Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:18, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЁ ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА 7
1.1 Сущность налоговой системы 7
1.2 Функции налоговой системы 8
1.3 Структура налоговой системы Республики Беларусь 10
2 НАЛОГИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ НАЛОГОВ 14
2.1. Налоги как элементы налоговой системы 14
2.1. Виды налогов 16
3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1. Налоговая система Республики Беларусь 20
3.2. Эффективность налоговой системы и пути её совершенствования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:
Налоговые льготы по республиканским налогам устанавливаются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.
Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нарушил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:
В современных условиях финансовой нестабильности и высоких темпов инфляции существует проблема достижения оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых ресурсов, которая приобрела особое значение. Зарубежная налоговая практика выработала несколько методов налогового регулирования:
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.
Экономическая
функция налогов состоит в
воздействии через налоги на общественное
воспроизводство, т.е. любые процессы
в экономике страны, а также
социально-экономические
Функции
налогов взаимосвязаны - реализация
фискальной функции создает материальную
основу для осуществления
Элементы налога и способы его взимания
Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход,
из которого выплачивается
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или
частичное освобождение
В практике большинства
1) "кадастровый" - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором
плательщик налога приводит
Примером может служить налог на прибыль.
3) y источника
Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход. Поэтому
оплата налога производится до
получения дохода
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Налоги бывают «прямыми» и «косвенными».
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.
Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».
Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, соль, сахар, спички и др.), а также различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение (телефон, транспортные перевозки, авиа - и железнодорожные билеты, демонстрация кинофильмов). В большинстве развитых стран косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около четверти всех налоговых поступлений в бюджет. Индивидуальные или выборочные акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Их плательщиками являются потребители данных подакцизных товаров и услуг.
В большинстве стран после второй мировой войны в дополнение к индивидуальным были введены «универсальные акцизы». Такие акцизные налоги взимаются в процентах от валовой выручки предприятий. В нашей стране долгое время был распространен такой универсальный налог, как «налог с оборота». Он взимался со стоимости товаров отечественного, производства и денежного оборота за оказываемые услуги. Реже им облагались импортные товары потребительского назначения. Главный недостаток, который был присущ этому налогу, – повторный счет. Например, налог с оборота взимался со стоимости железной руды многократно: когда ее добыли и продали металлургическому комбинату, когда из металла изготовили прокат, а из проката на машиностроительном заводе сделали трактор для крестьянского хозяйства. Другой пример: стоимость хлопка войдет в стоимость изготовленного из него ситца и в стоимость сшитого из ситца платья. Всякий раз при переходе из рук одного производителя в руки другого стоимость хлопка будет облагаться налогом с оборота. Чем глубже общественное разделение труда, т. е. чем чаще переходит сырье или полуфабрикат по технологической цепочке из рук в руки, тем больше растет цена на него не только за счет дополнительно добавленной стоимости, но и за счет повторного взимания налога с оборота, что вздувает цену на готовый продукт, увеличивает в ней долю налога с оборота. Вот почему налог с оборота в большинстве стран был заменен налогом с продаж, а позже – налогом на добавленную стоимость. Последний взимается с части стоимости, добавленной на каждой стадии производства или обращения, т. е. налог на приобретенные полуфабрикаты вычитается из налога на изготовленную продукцию, разница уплачивается в бюджет. И все же налог на добавленную стоимость с его высокими, в особенности в нашей стране, ставками ведет к всеобщему росту цен и усиливает тяжесть косвенного налогообложения, особенно для малообеспеченных групп населения. Ведь в структуре их потребления доля товаров широкого повседневного спроса выше, чем в бюджете людей с высокими доходами, а акцизными налогами облагаются, как правило, именно товары массового спроса. Ставка налога на добавленную стоимость может быть единой для всех видов товаров и услуг или дифференцированной по социальным или иным признакам.
Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Возник этот налог из «регалии», т. е. присвоения государством исключительного права на какой-либо вид деятельности.
Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, т. е. пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на «фискальные», «протекционные», «антидемпинговые» и «преференциальные.
Фискальные таможенные пошлины преследуют очевидную цель – рост бюджетных доходов, о чем говорит само их название.
Политика государства в тех случаях, когда оно хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, называется протекционизмом. Осуществляется она с помощью протекционных, таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров. Правда, такая политика может оказать «медвежью услугу» оберегаемой от конкуренции экономике. Так, ограничение ввоза японских автомобилей на американский рынок в ходе так называемой «автомобильной войны» привело к тому, что автомобильная промышленность США оказалась отброшенной примерно на десятилетие от уровня современных технологий, что привело к утрате прежних позиций в конкуренции не только на мировом, но и на внутреннем рынке.
Демпинг – это «бросовый» экспорт, т. е. продажа товаров на иностранном рынке по искусственно пониженным, бросовым ценам. Такие действия преследуют цель вытеснить конкурентов из других стран или разорить национальную экономику той страны, в которую товары по этим ценам вывозятся. Чтобы защитить национальную экономику, государство вводит антидемпинговые пошлины, с одной стороны, с другой – старается создать условия для развития собственной экономики.
Преференциальные (льготные) пошлины устанавливаются на какой-то определенный вид товара, во ввозе которого страна заинтересована (например, новые технологии), или на весь импорт из той или иной страны по договору (в этом случае, как правило, преследуются какие-то политические цели).
Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания. Это позволяет учесть все многообразие возможных доходов – платежеспособность, т. е. материальное положение разных групп населения, смягчить психологически общее бремя налогов, более гибко воздействовать на общественное производство, его структуру, темпы роста.