Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Неокейнсианцы
строят механизм налогового регулирования
на основе изменений уровня налогов (их
снижения как средства проведения антициклической
политики, повышения в годы оживления
с целью сдерживания деловой активности),
а неоклассики - на основе широкомасштабного
и целенаправленного снижения общего
уровня налогов для поддержания высокого
уровня сбережений и инвестиций, а также
расширения общих налоговых поступлений.
1.2 Эффективность фискальной политики, ее измерение.
Для определения эффективности
фискальной политики
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства. Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макро уровне используются следующие показатели:
Предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
Эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности показывающий степень оживления доходов);
Налоговый
мультипликатор и индекс концентрации,
отражающие степень контроля государства;
Уровень централизации
Бюджетно-налоговый механизм.
Средством достижения целей
регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др.
Среди
косвенных форм регулирования –
налоги и налоговые льготы, взносы
в фонды социального
Правительства с целью реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:
Налоги и налоговые льготы;
Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);
Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
Субсидирование льгот (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.) Выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;
Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддерживания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);
Предоставление
государственных инвестиций отсталым
регионам, используемым для размещения
предприятий
Введение
надбавок за каждое вновь созданное
рабочее место с целью
Экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;
Оказание помощи частным предприятиям (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, ее экспорте). Правительства используют также огромный арсенал методов налогового регулирования экономики на микро и макро уровне, среди которых выделяются:
Методы,
связанные с видами, ставками, структурой
налогов (введение новых или повышение
ставок налогов действующих налогов;
манипулирование величиной
Методы, связанные с льготами
и скидками, в том числе поощряющими
деловую активность, стимулирующими
миграцию капитала, развитие экспортного
производства, предпринимательства,
научных исследований и др. (льготы
и скидки на личные доходы
налогоплательщиков; система ускоренной
амортизации; инвестиционный
2
Монетаризм и кейнсианство
о механизме реализации
и эффективности
бюджетно-налоговой
политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.
Пусть
экономика находится в
предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая ADо имеет крутой наклон (рис.4,А); уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда, ND – спрос на труд, W – заработная плата). Предположим, что государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ∆G. В результате эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1 . Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N) (рис.4, В), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD 0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда (рис.4). Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочно периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой AS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут. Суть бюджетной политики, по Кейнсу, - организация инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за счет государства. Отсюда рецепт – расширение государственных инвестиций, организация общественных работ, даже если они бесполезны. Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению национального дохода. В перспективе даже бесполезные инвестиции, подобно строительству египетских пирамид, оказывают полезное действие. Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы через систему государственных заказов и закупок.
Кейнс не исключал государственного воздействия
на потребительский спрос, но считал это
делом второго ранга. Он выступал за более
равномерное распределение национального
дохода. Увеличение доходов и покупательной
способности малообеспеченных слоев населения
(через повышение пенсий, стипендий, льготное
налогообложение) способствовало бы росту
эффективного спроса на предметы потребления.
Стимулирование потребления как канала
подкачки эффективного спроса, по Кейнсу,
носит подчиненный характер. Рассматривая
эффект мультипликатора, Кейнс имел ввиду
в первую очередь расходы из государственного
бюджета, в том числе на общественные работы.
Он иронично замечал, что можно было бы
организовать и бессмысленные работы,
чтобы только занять безработных. Например,
наполнять старые бутылки банкнотами
и закапывать их в землю в бездействующих
шахтах, предоставив возможность безработным
выкапывать эти банкноты из земли. Это
способствовало бы исчезновению безработицы
и увеличению как реальных доходов общества,
так и его капитального богатства. Стимулирующий
эффект мультипликатора зависит от многих
факторов. Если увеличиваются налоги,
то величина реального мультипликатора
снижается. Если слишком значителен импорт,
то часть новых доходов «уплывет» за границу,
увеличится дефицитность платежного баланса.
Инвестиционная деятельность, как известно,
наименее стабильна, она сильнее подвержена
внешним воздействиям, чем, скажем, сфера
потребления. На учете действия мультипликационных
связей строится экономическая политика,
принимаются решения по регулированию
экономической жизни.
2.2
Бюджетно-налоговая
политика. Монетаристская
концепция
Монетаризм – школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.
В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно- кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.
Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х – начала 80-х гг. В этот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои. Начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. У Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.