Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 16:26, курсовая работа
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
1.Введение……….…………………...….………...………..……...…...2
2.Фискальная политика. Понятие, цели ……………………...…...…. 5
3.Прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики………………………………………………...….….……6
4. Типы фискальной политики….…………………………………...…7
5. Дискреционная фискальная политика…..……………...…………...8
6. Недискреционная фискальная политика (встроенные
стабилизаторы) ………………………………………………………11
7.Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой ………………………………………………….…....……
14
8.
Проблемы при проведении фискальной политики………………...
Природа фискальных проблем России в переходный период...
17
18
9.
Заключение…………………………………………………………...
25
10.
Список используемой литературы……………………………..…...
26
Выделяют
два вида дискреционной политики:
стимулирующую,
рестриктивную.
Стимулирующая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
экспансия) осуществляется в период
спада, депрессии, включает повышение
государственных расходов, понижение
налогов и приводит к дефициту
бюджета.
В краткосрочной
перспективе имеет своей целью
преодоление циклического спада
экономики и предполагает увеличение
госрасходов, снижение налогов или
комбинирование этих мер.
В более
долгосрочной перспективе политика
снижения налогов может привести
к расширению предложения факторов
производства и росту экономического
потенциала.
Осуществление
этих целей связано с проведением
комплексной налоговой реформы,
сопровождающейся ограничительной
кредитно-денежной политикой Центрального
Банка и изменением оптимизации
структуры государственных
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
рестрикция) осуществляется в период
бума и инфляции, включает снижение
государственных расходов, повышение
налогов и приводит к избытку
госбюджета.
Имеет
своей целью ограничение
В краткосрочной
перспективе эти меры позволяют
снизить инфляцию спроса ценой роста
безработицы и спада
Затяжная
стагфляция на фоне неэффективного управления
государственными расходами создает
предпосылки для разрушения экономического
потенциала, что нередко встречается
в экономиках переходного периодов,
том числе и в России.
В рамках
дискреционной политики рассматриваются
различные социальные программы, государственная
программа занятости, изменения налоговых
ставок.
Государственная
программа занятости является одной
из мер в борьбе с безработицей
и стабилизации экономики. Осуществляется
эта программа за счет средств
государства и местных органов
власти. Например, широкое применение
в рыночной экономике в период
кризиса 1929-1933 гг. нашла программа
организации общественных работ. По
этой программе государство за счет
бюджетных средств организовало
различные виды работ для населения
по принципу «лишь бы занять» —
иногда одни копали ямы, а другие их
закапывали. Поэтому довольно часто,
с точки зрения экономики, эти
программы были малоэффективны.
Главная
задача этих программ состояла в том,
чтобы стимулировать совокупный
спрос и снять социальное напряжение
в обществе в условиях массового
роста безработицы.
Поскольку
эти программы довольно расточительны,
гораздо эффективнее проводить
регулярную антициклическую политику,
чем бороться с последствиями кризиса
не самым эффективным способом.
Конечно,
эти программы занятости могут
модифицироваться. Так, для роста
занятости можно поощрять мелкие
предприятия, обеспечивающие максимальную
занятость на своем производстве.
Такая практика используется в Китае.
В условиях
нормального экономического развития
правительство должно иметь стратегическую
и четкую программу в области
занятости, чтобы эффективно использовать
ее в условиях спада, когда люди теряют
работу. Программы занятости обычно
носят довольно гибкий характер. Весьма
эффективны они в том плане, что
в отличие от программ общественных
работ требуют меньше затрат и
могут применяться местными властями
на каком-либо локальном рынке.
Расходы
на социальные программы включают в
себя выплаты пенсий, различные программы
помощи малоимущим слоям населения,
расходы на образование, медицину и
т. д. Эти программы позволяют
стабилизировать экономическое
развитие, когда сокращаются доходы
населения. Главным недостатком
всех этих программ является то, что
они вводятся в условиях спада
и их тяжело отменить, когда экономика
находится на подъеме.
Изменение
налоговых ставок, с этой точки
зрения, является более эффект тинным
инструментом в стремлении стабилизировать
экономику.
Так,
снижение ставок подоходного налога
в условиях кратковременного спада
мoжет удержать доходы от сокращения,
предотвращая
тем самым нарастание кризисов, увеличивая
потребительские расходы.
Но
есть здесь и недостаток. Временное
снижение налогов не всегда приемлемо
для борьбы со спадом, так как
в демократическом обществе, как правило,
сложнее повысить налоги после преодоления
спада, гораздо проще бывает организовать
политические настроения на борьбу с безработицей,
чем на борьбу с инфляционным разрывом
и чрезмерной занятостью.
Эффективная
дискреционная фискальная политика
предполагает грамотную диагностику
происходящих экономических процессов,
на основе которой правительство настраивает
свои рычаги: налоги и государственные
расходы на прогнозируемую хозяйственную
конъюнктуру.
Однако
узнать, во что выльются возникшие тенденции
макроэкономики полностью не удается.
Поэтому правительство не всегда может
предугадать действительные направления
развития экономики, что вынуждает его
принимать решения по настройке фискальной
политики с известным запозданием. Образуется
временной лаг между необходимостью настройки
экономических рычагов фискальной политики
и принятию решений правительства.
Запаздывание
действия необходимых рычагов
Эффект
от принятия новой фискальной политики
обычно приходит не сразу, потому что
вложения средств в развитие производства
окупаются по истечении достаточно большого
срока времени.
Отмеченные
запаздывания, временные лаги между
периодом возникновения потребности
в новых направлениях фискальной
политики и получением ожидаемого положительного
эффекта от их применения накладываются
друг на друга. Это, безусловно, ухудшает
возможности дискреционной
6. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (встроенные
стабилизаторы)
Второй
вид фискальной политики – недискреционная,
или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Ограниченные возможности
дискреционной фискальной политики адаптироваться
к потребностям, вызванным новыми хозяйственными
пропорциями, делает необходимым дополнить
ее иным видом фискальной политики, способной
непрерывно корректировать налоговые
поступления. Это осуществляется автоматически
с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
"Встроенный"
(автоматический) стабилизатор - экономический
механизм, позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней занятости
и выпуска, не прибегая к частым изменениям
экономической политики правительства.
В качестве таких стабилизаторов в индустриальных
странах обычно выступают прогрессивная
система налогообложения, система государственных
трансфертов (в том числе страхование
по безработице) и система участия в прибылях.
Встроенные стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных
лагов дискреционной фискальной политики,
так как эти механизмы "включаются"
без непосредственного вмешательства
парламента.
Их
суть заключается в увязке ставок
налогов с величиной
Рис.
Встроенные стабилизаторы, где:
G —
государственные расходы;
Т—
налоговые поступления
На
графике размеры
В этот
период налоговые поступления
График
отображает и падение налоговых
поступлений в период, когда ЧНП
уменьшается, т. е. падает производство,
что ведет к образованию
Циклический
дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного
бюджета, вызванный автоматическим
сокращением (увеличением) налоговых
поступлений и увеличением (сокращением)
государственных трансфертов на
фоне спада (подъема) деловой активности.
Встроенные
стабилизаторы не устраняют причин
циклических колебаний
На
основании данных о циклических
бюджетных дефицитах и излишках
нельзя оценивать эффективность
мер фискальной политики, так как
наличие циклически несбалансированного
бюджета не приближает экономику
к состоянию полной занятости
ресурсов, а может иметь место
при любом уровне выпуска. Поэтому
встроенные стабилизаторы экономики,
как правило, сочетаются с мерами
дискреционной фискальной политики
правительства, нацеленными на обеспечение
полной занятости ресурсов.
В результате
возникает структурный дефицит (излишек)
государственного бюджета - разность между
расходами (доходами) и доходами (расходами)
бюджета в условиях полной занятости.
Циклический дефицит нередко
оценивается как разность между
фактической величиной
Группа
американских специалистов во главе
с А. Лаффером изучила зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от ставок
подоходного налога. Эта зависимость отражена
кривой Лаффера .
Ставка
налога (К),
в процентах
100
50
Рис.
Кривая Лаффера
(общая
сумма налогов)
Группа
А. Лаффера теоретически доказала: ставка
налога 50% Ro является оптимальной. При
такой ставке достигается максимальная
сумма налогов TM. При ставке налога выше
Rо резко снижается деловая активность
фирм и работников, и тогда доходы уходят
в теневую экономику. При R, близкой к 100%
и равной 100%, полностью исчезают стимулы
к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано,
что высшая ставка налогообложения
(для самых высоких доходов) должна
быть 50—70%.
Россия
сегодня по налоговым поступлениям
явно находится не в оптимальной
позиции. В результате запланированная
величина налоговых поступлении, превышающая
50 % ВВП, оказалась нереальной.