Налоговая задолженность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:48, доклад

Описание работы

Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Понятие налоговой задолженности…………………………………….4
Способы погашения налоговой задолженности………………………9
Меры взыскания налоговой задолженности…………………………..11
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………….20

Работа содержит 1 файл

налоговая задолженность.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    В особую группу  (категорию) целесообразно отнести недоимщиков,  ставших таковыми в результате своих ошибок,  некомпетентности,  неосведомленности в области налогового законодательства и ряда иных аналогичных причин.

    Заключительную группу недоимщиков составляют убыточные предприниматели.  Обычно это хозяйствующие субъекты, которые не смогли себя реализовать в силу различных рыночных обстоятельств.  Часто их деятельность не приносит доходов, необходимых даже для выплаты заработной платы работникам. 
 
 
 

    2. Способы погашения налоговой задолженности 

    Исполнение  налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Одним  из основных пунктов исполнения обязательства  является то, что налогоплательщик уплачивает исчисленные и начисленные  суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и другим обязательным платежам в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан. В случае не исполнения в установленные сроки налогоплательщику (налоговому агенту), направляется уведомление по исполнению налогового обязательства, обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплаты социальных отчислений. Уведомлением признается направленное органом налоговой службы налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или с его письменного согласия электронным способом сообщение о необходимости исполнения налогового обязательства. В соответствии со статьей 608 Налогового Кодекса Республики Казахстан уведомление должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. Существует два способа направления уведомления 1) по почте заказным письмом с уведомлением, 2) по средством СГДС электронным способом, последний способ распространяется на налогового агента, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, установленном статьей 572 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

    В случае не исполнения налогоплательщиком налогового обязательства в установленный срок у налогоплательщика образовывается налоговая задолженность, задолженности по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, а также социальным отчислениям. В данном случае налоговые органы обязаны в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 20 Налогового Кодекса Республики Казахстан, применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан. Перед применением способов и мер обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства, в соответствии с подпунктами 5 пункта 2 статьи 607 Налогового Кодекса Республики Казахстан направляется уведомление о погашении налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды и социальные отчисления. В соответствии с данными уведомлениям устанавливается срок, по которому налогоплательщик имеет дополнительный время для самостоятельного погашения задолженности.

    В случае непогашения задолженности  по отведенному в уведомлении  сроку исполнение налогового обязательства  налогоплательщика (налогового агента), налоговым органом обеспечивается следующими способами:

    1) начислением пеней на неуплаченную  сумму налогов и других обязательных  платежей в бюджет;

    2) приостановлением расходных операций  по банковским счетам (за исключением  корреспондентских) налогоплательщика  (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката;

    3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката;

    4) ограничением в распоряжении  имуществом налогоплательщика (налогового  агента) - юридического лица, структурного  подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность  в Республике Казахстан через  постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката. 
 

    3. Меры взыскания налоговой задолженности 

    В законе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), главной целью является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

       Согласно ст. 614 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) в случае не выполнения налогоплательщиком в срок налогового обязательства, налоговые органы применяют следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности: 

    1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;

    2) со счетов дебиторов;

    3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;

    4) в виде принудительного выпуска объявленных акций.

    Взыскание налоговой задолженности начинается с вручения налоговыми органами «Уведомления о погашении налоговой задолженности».  
      Действующим кодексом разъяснено понятие «врученного» налогоплательщику уведомления. Согласно п.1 ст.608 Налогового       Кодекса уведомление считается врученным в следующих случаях: 
1) по почте заказным письмом с уведомлением – с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи; 
2) электронным способом – по истечении 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика. 
     Направление уведомлений электронным способом позволит налогоплательщику в кратчайшие сроки выяснить причину образования налоговой задолженности и добровольно ее погасить.  
       Рассмотрим подробно порядок взыскания налоговой задолженности: 
      1. Взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности в течении 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня вручения уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговый орган взыскивает в принудительном порядке с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) суммы налоговой задолженности. Взыскание суммы налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика (налогового агента) производится на основании инкассового распоряжения налогового органа. Инкассовое распоряжение формируется налоговым органом на основе имеющихся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) данных о сумме налоговой задолженности на дату его составления. Инкассовое распоряжение исполняется банком или организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций, не позднее одного операционного, следующего за днем получения указанного распоряжения, в пределах сумм, имеющихся на банковском счете. 
      2. Взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов дебиторов.  
     В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика, либо отсутствия банковских счетов, налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности производит взыскание со счетов третьих лиц (далее - дебиторов).   
     В связи с чем, налогоплательщик не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности, обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, список дебиторов с указанием сумм налоговой задолженности. В случае непредставления списка в указанный срок, налоговый орган проводит налоговую проверку налогоплательщика. 
    На основании представленного списка дебиторов или акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, дебиторам направляется уведомление об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения задолженности налогоплательщика в пределах сумм дебиторской задолженности. Дебитор, не позднее 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения уведомления, обязан представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на дату получения уведомления. В случае не представления дебиторами акта сверки взаиморасчетов, налоговым органом проводится налоговая проверка указанных дебиторов. При этом налоговый орган не вправе подтверждать суммы дебиторской задолженности, оспариваемые в суде. При наличии акта налоговой проверки, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, акт сверки взаиморасчетов не представляется.  
      Акт сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения: 
1. Наименование налогоплательщика и его дебитора, их идентификационные номера. 
2. Наименование налогового органа, в котором налогоплательщик и его дебитор состоят на регистрационном учете по месту нахождения. 
3. Реквизиты банковских счетов налогоплательщика и его дебитора. 
4. сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком 
5. Юридические реквизиты, печать и подпись налогоплательщика и его дебитора. 
6. Дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении налоговой задолженности. 
     На основании акта сверки или акта налоговой проверки налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика-недоимщика.   
     3. Взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности.  
     В случае непогашения налоговой задолженности в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня получения налогоплательщиком уведомления о погашении налоговой задолженности, налоговым органом выносится решение об ограничении в распоряжении имуществом в счет налоговой задолженности в пределах суммы налоговой задолженности. Решение об ограничении имуществом налогоплательщика (налогового агента) выносится в отношении имущества, принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).  
      На основании решения об ограничении в распоряжении имуществом производится опись имущества, которая оформляется актом, составляемым в двух экземплярах, с предупреждением налогоплательщика об ответственности за нарушение условий владения, пользования и распоряжения имуществом.  
    Опись ограниченного в распоряжении имущества производится в присутствии налогоплательщика на основании данных бухгалтерского учета с указанием балансовой стоимости.  
   При составлении акта описи налогоплательщик обязан представить для ознакомления оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих права собственности на имущество. 
    Налогоплательщик обязан обеспечить сохранность, надлежащий уход ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения. При несоблюдении данных требований налогоплательщик обязан возместить состоявшиеся затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону. 
     В случае отсутствия или недостаточности денег на банковских счетах налогоплательщика и на банковских счетах его дебиторов, налоговый орган без согласия налогоплательщика выносит постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента) налоговым органом.   
     Постановление об обращении взыскания на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика (налогового агента) составляется в двух экземплярах по форме, установленной уполномоченным органом, один из которых с приложением копии решения об ограничении в распоряжении имуществом и акта описи имущества направляется в уполномоченный государственный орган по работе с имуществом, обращенным (поступившим) в собственность государства по отдельным основаниям для реализации. 
     Реализация описанного имущества осуществляется на специализированном аукционе, порядок проведения которого определяется Правительством РК.  
    В случае погашения задолженности решение об ограничении в распоряжении имуществом отменяется налоговым органом не позднее одного рабочего дня после погашения налогоплательщиком сумм налоговой задолженности. 
    4. Принудительный выпуск объявленных акций налогоплательщика (налогового агента) – акционерного общества с участием государства в уставном капитале.   
    Принудительный выпуск объявленных акций (акционерного общества) производится в случае непогашения сумм налоговой задолженности в отношении акционерных обществ с участием государства в уставном капитале. После принятия всех мер взыскания задолженности в отношении налогоплательщика, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном выпуске объявленных акций в порядке, установленном законодательством РК. 
     Сроки исполнения налоговых обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательств по уплате пеней, штрафов, для погашения которых по решению суда производится принудительный выпуск объявленных акций, приостанавливаются со дня вступления в силу решения суда о принудительном выпуске объявленных акций и до окончания их размещения.   
     Одним из основных направлений, которые определил Президент РК в своем ежегодном послании к народу Казахстана, является борьба с коррупцией. Работа любого государственного органа и каждого государственного служащего в стране должна строиться на принципах честности, гласности, справедливости и прозрачности. Все государственные органы в рамках Закона «О борьбе с коррупцией» должны повсеместно проводить полномасштабную работу по пресечению коррупционных правонарушений и предпосылок к ним. 
      Минимизация контактов налогоплательщиков с налоговыми органами является одним из методом предотвращения коррупционных правонарушении со стороны сотрудников налоговых органов. 
    В этих целях в настоящее время, сформированные уведомления «О погашении налоговой задолженности» направляются электронным способом налогоплательщикам, имеющим электронно-цифровую подпись. 
     Выставление и отзыв инкассовых распоряжений (при отсутствии задолженности), также производятся по электронному каналу, к которому подключены все банки второго уровня. 

    Уведомление о погашении налоговой задолженности - это напоминание и предупреждение налогоплательщику, а для налоговиков - залог правомерности применения процедуры взыскания налоговой задолженности.

    Государство, в лице органов налоговой службы вручив уведомление, даёт налогоплательщику возможность добровольно погасить налоговую задолженность без участия налоговиков. То есть в соответствии со ст. 611 и 612 Налогового кодекса приостановление расходных операций по банковским счетам (арест счетов) и по кассе налогоплательщика производится по истечении 5 рабочих дней со дня вручения уведомления.  
Проще говоря, налогоплательщику предоставляется возможность уплатить налоги самостоятельно в течение пяти рабочих дней после получения уведомления от органов налоговой службы.

    В случае неуплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком уведомления « о погашении налоговой задолженности» в соответствии со ст. 613 Налогового кодекса производится ограничение в распоряжении имуществом (арест имущества). То есть до ареста имущества предоставляется дополнительно еще пять дней для погашения задолженности перед бюджетом. Так что, лучше всего своевременно рассчитаться по долгам перед государством, чем остаться без имущества, без основных средств. Следует отметить, что в соответствии с новым налоговым законодательством реализация арестованного имущества в счет погашения налоговой задолженности должна осуществляться уполномоченным государственным органом по работе с имуществом, т. е. судоисполнителями. 

    Далее к должникам применяются меры принудительного взыскания за счет денег, находящихся на банковских счетах налогоплательщика путем выставления инкассовых распоряжений в течение 15 рабочих дней со дня вручения уведомления. Более того, данная процедура производится в автоматическом режиме, то есть инкассовые распоряжения на банковские счета налогоплательщика выставляются в электронном режиме, и в течение 2-3 часов после выставления инкассовых распоряжений, при наличии денежных средств, взыскивается сумма задолженности налогоплательщика и списывается со счетов банковскими работниками в счет погашения налоговой задолженности в бюджет. Одним словом, выставление и отзыв инкассовых распоряжений (при отсутствии задолженности) производится по электронному каналу, к которому подключены все банки второго уровня. 

    Также, одним из эффективных мер является взыскания налоговой задолженности за счет дебиторской задолженности налогоплательщика, то есть не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления «о погашении налоговой задолженности» налогоплательщик обязан представить в налоговый орган список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности, акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами.

    Затем, согласно полученным спискам, налоговый орган направляет уведомление дебиторам о предоставлении акта сверок. В свою очередь дебиторы не позднее 20 рабочих дней со дня получения уведомления обязаны представить в налоговый орган акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиками. На основании акта сверок налоговые органы путем выставления инкассового распоряжения взыскивают налоговую задолженность со счетов дебиторов.

    По результатам акта налоговой проверки уведомление направляется не позднее 5 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. Но при этом, налоговые обязательства и обязательства по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплаты социальных отчислений подлежат исполнению в течение 30 рабочих дней со дня вручения уведомления. То есть, налогоплательщику предоставляется около 40 календарных дней для самостоятельного погашения задолженности, которая образовалась по результатам акта налоговой проверки.

    В случае неисполнения налогового обязательства к данному сроку по лицевым счетам налогоплательщика образовывается налоговая задолженность и соответственно органом налоговой службы направляется второе уведомление – «о погашении налоговой задолженности». После чего, налогоплательщику применяются способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания.

    Теперь об уведомлении «о подтверждении местонахождения (отсутствии) налогоплательщика». Данное уведомление направляется не позднее 3 рабочих дней со дня составления должностными лицами органов налоговой службы акта налогового обследования. Это уведомление подлежит исполнению налогоплательщиком в течение 20 рабочих дней со дня его направления.  

    Все вышеназванные уведомления должны быть вручены налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.   

    Одно из нововведений в рамках совершенствования налогового законодательства - изменение процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности. Если раньше налоговые органы направляли налогоплательщикам два уведомления о применении способов и мер принудительного взыскания, то в текущем году только одно, где отражены все способы и меры, которые последовательно применяются к налогоплательщику. Налоговые органы ранее при наличии недоимки могли взыскивать 1 или 2 тенге, то сейчас данная норма позволяет это делать только в случае наличии суммы недоимки в размере свыше 3 МРП. Но это не освобождает налогоплательщиков от обязанности платить задолженность до этого предела. 

    Если раньше налоговые органы отправляли уведомление, потом выставляли инкассовое распоряжение, затем, спустя месяц, приостанавливались расходные операции, то сегодня все кардинально изменилось. Теперь через 5 дней после направления уведомления, сначала мы приостанавливаем расходные операции по банковским счетам в банке и по кассе налогоплательщика. Приостановив расходные операции, мы даем налогоплательщику возможность самостоятельно исправить ситуацию: заплатить налоги или исправить неправильно оформленную декларацию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Государство в лице органа налогового службы требует от налогоплательщика исполнения его налоговых обязательств в полном объеме, в случае неисполнения применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения, согласно пункту 2 статьи 26 Налогового кодекса.

      Специфика урегулирования задолженности по налоговым обязательствам обуславливается экономической сущностью налоговых отношений. Налоговые отношения сформированы на базе экономических, финансовых, имущественных отношений, имеют публично-правовой характер, основаны на властных отношениях между государством и налогоплательщиком  (плательщиком сборов). Государство заинтересовано в скорейшем и полном исполнении юридическими и физическими лицами налоговых обязанностей и потому создало мощную специализированную систему государственного принуждения (налоговые, контролирующие, правовые, силовые структуры).

      В области налоговых неплатежей используются такие понятия, как «недоимка» и «задолженность». Недоимка – сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, и в отношении которой не приняты меры взыскания. Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, и рассматривается как совокупная задолженность, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы.

      Урегулированная задолженность подразумевает ту задолженность, в отношении которой применены все меры бесспорного взыскания и в судебном порядке: реструктурируемая задолженность; сумма задолженности отсроченной или рассроченной на основании решения арбитражного суда или вышестоящего налогового органа; сумма задолженности приостановленная до принятия решения арбитражного суда по существу; задолженность, в отношении которой инициирована процедура банкротства. Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок.

Информация о работе Налоговая задолженность