Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА 7
1.1 Сущность налоговой системы 7
1.2 Функции налоговой системы 8
1.3 Структура налоговой системы Республики Беларусь 10
2 НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ НАЛОГОВ 14
2.1. Налоги как элементы налоговой системы 14
2.1. Виды налогов 16
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1. Налоговая система Республики Беларусь 20
3.2. Эффективность налоговой системы и пути её совершенствования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Прогрессивный – это такой налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Тогда речь идет о «предельной» налоговой ставке. Она равна приросту выплачиваемых налогов, поделенному на прирост дохода (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой последующей налоговой шкалы.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Его действие можно проследить на том же условном примере, если изменить налоговые ставки для второй и третьей шкалы, сделав их соответственно 8 вместо 15 и 6 вместо 20 процентов. Оплаченный налог составит 182 д. ед. (0,10 'B0 1000 + 0,08 'B0 500 + 0,06 700), т. е. средняя налоговая ставка, равная 8,27 % (182: 220 100), окажется ниже, чем в самой первой шкале.
Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Чтобы
спрогнозировать воздействие
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономики - на базе научно-технического прогресса, увеличения экспортного потенциала республики требуют переориентации на их решение всего хозяйственного механизма, и прежде всего налоговой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.
Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.
Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, пошлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.
Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс является документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых отношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на текущий год. Таким образом обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономической ситуации в республике.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу - меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплательщиков перед законом выступает как экономическое равенство, когда за основу размеров налоговых изъятий принимается фактическая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.
В
Налоговом кодексе
Налоговая система Беларуси с момента своего появления существенно изменилась. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:
1.
Количество применяемых в
Практически все страны, включая Россию, давно отказались от таких налогов. Наличие в Беларуси оборотных налогов и платежей (к ним, в частности, относятся целевые сборы в местные бюджетные фонды стабилизации экономики (ставка 1%); отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции (ставка 1%); налог с пользователей автомобильных дорог (ставка 1%); целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка 1%), и на финансирование жилищно-инвестиционных фондов со ставкой 0,5%, как раз и является одной из причин снижения рентабельности и увеличения числа убыточных предприятий, скопления остатков готовой продукции на складах, сокращения экспорта из-за ценовой неконкурентоспособности белорусских товаров.
Помимо этих платежей излишнее налоговое давление создают и отчисления в инновационные фонды, сфера использования которых постоянно расширяется и ставки колеблются от 3 до 30%, а также многочисленные и высокие налоги на фонд заработной платы (в частности, чрезвычайный налог) и мелкие специальные сборы в отдельных отраслях (например, отчисления в фонд строительной науки).
Существенные
проблемы для ценовой
2.
Вторым важным системным
Учитывая
способы и возможности
Преобладание в налоговых системах стран с переходной экономикой различных типов и моделей косвенных налогов связано в основном с тем, что их гораздо легче собрать, а возможности уклонения весьма ограничены. Следует также учитывать, что помимо значительных административных издержек по сбору налогов введение высокодоходных прямых налогов требует первоначального создания необходимой экономической структуры на основе рыночных преобразований: собственности, труда, капитала и т.д.
К отличиям методологического характера налоговой системы РБ от оптимальной относятся различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов. Соответственно для их изменения надо рассмотреть все основные налоги.
Налог на добавленную стоимость
Международная практика применения этого налога весьма успешна, тогда как у нас, несмотря на переход к зачетной системе взимания НДС, он продолжает вызывать нарекания. Причина заключается как раз в допущенных искажениях общепринятой модели зачетной системы.
Согласно классической европейской модели НДС - это универсальный (охватывает все товары и услуги), многоступенчатый (распространяется на производство, оптовую и розничную торговлю) налог на чистое потребление (предусматривает обязательный вычет сумм налога, уплаченных за производственные ресурсы). При этом закрепленный в директивах ЕС тип НДС предусматривает именно полный вычет налога на все покупки производственного назначения, включая капитальное оборудование. На каждой стадии производства и распределения налогом облагается только та часть стоимости товара или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им производственных ресурсов. Таким образом, через механизм зачета налог взимается только с потребительских товаров и не распространяется на инвестиционные (сырье, материалы, топливо, оборудование) независимо от того, были ли они полностью использованы в производстве за данный отчетный период. Именно этим обеспечиваются нейтральность (невмешательство) налога по отношению к производству, реальное стимулирование инвестиций, новых технологий и экономического роста.
Три перечисленных признака являются обязательными условиями любой формы НДС. Они составляют основу этого налога, определяют его преимущества и особенности. К таким особенностям, в частности, относятся: количество и уровни применяемых ставок налога, правила освобождений, принципы взимания во внешней торговле, техника сбора налога. Конкретные значения этих характеристик, конечно, могут различаться по странам, но обычно используются следующие решения: