Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Введение
Глава 1: Теоретические аспекты налогообложения
Возникновение и сущность налогообложения
Функции налогов
Виды налогов, их классификация
Глава 2: Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения в РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
Глава 3: Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы
3.1 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованных источников
Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам .
Наиболее
существенное значение в современной
теории и практике налогообложения
имеют следующие основания
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6)
по целевой направленности
7) по срокам уплаты налогов.
1.По
способу взимания налогов.
Прямые
налоги взимаются в процессе накопления
материальных благ непосредственно
с доходов или имущества
Прямые налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения .
Среди прямых налогов выделяют:
Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины . Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.
2.
По субъекту-налогоплательщику.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
Смешанные
налоги, которые уплачивают как физические
лица, так и предприятия и
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Действующие в РБ налоги можно разделить на группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: республиканские налоги, региональные налоги.
4.
По порядку введения налога. По
порядку введения можно
Общеобязательные
налоги устанавливаются
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.
Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты .
6.
По целевой направленности
В зависимости от характера использования налоги делятся на:
-
общие. Поступают в казну
- специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. В Республике Беларусь таковыми являются чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический налог.
Кроме того, к категории целевых налогов относятся введенные в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др. [4, с. 9].
7. По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:
а) Срочные
б) Периодично-календарные.
В
свою очередь периодично-
Таким
образом, в истории развития общества
еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Налоги выражают обязанность всех юридических
и физических лиц, получающих доходы, участвовать
в формировании государственных финансовых
ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим
звеном финансовой политики государства
в современных условиях.
ГЛАВА 2
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1
Система налогообложения в РБ
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах .
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) , Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) , а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.
Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения .
В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В
настоящее время
В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.
В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
В
Беларуси по прогрессивной шкале
взимается только подоходный налог,
причем с 1998 г. наблюдается некоторое
снижение его роли в формировании доходов
бюджета. Основная же масса подоходных
налогов являются пропорциональными,
и их удельный вес, как в доходах бюджета,
так и в ВВП остается достаточно стабильным
.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование