Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
• освобождения от уплаты
налога, сбора (пошлины);
• дополнительных по
отношению к учитываемым
• пониженных по сравнению
с обычными налоговых ставок;
• в ином виде, установленном
Президентом Республики Беларусь.
Льготы по налогам,
сборам (пошлинам) устанавливаются
Президентом Республики
По налогам
могут устанавливаться в
введение налогооблагаемого
минимума — освобождение от налога
части его объекта;
· установление налогового
иммунитета - освобождение от налогов
отдельных лиц или категорий
плательщиков;
· понижение ставок
налога, уменьшение его оклада;
· предоставление
налогового кредита (отсрочка внесения
оклада налога);
· изъятие из налогообложения
части объекта налога;
· вычет из налогового
платежа за расчетный период;
· освобождение от
отдельных видов налогов и
ряд других.
В зависимости от
сферы применения различают следующие
налоговые льготы:
· общие, предназначенные
всем плательщикам соответствующего налога;
· специальные, предоставляемые
отдельным группам плательщиков.
Налоговое законодательство
предусматривает предоставление множества
льгот по различным видам налогов.
В соответствии с целевым назначением
их можно объединить в четыре группы.
Производственно-экономические
льготы, которые имеют наибольшее
значение для национального хозяйства,
так как их целью является стимулирование
развития производства, ускорение научно-технического
прогресса, смягчение трудностей, с
которыми связано вхождение предприятий
в рынок;
Социальные льготы,
которые имеют целью облегчить
предприятиям решение социально-бытовых
проблем;
Экологические льготы,
которые создают условия для
обеспечения охраны окружающей среды,
ликвидации последствий экологических
катаклизмов;
Специальные льготы,
которые имеют ограничительный
характер либо по времени, либо по охвату
налогоплательщиков [5,c.45].
Налоговый период –
календарный год или иной период
времени, определяемый применительно
к каждому конкретному налогу,
сбору (пошлине), по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма этого налога, сбора (пошлины).
Налоговый период может состоять
из нескольких отчетных периодов [7,c.71].
Уплата налогов
может осуществляться тремя способами:
1. по декларации
(расчетам по налогам), когда налогоплательщик
обязан в установленный срок
представить в налоговый орган
отчет о своих налоговых
2. по источникам
дохода, когда налог удерживается
лицом, выплачивающим доход
3. при помощи
кадастрового способа, который
предусматривает уплату налога
в соответствии с
В составе элементов
налогового регулирования экономики
немаловажное значение придается установлению
обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки
уплаты налогов могут быть едиными
и дифференцированными в
Сроки уплаты налогов,
сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым
кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин)
производится разовой уплатой всей
причитающейся суммы налога, сбора.
Уплата налогов, сборов (пошлин) производится
в наличном или безналичном порядке
в белорусских рублях, если иное
не установлено Кодексом или иными
законодательными актами.
Санкции - мера наказания
плательщиков за нарушение налогового
законодательства
· административные
санкции применяются к
· финансовые санкции
применяются непосредственно к
плательщикам (предприятиям, организациям,
частным предприятиям) за сокрытие
или занижение фактически полученных
доходов или других объектов обложения;
занятие запрещенной
Налоговое законодательство
государства представляет собой
совокупность нормативных правовых
актов, принятых и изданных уполномоченными
на то органами и применяемых при
регулировании налоговых
Налоговое законодательство
Республики Беларусь включает в себя:
· Налоговый кодекс
РБ и принятые в соответствии с
ним законы, регулирующие вопросы
налогообложения. Налоговый кодекс
– основной документ, регламентирующий
в комплексе всю совокупность
налоговых отношений в
· Декреты, Указы
и распоряжения Президента Республики
Беларусь, содержащие вопросы налогообложения
· Постановления
Правительства РБ, регулирующие вопросы
налогообложения и принимаемые
на основании и во исполнение Налогового
кодекса, налоговых законов и
актов Президента Республики Беларусь
· Нормативно-правовые
акты республиканских органов
Налоговая служба Республики
Беларусь – совокупность специальных
государственных органов, которые
в пределах своей компетенции
проводят государственную политику
и осуществляют регулирование и
управление в налоговой сфере. Организационная
система управления налогами в Республике
Беларусь является двухуровневой.
Общее управление налогами
возложено на высшие органы власти
– парламент, аппарат Президента,
правительство. Они определяют основные
принципы налогообложения, разрабатывают
налоговую политику. Парламент в
соответствии с Конституцией рассматривает
законы о налогах, сборах и обязательных
платежах. Все законодательные проекты
о введении или отмене налогов, об
освобождении от их уплаты на территории
страны вносятся в парламент при
наличии заключения правительства.
Оперативное управление
процессом налогообложения в
Республике Беларусь возложено на Министерство
Финансов и его органы на местах,
Министерство по налогам и сборам
и его территориальные
Министерство по
налогам и сборам Республики Беларусь
(МНС) является республиканским органом
государственного управления, проводящим
государственную политику, осуществляющим
регулирование и управление в
сфере налогообложения и
В структуру МНС
входят управления, отделы, а также
инспекции Министерства по налогам
и сборам по областям и г. Минску,
районам, городам, районам в городах, а
также департамент по контролю за производством
и оборотом алкогольной продукции и табачных
изделий [8,c.56].
Таким образом, налоговая
система государства –
· Субъект налога
– плательщик, выплачивающий налог
или сбор;
· Объект налога
– то, что непосредственно облагается
налогом;
· Налоговая ставка
– величина налога, которую должен
уплатить плательщик;
· Налоговые льготы
– некоторые более лёгкие условия
уплаты налога;
· Налоговая база
– сумма, от которой исчисляется
налог;
· Налоговые санкции
– наказания за нарушения в
налоговой сфере и др.
Однако налоговую
систему составляют не только налоги.
Для успешного и бесперебойного
функционирования системы налогообложения
необходимы органы, которые будут
осуществлять управление и контроль
за работой системы. Так, в Республике
Беларусь такими органами являются Министерство
Финансов, Министерство по налогам и сборам,
Государственный Таможенный комитет и
др.
Важным звеном налоговой
системы является также налоговое
законодательство, которой устанавливает
механизм уплаты налогов, сроки и
суммы выплат, определяет виды налогов,
субъектов, объекты налогообложения,
налоговые льготы. Важнейшим законодательным
актом в области