Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
В
спорах и дискуссиях экономистов
возникали самые различные
Среди
экономистов стал популярен лозунг
«Назад к Смиту», что означало отказ
от методов активного
1.Признание
устойчивости денежного
Постулат об устойчивости частного, рыночного хозяйства направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.
2.
Приоритетность денежных
массы сказывается на совокупном денежном обороте, а значит, на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.
3.Регулирование
должно ориентироваться не на
текущие, а на долгосрочные
задачи. Последствия колебаний
Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация несколько отличается от традиционной.
Исходные
положения монетаристской теории –
устойчивость рыночного механизма,
его способность к
Денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, чтобы обеспечивалась стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.
Монетаристская концепция и
Кейнса и Фридмена имеются немалые различия. В самом общем, схематическом виде они представлены в таблице 2
Кейнс | Фридмен |
Необходимо
вмешательство
государства |
Рынок способен к саморегулированию |
Занятость зависит от совокупного спроса | Экономика сама установит уровень производства и занятости |
Денежная масса нейтральна к производству | Денежная масса
– причина роста цен и |
Главная проблема - безработица | Главная проблема - инфляция |
Нужна гибкая денежная политика | Необходима стабильная денежная политика |
Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса | Дефицит бюджета – причина инфляции |
Кейнсианство – теория экономического роста | Монетаризм – теория экономического равновесия |
Таблица
2. Основные постулаты концепций
монетаристской и кейнсианской школ
Следует иметь ввиду, что концепция Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетарной политики для стабильной экономики с невысоким темпом инфляции. По сути, она содержит и другую часть (или раздел), включающую систему мер для экономики переходного периода. Для решения задач переходного характера предусматриваются иные эффекты, стимулы и меры, другой монетарный режим. Предусматривается отказ от регулирующей роли государства и его участия в создании денег. Предлагается система мероприятий для перехода к свободным ценам. Делается упор на проведение приватизации и всемерное расширение частного сектора.
В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов. Отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключатся не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага, факторы производства (человеческий капитал).
3.Особенности
формирования и
реализации и бюджетно-
3.1
Основные направления
бюджетно-налоговой
политики в Республике
Беларусь
Основные
положения программы социально-
Бюджетно-налоговая
политика в предстоящем пятилетии
будет направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной
В
области налоговой политики в 2006—2010
гг. продолжена налоговая реформа, которая
обеспечивала закрепление сложившихся
положительных тенденций в
— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
— снижение нагрузки на фонд заработной платы;
— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
— повышение стимулирующей роли таможенной политики;
— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
—
совершенствование системы
—
оптимизация соотношения
—
создание условий для полного
и устойчивого выполнения финансовых
обязательств государства и концентрацию
ресурсов бюджета на решении ключевых
задач при одновременном
— обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
— принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
Важным
рычагом фискальной политики становится
налоговая система. С ее помощью
Республика Беларусь ставит цель обеспечения
выравнивания доходов, социальной защиты
малоимущего населения, стимулирования
частного бизнеса и достижения высоких
темпов экономического роста. Радикальному
изменению налоговая система
Республики Беларусь подвергалась в 1992
и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось
недостаточно для достижения высоких
и устойчивых темпов экономического
роста. Понадобились срочное реформирование
налоговой системы Республики Беларусь
и разработка Налогового кодекса. Его
разработка велась в двух вариантах
в 1995—1996 гг. Тем не менее пока действующая
белорусская система налогообложения
построена на лидирующей роли фискальной
функции. Об этом свидетельствует высокий
удельный вес косвенных налогов в доходах
бюджета, которые не оказывают стабилизационного
влияния на динамику БВП. Прямые налоги
являются автоматическими стабилизаторами
экономики, гибче реагируют на проведение
того или иного типа фискальной политики.
Такая теоретическая посылка является
одной из причин стратегии в Республике
Беларусь, направленной на постепенное
перемещение налогового бремени на доходы
физических лиц, что является одним из
путей обеспечения преобладания прямых
налогов (они частично пропорциональны).
Основные направления дальнейшей реформы
налогово-бюджетной политики в Республике
Беларусь учитывают стратегические цели
национальной экономики: ускорение темпов
экономической динамики, развитие социальной
инфраструктуры и системы социальной
защиты населения, торможение инфляционных
процессов, развитие наукоемких производств,
повышение инвестиционной активности,
развитие экспорта.
3.2 Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Общие задачи становления. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа; 3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики. О том, как в условиях современной Беларуси выглядят бюджетная и налоговая системы, какие существуют неотложные задачи по ее дальнейшему совершенствованию, речь шла выше.
Фискальная
политика призвана оказывать позитивное
воз действие на темпы экономического
роста, способствовать преодолению
официальной и скрытой
Оценка структуры доходов бюджета.
В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42—45%. В переходный период реструктуризация доходной части бюджета обнаруживается в том, что изменяется соотношение налоговых и неналоговых поступлений в пользу налогов, т.е. основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в пределах 38—40% от ВВП.
Налоговая политика в 2006 - 2015 годах
будет формироваться, исходя