Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа ныне действующей налоговой системы России выявить ее противоречия и указать пути решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-рассмотреть историю возникновения налоговой системы
-раскрыть ее основные понятия и роль в экономике
-выявить основные принципы построения налоговой системы
-проанализировать структуру ее построения
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и процесс ее становления
-выявить противоречия действующей налоговой системы России
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Налог на имущество юридических лиц  является региональным налогом. Но законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.

     Налоговая система Российской Федерации сегодня  дополняется системой государственных  целевых внебюджетных фондов. Самый  крупный и значимый из них —  Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

     Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

     Таким образом, Россия, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. 
 

        2.3 Противоречия действующей налоговой системы России

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны  предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков. Анализ различных взглядов показывает, что  какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу, — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

     Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой  системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую. 

     Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

       В чем сходится большинство  критиков, так это в требованиях  снижения налогового бремени.  В известной мере они правы.  Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

     Естественное  и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.

     Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут  привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

     Сегодня по сути у нас сложилась едва ли  не тупиковая ситуация.C  одной стороны,  мало кто знает,  как правильно платить налоги. С другой —мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков,  видимо,  можно признать героическими. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений  были не просто продекларированы,  а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на  правовые последствия их нарушения и неисполнения.  Например, если на налоговый или другой государственный  орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах,  которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят,  если  налогоплательщик  неправильно подсчитает  налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

     Одной из  самых сложных и слабо  разработанных считается система  ответственности налогоплательщика  за налоговые правонарушения.  Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности,  дичайшая жесткость налоговых санкций,  отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм,  регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов,  вообще формирования иных  подходов  к решению проблемы.

     Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих  доходы, подлежащие декларированию, и  сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах выступают по телевидению, радио и в печати.

     Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество  противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

       В условиях инфляционных процессов  и огромной ставки НДС этот  налог стал сегодня одним из  решающих факторов сдерживания  развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так уже выросшие многократно цены. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночной экономике,  то согласиться с предложениями о  его ликвидации нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение  ставки. Снижение  ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов производства,  работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительно расширить ограниченные  возможности  бюджета.  Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий. [13, c.141]

     Сравнение позволяет сделать вывод о  более фискальной, нежели стимулирующей  роли налога на добавленную стоимость в нашей  стране, о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного сужения налоговой базы. Рассматривая перспективы развития, следует сделать вывод о возможности снижения налоговой ставки и расширении льгот. 
 
 
 
 
 

        2.4 Нестабильность налоговой системы Российской Федерации

     Очень часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с  государством". Это действительно. Без острой необходимости часто  вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Видимо, под влиянием той или иной группировки политиков или экономистов делается попытка совместить несовместимое, учесть всё те предложения, о которых говорилось выше.

     Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.

     Вносимые  в курс экономической реформы  уточнения и дополнения неизбежно  отражаются на необходимости корректирования  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной,  роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

     По  оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих  доходов. По мнению специалистов Государственной  налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

     Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на  это, но и на ликвидацию  условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

     Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

     Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. 
 
 
 
 

          

         2.5 Основные пути совершенствования налоговой системы

     Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

     В числе наиболее актуальных направлений  налоговой реформы можно выделить следующие: [13, c.142-145]

     1. Комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения:

     - существенно (примерно на треть)  уменьшить налоговую нагрузку, в  основном путем снижения налоговых  ставок и в первую очередь  для товаропроизводителей;

     - одновременно с этим обеспечить  уплату всех налогов каждым  налогоплательщиком в соответствии  с законом.

     2. Повышение уровня справедливости налоговой системы за счет:

     - выравнивания условий налогообложения  для всех налогоплательщиков (прежде  всего, на основе отказа от необоснованных льгот и исключений);

Информация о работе Налоговая система России