Налоговая система РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Работа содержит 1 файл

налог сист рб.docx

— 23.65 Кб (Скачать)

• освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины); 

• дополнительных по отношению к учитываемым налогам  при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины); 

• пониженных по сравнению  с обычными налоговых ставок; 

• в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь. 

 Льготы по налогам,  сборам (пошлинам) устанавливаются  Президентом Республики Беларусь  и Кодексом. Льготы по налогам,  сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально  предоставляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом  Республики Беларусь. Местные  

 По налогам  могут устанавливаться в законодательном  порядке определенные льготы  в различных формах, к числу  которых относятся: 

введение налогооблагаемого  минимума — освобождение от налога части его объекта; 

·  установление налогового иммунитета - освобождение от налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков; 

·  понижение ставок налога, уменьшение его оклада; 

·  предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); 

·  изъятие из налогообложения  части объекта налога; 

·  вычет из налогового платежа за расчетный период; 

·  освобождение от отдельных видов налогов и  ряд других. 

В зависимости от сферы применения различают следующие  налоговые льготы: 

·  общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога; 

·  специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. 

Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества  льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением  их можно объединить в четыре группы. 

Производственно-экономические  льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с  которыми связано вхождение предприятий  в рынок; 

Социальные льготы, которые имеют целью облегчить  предприятиям решение социально-бытовых  проблем; 

Экологические льготы, которые создают условия для  обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических  катаклизмов; 

Специальные льготы, которые имеют ограничительный  характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45]. 

Налоговый период –  календарный год или иной период времени, определяемый применительно  к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется  сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71]. 

Уплата налогов  может осуществляться тремя способами: 

1.  по декларации (расчетам по налогам), когда налогоплательщик  обязан в установленный срок  представить в налоговый орган  отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог  на прибыль и др.). В данном  случае плательщик уплачивает  налог самостоятельно, а если  в ходе проведения документальной  проверки налоговым органом будут  установлены расхождения деклараций  с данными бухгалтерского учета,  то к плательщику будут применены  финансовые и штрафные санкции; 

2.  по источникам  дохода, когда налог удерживается  лицом, выплачивающим доход его  собственнику (дивиденды); 

3.  при помощи  кадастрового способа, который  предусматривает уплату налога  в соответствии с установленной  классификацией объектов налогообложения  по определенным признакам (земельный  налог в соответствии с кадастровой  оценкой земли). 

В составе элементов  налогового регулирования экономики  немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки  уплаты налогов могут быть едиными  и дифференцированными в зависимости  от размеров платежей. 

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке  в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными  законодательными актами. 

Санкции - мера наказания  плательщиков за нарушение налогового законодательства 

·  административные санкции применяются к ответственным  лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных  налоговых инспекциях; занятия запрещенной  деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного  ведения бухгалтерского учета; несвоевременной  сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам; 

·  финансовые санкции  применяются непосредственно к  плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление  расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения  налогового законодательства [6,c.45]. 

Налоговое законодательство государства представляет собой  совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными  на то органами и применяемых при  регулировании налоговых отношений.  

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: 

·  Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с  ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.  

·  Декреты, Указы  и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения  

·  Постановления  Правительства РБ, регулирующие вопросы  налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и  актов Президента Республики Беларусь 

·  Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36]. 

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных  государственных органов, которые  в пределах своей компетенции  проводят государственную политику и осуществляют регулирование и  управление в налоговой сфере. Организационная  система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой. 

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают  налоговую политику. Парламент в  соответствии с Конституцией рассматривает  законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты  о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при  наличии заключения правительства.  

Оперативное управление процессом налогообложения в  Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также  в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью  органов оперативного управления государство  руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [1,c.40]. 

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом  государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в  сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства. 

В структуру МНС  входят управления, отделы, а также  инспекции Министерства по налогам  и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56]. 

Таким образом, налоговая  система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых  на территории государства. Основу налоговой  системы составляют налоги, которые  представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными  элементами налогообложения являются: 

·  Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог  или сбор; 

·  Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом; 

·  Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик; 

·  Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия  уплаты налога; 

·  Налоговая база – сумма, от которой исчисляется  налог; 

·  Налоговые санкции  – наказания за нарушения в  налоговой сфере и др.  

Однако налоговую  систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения  необходимы органы, которые будут  осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.  

Важным звеном налоговой  системы является также налоговое  законодательство, которой устанавливает  механизм уплаты налогов, сроки и  суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным  актом в области налогообложения  в Республике Беларусь является Налоговый  Кодекс. Разработка и утверждение  законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент

Информация о работе Налоговая система РБ