Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа ныне действующей налоговой системы России выявить ее противоречия и указать пути решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-рассмотреть историю возникновения налоговой системы
-раскрыть ее основные понятия и роль в экономике
-выявить основные принципы построения налоговой системы
-проанализировать структуру ее построения
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и процесс ее становления
-выявить противоречия действующей налоговой системы России
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Введение

     Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. Вопросы налогообложения значимы для любого государства. Налоговые поступления служат источником формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль.

     Важную  роль, которую играет государство  в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно в России за счет налоговых доходов формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше  90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%).

     Налоговая система России неадекватна экономическим  условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций  развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным, постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.

     Значимость  налогов для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических и прикладных проблем формирование налоговой системы Российской Федерации.

     В условиях рыночных  отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

     Рассмотрение  налогообложения как средства регулирования  предпринимательской активности требует  более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы  для нахождения баланса интересов  государства и предпринимательства. Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

     Цель  работы: на основе анализа ныне действующей  налоговой системы России выявить ее противоречия и указать пути решения.

     Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

     -рассмотреть  историю возникновения налоговой  системы

     -раскрыть  ее основные понятия и роль  в экономике 

     -выявить  основные принципы построения налоговой системы 

     -проанализировать  структуру ее построения

     -охарактеризовать  сложившуюся систему налогообложения  в РФ и процесс ее становления

     -выявить  противоречия действующей налоговой  системы России

     -сформулировать  предложения по совершенствованию налоговой системы РФ

     Предмет исследования: пути совершенствования налоговой системы России.

     В работе использован аналитический  и исторический научные методы. 
 
 

  1. Теоретические основы налоговой системы

      1.1   История возникновения налоговой системы

     Ни  одно государство, в какие бы то ни было времена, не могло обходиться без  изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической  структуры, присуще всем государственным  системам как рыночного, так и  не рыночного типа хозяйствования.

     Обычно в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями:

     1. Первый период налогообложения,  включающий в себя хозяйственные  системы древнего мира и средних  веков, отличается неразрывностью и случайным характером. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, снаряжение для армии. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму, а со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.

     В IV-III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных налогов. Однако, единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

     Развитие  государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота при торговле рабами. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200 видов.

     В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.

     2. Второй период развития налогообложения  (конец XVII – начало XVIII в.) характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся как правило у городских ворот, со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

     3. Третий период развития налогообложения  начал свою историю с XIX в.  и отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

     Финансовая  система Древней Руси начала складываться в конце IX в., в период объединения древнерусских племен и земель.Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных налогов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. [9, c.15-45]

     После свержения монголо-татарского ига  налоговая система была реформирована  Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал – подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства.

     Ведущее место в налоговой системе  занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

     Несмотря  на политическое объединение русских  земель, финансовая система в России XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

     Во  время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения  в России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган  – счетная палата, в компетенцию  которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета. [9, c.55-58]

     Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов.

     В период правления Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого». [9, c.70-76]

     Основной  чертой налоговой системы XVIII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).

     К началу 80-х гг. XX века более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета. [9, c.340-380]

     14 июля 1990 года был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий,  объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране.

     С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999 года [6] был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов.

     Рассмотренный анализ истории налоговой системы показывает, что возникновение налогов было вызвано появлением государства, и на всем периоде своего существования налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового обеспечения государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Сущность налоговой системы и ее роль

     Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, причем к этой совокупности применяется понятие «система». Это очень важное и фундаментальное понятие является чрезвычайно широким и многоплановым. В самом общем смысле система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое функциональное целое, предназначенное для достижения определенных целей. Таким образом, не всякая совокупность является системой. Совокупность считается системой, если она упорядочена и отвечает определенной цели, для реализации которой эта совокупность сформирована.

     На  макроуровне налоговая система  – это совокупность упорядоченных по признаку уровня законодательной власти налогов, а также комплекс экономико-правовых и методико-функциональных принципов и реализующих их государственных органов управления в лице финансовых и налоговых администраций. Цель функционирования системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами.

     Налоговая система на микроуровне - это совокупность императивных форм обобществления совокупного дохода корпораций и граждан, структурированная в подсистемы подоходных, потребительских, ресурсных и имущественных налогов, экономико-правовых принципов их уплаты и реализующих их органов управления. Цель функционирования данной системы - исполнение возложенных на хозяйствующий субъект налоговых обязательств.

     Эффективная рыночная экономика невозможна без  хорошо налаженной, четко действующей  налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного  производства.

     Рыночная  экономика в развитых странах - это  регyлирyемая экономика. Развитие рыночной экономики регyлирyется финансово-экономическими методами – прежде всего пyтем применения отлаженной системы налогообложения. Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Хорошо известно, что эффективно фyнкционирyющyю рыночнyю экономикy невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

Информация о работе Налоговая система России