Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Под налоговой системой
государства понимается совокупность
налогов, сборов, пошлин, установленных
на его территории и взимаемых
с целью создания централизованного
общегосударственного фонда финансовых
ресурсов, а также совокупность принципов,
способов, форм и методов их взимания
[1, c.30].
С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и
Направленная на
построение социально ориентированной
рыночной экономики налоговая система
республики Беларусь начала вводиться
с начала 1992 года. Основу ее составил
закон «О налогах и сборах, взимаемых
в бюджет Республики Беларусь». Первоначально
налоговая система включала 15 основных
налогов. Кроме того юридические
лица уплачивали 8 видов отчисление
в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система
неоднократно корректировалась с точки
зрения перечня налогов, размера
ставок, предоставления льгот. Существенные
изменения произошли в части
внебюджетных средств, большинство
из которых были объединены и преобразованы
в бюджетные фонды с
В настоящее время
в республике практически создана
систематизированная
С 1 января 2004 года вступила
в силу Общая часть Налогового
кодекса Республики Беларусь, которая
составляет основу налоговой системы
Республики Беларусь [2,c.30].
В настоящее время
в экономической литературе принято
выделять следующие принципы построения
налоговой системы.
1. Экономическая
эффективность. Налоговая
2. Простота налогообложения.
Налоговые законы должны быть по возможности
простыми, а процедура взимания налогов
относительно дешёвой.
3. Гибкость. Налоговая
система должна быть в
4. Определённость.
Плательщики должны знать,
5. Справедливость.
Налоговая система должна
Основные функции
налоговой системы государства
и, соответственно, установленных в
государстве налогов являются:
1. Фискальная, суть
которой состоит в пополнении доходов
государства на различных уровнях, необходимых
для исполнения государством своих функций.
2. Распределительная,
суть которой состоит в распределении
совокупного общественного продукта между
юридическими и физическими лицами, отраслями
и сферами экономики, государством в целом
и его территориально-
3. Регулирующая, суть
которой в активном воздействии государства
с помощью экономических рычагов и методов
на экономические и социальные процессы
в обществе.
4. Контрольная, суть
которой состоит в наблюдении и соблюдении
стоимостных пропорций в процессе образования
и распределения доходов различных субъектов
экономики [4].
Элементами налоговой
системы являются
· налоги и сборы,
как основа налоговой системы. Сюда
можно отнести:
- виды налогов;
- субъект налога;
- предмет и объект
налогообложения;
- источники выплаты
налоговых платежей;
- ставка налога;
- база налогообложения;
- методы налогообложения;
- налоговые льготы;
- налоговый и отчетный
периоды;
- санкции;
- порядок уплаты
и сроки перечисления
· налоговое законодательство;
· налоговые службы
[5,c.38].
Налог можно определить
как обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня, в бюджетный
или внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и
на условиях, определенных законодательными
актами.
Налоги подразделяются
на прямые и косвенные (в зависимости
от формы изъятия). К числу прямых
налогов относятся: подоходный налог;
налог на прибыль. Косвенные налоги
вытекают из хозяйственных актов
и оборотов, финансовых операций (НДС,
акцизы и другие налоги).
По значимости различают
общегосударственные и местные
налоги. Общегосударственные (республиканские)
налоги поступают в бюджет центральных
органов власти (республиканский), а
местные зачисляются полностью
в местный бюджет. Если общегосударственные
налоги используются для сбалансирования
местных бюджетов в виде отчислений,
то в этом случае они относятся
к категории регулирующих доходов.
В зависимости от
использования налоги делятся на
общие и специфические. Общие налоги используются
на финансирование текущих и капитальных
расходов государственного и местных
бюджетов без закрепления за каким-либо
определенным видом расходов. Специфические
налоги имеют целевое назначение (например,
отчисление за социальное страхование
или отчисления в дорожные фонды).
По принципам построения
выделяют следующие налоги:
· прогрессивный
налог возрастает быстрее, чем прирастает
доход;
· регрессивный налог
характеризуется взиманием
· пропорциональный
налог забирает одинаковую часть
от любого дохода (единая ставка для
доходов любой величины).
Субъект налога (плательщик)
- юридическое или физическое лицо,
которое в соответствии с законодательством
обязано платить налог.
Юридические лица, подлежащие
налогообложению:
1) юридические лица
Республики Беларусь;
2) иностранные юридические
лица и международные
3) простые товарищества
(участники договора о
4) хозяйственные
группы.
Физические лица,
подлежащие налогообложению:
1) граждане Республики
Беларусь;
2) граждане либо
подданные иностранного
3) лица без гражданства
(подданства)».
Объект налога - то,
что подлежит налогообложению:
· доход;
· имущество (земля,
капитал, прочая недвижимость, предметы
роскоши);
· передача имущества
(наследство и дарение, сделки купли-продажи,
займа и др.);
· потребление (акцизы,
налог с продаж, налог на добавленную
стоимость);
· ввоз и вывоз
товаров (пошлины на экспортные и
импортные товары).
Предметом налогообложения
признается экономическая и
· производственная
деятельность;
· коммерческая деятельность;
· финансовая деятельность.
Производственная
деятельность связана с производством
продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих
последующей реализации потребителям
(покупателям). В основе коммерческой
деятельности лежат товарно-денежные
и торгово-обменные операции.
Финансовая деятельность
связана с получением доходов
от оказания всевозможных финансовых
услуг.
Разновидностью
Субъектами экономической
деятельности и носителями налогов
выступают предприятия и
Источники уплаты налога
- доход субъекта (заработная плата,
прибыль, доходы, проценты), из которого
уплачивается налог. Он может совпадать
с объектом обложения (прибыль, заработная
плата, доходы), в других случаях - нет (доходы
юридических и физических лиц, но не прямо,
а посредством увеличения издержек обращения
или цены реализованных товаров и услуг)
[6,c.35].
Налоговая база представляет
собой стоимостную, физическую или
иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая база устанавливается
применительно к каждому
Налоговая ставка представляет
собой величину налоговых начислений
на единицу измерения налоговой
базы, если иное не установлено настоящим
Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются
применительно к каждому
В теории и
практике налогов большое
• твердые ставки
- определяются в абсолютной сумме (например,
ставка с кубического сантиметра);
• пропорциональные
ставки - устанавливаются в процентах
к облагаемому доходу, обороту
либо стоимости имущества (например,
ставки по налогу на имущество предприятия,
налогу на прибыль);
• прогрессивные
ставки - увеличиваются с ростом
объекта облагаемого дохода по действующей
шкале. Прогрессия бывает двух видов -
простая и сложная. При простой
прогрессии ставка налога растет и
распространяется на всю сумму облагаемого
налога; при сложной - объект обложения
делится на части, каждая из которых
облагается своей ставкой, то есть повышенные
ставки применяются не ко всему объекту,
а к части, превышающей предыдущую
ступень. Сложная прогрессия более
выгодна плательщику, поскольку
обеспечивает ему низкое обложение,
при простой же прогрессии весь доход
подлежит обложению высокой ставкой;
• регрессивные ставки
- понижаются по мере роста объекта
налога и устанавливаются обычно
не в процентах, а в абсолютных
суммах.
Начисление налогов
может производиться двумя
· некумулятивным,
когда налоговая база облагается
по частям без нарастающего итога;
· кумулятивным,
при котором исчисление налога производится
нарастающим итогом с начала года
(НДС, налог на прибыль) [6,c.40].
Налоговые льготы - это
определенная часть объекта, изъятая
из-под обложения. Налоговые льготы
имеют большое стимулирующее
значение для развития экономики, приоритетных
отраслей, отдельных производств, регионов
страны. Скидки, ослабляя налогообложение,
улучшают материальное положение физических
лиц, отдельных групп населения.
Скидки и льготы для предпринимателей
стимулируют производство.
Согласно Налоговому
кодексу «налоговыми льготами признаются
предоставляемые отдельным