Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты налогообложения
Возникновение и сущность налогообложения
Функции налогов
Виды налогов, их классификация
Глава 2: Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения в РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
Глава 3: Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы
3.1 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУрсач(1).doc

— 131.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

                по дисциплине: Макроэкономика

                на тему: Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование  
 
 
 

Студент

ФФБД, 2-й  курс                                                            

Руководитель                                                                            И.В.Горбатенко 
 
 
 
 

                                              МИНСК 2011 

        Содержание:

     Введение

       Глава 1: Теоретические аспекты налогообложения

    1. Возникновение и сущность налогообложения
    2. Функции налогов
    3. Виды налогов, их классификация

          Глава 2: Налоговая система Республики Беларусь

         2.1 Система налогообложения в РБ

         2.2 Основные налоги Республики  Беларусь

         Глава 3: Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы

         3.1 Основные недостатки налоговой  системы Республики Беларусь

         3.2 Пути совершенствования налоговой  системы

      Заключение

       Список использованных источников 
 

        
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     «Право  облагать налогом - это не только право  уничтожать, но и право созидать» ( Верховный суд США).

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

     Государственное регулирование экономики и международных  экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.

     Налоги  являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании  международных экономических отношений.

     Вопросу о сущности налогов, построению системы налогообложения и роли налогов и посвящена данная работа.

     Первый  раздел курсовой работы посвящен теоретическим  аспектам налогообложения. Здесь рассматривается  классификация налогов, их функции, основные элементы налоговой системы.

     Во  втором разделе я остановился на системе налогообложения в Республике Беларусь, были также рассмотрены основные налоги, которые взимаются на территории Республики Беларусь.

     Третий  раздел посвящен проблемам налогообложения  в Республике Беларусь. Здесь выявляются и анализируются основные тенденции развития налоговой системы нашей страны на современном этапе. Также затронуты существующие проблемы и недостатки налогообложения. Отдельно рассмотрены основные направления по совершенствованию налоговой системы Беларуси.

     Объектами исследования служат различные виды налогов (НДС, акцизы, подоходный налог, отчисления на социальное страхование  и т.д.), налоговые ставки, налоговый  кодекс РБ, различные организации  и предприятия.

     Цель  работы: изучить и рассмотреть проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике Республики Беларусь.

     Задачи: исследовать теорию налогообложения и систему налогообложения в РБ, а также выявить ее особенности, преимущества, недостатки и пути совершенствования. 
 

 

      ГЛАВА 1

     ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

     
    1. Возникновение и сущность налогообложения
 

     Предпосылкой  для возникновения налогов стало  формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

     Налогообложение старо как мир. На ранних ступенях государственной организации начальной  формой налогообложения можно считать  жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно  на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или побором . В Древнем Риме налоговая система была во многом схожа с налоговой системой современной Беларуси. Одним из самых известных тогда налогов была "десятина": десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.

     На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.

     Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет.

     Первой  теоретической работой, посвященной  проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г.. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.

     Сущность  налога

     Налог - это поступление средств в  бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.

     Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам .

     Прежде  всего, остановимся на вопросе о  необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти..." . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги".

     В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

     Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота  некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

     По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

     - необлагаемый минимум объекта  налога;

     - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

     - освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или категории  плательщиков;

     - понижение налоговых ставок;

     - вычет из налогового оклада (налогового  платежа за расчетный период);

     - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

     - прочие налоговые льготы

     В зависимости от степени разделения властей налоговая система может  быть двух-, трехзвенной. В странах  с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном [2, с. 270]. В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая система, включающая общегосударственные и местные налоги . 

 

     
    1. Функции налогов
 

     Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции.

     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

     Фискальная  функция: т.е. изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. .

     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование