Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:48, доклад
Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие налоговой задолженности…………………………………….4
Способы погашения налоговой задолженности………………………9
Меры взыскания налоговой задолженности…………………………..11
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных источников………………………………….20
Содержание:
Введение………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..18
Список использованных
источников………………………………….20
Введение
Одним из механизмов воздействия на национальную экономику и формирования финансовых ресурсов государства является налоговая система, а собираемость налогов и сборов характеризует ее эффективность. Однако сохраняющиеся неплатежи не только снижают эффективность налоговых отношений, но и ограничивают возможности правительства в финансировании инвестиционных и социальных проектов.
В финансовой системе любого государства основное место занимает бюджетная система. Среди источников, формирующих доходы бюджета любого уровня, преобладающую долю занимают налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы. Налоги являются системным элементом экономики, определяющим финансовое благополучие общества, а в настоящее время могут быть также определены как фактор, оказывающий влияние на экономическую ситуацию в РК. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет законодательно установленных налогов и сборов.
На практике большой проблемой на пути решения данной задачи является существование у хозяйствующих субъектов налоговой задолженности, которая может быть названа одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку ее значительная сумма значимым образом ограничивает объем финансовых ресурсов государства.
Основной
задачей налоговых органов является обеспечение
полноты и своевременности поступления
налогов и других обязательных платежей
в бюджет, обеспечение полноты и своевременности
исчисления, удержания и перечисления
обязательных пенсионных взносов в накопительные
пенсионные фонды, исчисления и уплаты
социальных отчислений в Государственный
фонд социального страхования, участие
в реализации налоговой политики Республики
Казахстан, обеспечение в пределах своей
компетенции экономической безопасности
Республики Казахстан, обеспечение соблюдения
налогового законодательства Республики
Казахстан.
Начнем
с того что, одним из обязательств налогоплательщика
является своевременная и полная уплата
налогов и других обязательных платежей
в бюджет в порядке и в сроки, установленные
законодательством. При этом, налогоплательщик
вправе исполнить налоговое обязательство
досрочно. А в случае неуплаты в срок, т.е.
при неисполнении налогоплательщиком
налоговых обязательств, в лицевом счете
образовывается налоговая задолженность,
которая состоит из налога, пени и штрафа.
В свою очередь государство в лице органов
налоговой службы, согласно ст. 20 Налогового
кодекса обязаны применять способы обеспечения
исполнения налогового обязательства
и взыскивать налоговую задолженность
налогоплательщика в принудительном порядке
в соответствии с налоговым законодательством.
Все эти способы обеспечения и меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются на основании направленного налогоплательщику уведомления. Одним словом, все эти действия касательно взыскания налоговой задолженности осуществляются посредством вручения уведомления «о погашении налоговой задолженности».
С
позиций налогового администрирования
налоговая задолженность имеет довольно
сложную структуру.
Понятие | Содержание понятия |
Задолженность по налоговым платежам | Сумма недоимки, отсроченных (рассроченных) платежей и приостановленных к взысканию платежей |
Недоимка | Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок |
Отсроченные (рассроченные) платежи | Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым срок уплаты изменен, т. е. перенесен на более поздний срок на основании нормативно-правовых актов РК и субъектов РК, решений финансовых органов и судов |
Приостановленные к взысканию платежи | Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РК или судебным решением |
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям | Невыполненные обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных (в судебном порядке) штрафных санкций за нарушение налогового законодательства |
Отсроченные налоговые санкции и пени | Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым срок уплаты изменен, т. е. перенесен на более поздний срок на основании нормативно-правовых актов РК и субъектов РК, решения финансовых органов и судов |
Приостановленные к взысканию налоговые санкции и пени | Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РК или судебным решением |
Задолженность ликвидированных организаций | Суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, числящийся за ликвидированными организациями |
Задолженность по единому социальному налогу (взносу) | Суммарный объем невыполненных обязательств по уплате единого социального налога, начисленных пеней за несвоевременную уплату данного налога и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства |
Задолженность по платежам в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды | Суммарный
объем невыполненных обязательств по
уплате платежей в государственные целевые
бюджетные и социальные внебюджетные
фонды, начисленных пеней за несвоевременную
уплату данных платежей и присужденных
штрафных санкций до введения единого
социального налог |
Налоговую задолженность следует трактовать как суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
Классифицировать налоговую задолженность по следующим двум классификационным признакам:
• характер налоговой задолженности;
• вид налоговой задолженности с выделением налоговых платежей.
Указанные классификационные признаки и классификация налоговой задолженности в соответствии с этими признаками приведены в таблице.
Нормальная (институциональная или временная) задолженность возникает вследствие недостатков используемой системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой денежные средства поступают на счета организаций-поставщиков с определенным интервалом. В результате этого наступают временные трудности с погашением налоговой задолженности. Данный вид задолженности обычно погашается добровольно самими налогоплательщиками или легко взыскивается налоговыми органами.
Классификация
налоговой задолженности организаций
Признак, лежащий в основе классификации | Вид налоговой задолженности |
1.
Характер
задолженности |
• нормальная (институциональная); • неоправданная; • отсроченная (рассроченная); • приостановленная к взысканию; • просроченная; • безнадежная к взысканию |
2. Вид задолженности | • подтвержденная
(или зафикси-
рованная); • скрытая |
Неоправданная задолженность является следствием длительного нарушения платежной дисциплины налогоплательщиками и их контрагентами.
Отсроченная налоговая задолженность представляет собой задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых изменен в соответствии с Налоговым кодексом РК, нормативными актами Правительства, а также по решениям финансовых органов различных уровней, т. е. в тех случаях, когда хозяйствующему субъекту официально разрешен перенос уплаты налоговых платежей на более поздний срок.
Приостановленная к взысканию налоговая задолженность возникает согласно действующему законодательству РК в связи с введением внешнего управления, открытием конкурсного производства, наложением ареста налоговыми органами или судебными приставами, а также по другим решениям.
Просроченная налоговая задолженность возникает вследствие намеренного неисполнения налогоплательщиком налоговых обязательств и уклонения от погашения налоговой задолженности в течение длительного времени, в том числе путем осуществления расчетов через счета третьих лиц, несоблюдения кассовой дисциплины и непредставления в обслуживающее кредитное учреждение платежных поручений на уплату налоговых платежей. Данная задолженность возникает также вследствие действий или бездействия со стороны налоговых органов, т. е. непринятия или несвоевременного принятия необходимых мер для взыскания возникшей налоговой задолженности у налогоплательщика.
Безнадежная к взысканию налоговая задолженность – задолженность, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.).
Следует отметить, что задолженность имеет сложную структуру, в связи с чем целесообразно дополнительно подразделять ее на два вида: «подтвержденная (или зафиксированная) задолженность» и «скрытая задолженность».
Подтвержденная (зафиксированная) задолженность по уплате налогов и сборов, начисленных пени и штрафных санкции прошлых лет документально зафиксирована и подтверждена как самим налогоплательщиком, так и налоговыми органами.
Скрытая задолженность возникает в случае ее неотражения в налоговой отчетности и неуплаты налогоплательщиком налогов. Одной из причин возникновения скрытой задолженности является то, что многие налогоплательщики используют финансовые средства, подлежащие перечислению в бюджет в счет уплаты налогов, как источник временного дополнительного кредитования и пополнения оборотных средств. Эта задолженность со временем может быть возмещена.
Не менее важной в теоретическом аспекте помимо классификации самой налоговой задолженности является классификация хозяйствующих субъектов, имеющих эту задолженность. На практике недоимщиков делят на несколько групп в соответствии с причинами возникновения недоимки, а также отношением к необходимости ее погашения.
Рассмотрим более подробно классификацию хозяйствующих субъектов, имеющие налоговую задолженность.
Прежде всего необходимо отметить группу «традиционных» нарушителей налогового законодательства, в которой целесообразно выделять две подгруппы. В состав первой подгруппы входят прочно закрепившиеся на рынке организации, имеющие репутацию «недобросовестных» налогоплательщиков. Такие налогоплательщики состоят на особом контроле у налоговых органов. Они не торопятся погасить свою задолженность перед бюджетом, а порой и совсем не желают этого делать. Однако привлечь данную категорию налогоплательщиков к налоговой ответственности довольно тяжело, а иной раз практически невозможно. Обычно они используют разнообразные юридические финансовые ухищрения, чтобы уклониться от исполнения своих налоговых обязательств: вовлечение налоговых органов в судебные разбирательства, имитацию банкротства, перевод активов на баланс новых структур, использование для расчетов ссудных и депозитных счетов, а также наличных денежных средств и др.
Вторую подгруппу составляют небольшие организации, в подавляющем большинстве «фирмы-однодневки», созданные для проведения одной или нескольких хозяйственных операций.
Следующая группа недоимщиков во многом обязана своим появлением кризису неплатежей. Хозяйствующие субъекты этой группы имеют нормальную рентабельность и налаженное производство, однако в силу определенных обстоятельств у них образовывается огромная дебиторская задолженность, что приводит к неплатежеспособности. Данный круг хозяйствующих субъектов не в состоянии своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, в связи с чем с него удерживаются еще и пени. Как правило, такие организации пытаются не допускать возникновения недоимок, в том числе за счет реализации товаров, полученных от должников. Однако чаще всего это не позволяет им полностью погасить недоимку. В составе хозяйствующих субъектов данной группы необходимо особо выделить организации, ставшие недоимщиками вследствие недобросовестного выполнения обязательств их контрагентами или краха банков, с которыми они работают. Наибольшая скорость роста числа субъектов, входящих в данную подгруппу, наблюдалась в период 1998–2002 гг. Значительные объемы «зависших» платежей налогоплательщиков в кредитных учреждениях до сих пор не взысканы, хотя налоговые органы принимают меры для их взыскания, в том числе и в судебном порядке.