие, цели ……………………...…...…. 5
3.Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики………………………………………………...….….……6
4. Типы фискальной политики….…………………………………...…7
5. Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...8
6. Недискреционная фискальная политика (встроенные
стабилизаторы) ………………………………………………………11
7.Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой ………………………………………………….…....……
14
8.
Проблемы при проведении фискальной политики………………...
Природа фискальных проблем России в переходный период...
17
18
9.
Заключение…………………………………………………………...
25
10.
Список используемой литературы……………………………..…...
26
Общая
сумма субсидий в России
в 1992-1994
гг. (в процентах к ВВП)
1992 г.
1993 г.
1994
г.
Россия
8,9
8,6
7,5
Фискальный дефицит, квазифискальные расходы
центрального банка и совокупный дефицит в экономике России
в 1992-1994
гг. (в % в ВВП)
Фискальный
дефицит
Квазифискальные расходы
Совокупный
дефицит
1992
1993
1994
1992
1993
1994
1992
1993
1994
Россия
3,4
8,1
8,8
11,3
1,7
0,0
14,7
9,8
8,8
Данные о фискальной политике в России
в 1991-1994
гг. (в процентах к ВВП)
Позиция
1991 r.
1992 r.
1993 r.
1994
r.
Бюджет
Федерации
Доходы
23,6
16,6
13,7
11,0
Расходы
22,8
27,4
20,3
21,9
Баланс
-0,8
-10,7
-6,7
-10,9
Бюджеты
регионов
Доходы
...
17,6
15,7
17,5
Расходы
...
17,0
16,0
17,0
Баланс
...
0,6
-0,3
0,5
Баланс
внебюджетных фондов
-2,2
2,5
0,6
0,5
Внебюджетное
субсидирование импорта
-4,2
-11,9
-2,1
...
Баланс
консолидированного бюджета
Субсидии
...
8,9
8,6
7,5
Баланс
-5,7
-18,8
-7,6
-9,9
Из
данных, содержащихся в таблицах, можно
сделать вывод, что основной причиной
неудачной или запоздавшей
Политика
медленного реформирования и дальнейшее
финансирование неэффективных секторов
экономики, проводимые под популистскими
лозунгами социальной защиты населения
(в особенности беднейших
Некоторые
страны СНГ (Туркменистан, Таджикистан,
Белоруссия, Узбекистан) в конце 1997
г. по-прежнему далеки от достижения первичной
стабилизации. Причиной задержки являются
попытки сохранить пережитки
командной
социалистической системы, отсутствие
достаточной внутренней и внешней
либерализации экономики, замедление
процесса приватизации и популистская
макроэкономическая политика. Особого
внимания в этой группе заслуживает
Белоруссия. Эта страна достигла первых
признаков макроэкономической стабилизации
в 1995 году, опираясь на единый, относительно
стабильный, курс белорусского рубля
к доллару и на частичную либерализацию
белорусской экономики. К сожалению,
с конца 1995 года президент Александр
Лукашенко повернул назад курс экономической
политики, возвращаясь к системе
множественных курсов, используя
другие административные (а иногда
и силовые) инструменты из арсенала
командной системы, задерживая приватизацию
и искусственно форсируя экономический
рост при помощи как административного
нажима, так и мягкого кредитного финансирования.
Эта тенденция тесно связана с авторитарным,
явно антидемократическим поворотом в
политической сфере. Белоруссия оказалась
островом политического и экономического
неокоммунизма среди демократических
и рыночных соседей.
В СНГ
произошло наложение вторичного
фискального кризиса (прежде всего
- снижения доходов и роста социальных
расходов) на непреодоленный первичный
фискальный кризис. В России эти проблемы
дополнительно осложняются ущербными
принципами фискального федерализма.
Федеральное правительство по причинам
политического и административного характера
не контролирует полностью фискальную
политику субъектов Федерации. Результатом
этого являлся отмечавшийся в 1994-1996 гг.
более глубокий дефицит консолидированного
бюджета (включая бюджеты субъектов Федерации)
по сравнению с дефицитом федерального
бюджета.
Как
показывает таблица, России, удалось в
конце концов достигнуть серьезного снижения
инфляции. Однако сохранился довольно
высокий бюджетный дефицит при низком
или даже очень низком уровне бюджетных
доходов. Встает вопрос, как в этих условиях
оказалось возможным снижение инфляции
и насколько оно будет прочным в будущем?
Годовая
инфляция
(декабрь
к декабрю, в процентах)
1991
1992
1993
1994
1995
1996 предварит.
1997
прогноз
Россия
144
2501
837
217
132
22
14
В 1994-1995
гг. имела место интересная полемика
между Джеффри Саксом и МВФ, касающаяся
стратегии проведения первичной макроэкономической
стабилизации в постсоциалистических
странах на фоне
неудачных
попыток стабилизации в России в
1992-1993 гг. Джеффри Сакс обвинял МВФ в слишком
жестком подходе к требованию фискальной
сбалансированности, не учитывающей политических
реалий (Эта критика не была верной, так
как в рамках действующих в это время в
странах СНГ программ системной перестройки
(STF - Systemic Transformation Facility) МВФ соглашался
на очень высокий бюджетный дефицит, вплоть
до 10% ВВП, при уровне монетизации экономики
не выше 20% ВВП), предлагая, со своей стороны,
политику фиксированного валютного курса
как главного антиинфляционного якоря,
поддержанного стабилизационным фондом,
созданным международными финансовыми
организациями и государствами развитых
стран (по образцу Польши в 1990 г.). Согласно
этой концепции, надежно зафиксированный
валютный курс должен быстро снизить инфляционные
ожидания и повысить спрос на национальную
валюту, расширяя, тем самым, поле маневра
в области денежной и фискальной политики.
Умеренный фискальный дефицит должен
финансироваться иностранной финансовой
помощью и выпуском казначейских обязательств.
Антиинфляционные
программы в тех странах СНГ,
где они окончились успехом, пошли
фактически по сценарию, предложенному
Джеффри Саксом. Почти везде ключевую
роль сыграла фактическая стабилизация
валютного курса (хотя часто курс был формально
плавающим), а также резкое ограничение
эмиссионного финансирования бюджетного
дефицита и квазибюджетных операций центральных
банков. Однако сам бюджетный дефицит
остался значительным - как правило около
5% ВВП и выше. Его финансирование осуществляется
прежде всего за счет иностранной помощи
и выпуска государственных ценных бумаг.
Международная
помощь в виде грантов и льготных
кредитов (прежде всего МВФ и Всемирного
банка) сыграла существенную роль. Россия,
использовала внешнее финансирование,
однако в большинстве случаев
это были кредиты, полученные на более
или менее нормальных рыночных условиях.
Россия сильно развила внутреннее заимствование
путем выпуска разного типа казначейских
обязательств и государственных
облигаций. Ситуация на международных
финансовых рынках в 1996 г. и первой половине
1997 г., т.е. наличие свободного капитала
и готовность инвесторов вкладывать
его в так называемые новые
рыночные экономики (emerging markets) способствовала
развитию этого относительно дешевого
и легкодоступного источника финансирования
бюджетного дефицита (особенно привлекательного
в условиях стабильности валютного курса).
Однако
широкомасштабное внутреннее и внешнее
заимствование позволяет решить
фискальные вопросы и обеспечить
макроэкономическую стабильность лишь
только на короткий срок. Нарастающий
объем госдолга (особенно в условиях
продолжающегося падения
платежей
и может легко привести к кризису
ликвидности государственных
Не
очень оптимистически выглядит ситуация
в России, поскольку на значительный
долг, унаследованный от СССР, накладываются
быстро растущие новые обязательства.
Серия
финансовых кризисов в новых рыночных
экономиках в 1997 году, и растущая по
этой причине нестабильность международных
финансовых рынков резко ограничили
возможности относительно дешевого
внешнего финансирования.
Фактическая
картина сбалансирования
Бюджеты
всех уровней, внебюджетные фонды (например,
пенсионные фонды) и бюджетные организации
регулярно задерживают выплату
своих обязательств работникам, пенсионерам,
поставщикам, и т. п. В 1995-1997 гг. средняя
накопленная задолженность по зарплате
в России достигала временами
уровня 5-6 месяцев. Регулярные неплатежи
касаются и поставок энергии бюджетным
организациям, что нарушает работу
предприятий ТЭК.
Механизм
возникновения бюджетных