Свои особенности имеет
борьба с уклонением от уплаты налогов
на уровне провинций. Например, в провинции
Квебек, начиная с 1996 г., она осуществляется
специальным подразделением Министерства
по доходам (MinistereduRevenu) — отделом по борьбе
с неуплатой налогов (BLEF). В качестве основных
целей противодействия уклонению от налогообложения
определены соблюдение налоговой справедливости,
возврат выведенных из-под налогообложения
доходов, стимулирование само декларирования.
2.2. Порядок организации налогового контроля
Канады.
Уплата налогов контролируется
43 территориальными подразделениями
агентства, в штате которых
насчитываются около 9000 человек,
обеспечивающих в первую очередь
своевременность и полноту уплаты
федеральных налогов. Основными
из них являются налог на
товары и услуги и налог
на доходы.
Ежегодно удается проверить
не более 2% налогоплательщиков, поэтому
контрольная деятельность налоговых
органов нацелена на проверку
тех из них, у кого велик
риск неуплаты налогов. Отбор
осуществляется компьютером посредством
централизованной обработки данных, прямо
или косвенно характеризующих финансовое
состояние конкретного плательщика, на
основе их сопоставления с усредненными
показателями. Во внимание принимаются
около 150 различных параметров по физическим
лицам и 30 - по корпорациям. Например, о
принадлежности налогоплательщика - физического
лица к группе риска может свидетельствовать
несовпадение доходов этого лица и доходов
лиц, проживающих с ним по соседству. Чем
больше параметров налогоплательщика
не совпадают, тем выше вероятность того,
что этот налогоплательщик не исполнил
должным образом налоговую обязанность.
По этим основаниям все налогоплательщики
подразделяются на четыре уровня риска:
от низкого до высокого. Данные о налогоплательщиках
с высокой степенью риска передаются в
территориальные подразделения для проведения
проверок.
Механизм проведения
налоговых проверок осуществляется
следующим образом:
- Отбор налогоплательщиков для проверки;
- Передача данных в территориальные подразделения
агентства;
- Проведение проверки:
- По месту нахождения налогоплательщика;
- В территориальных подразделениях
налогового ведомства;
- Проверка документации;
- Выявление нарушений;
- Составление уведомлений с указанием
недоплаченных налогов.
В соответствии с законодательством
проверки могут осуществляться как
непосредственно по месту нахождения
налогоплательщика, так и в территориальных
подразделениях налогового ведомства.
Проверки по месту
нахождения налогоплательщиков
производятся инспекторами (аудиторами),
о чем проверяемые лица предупреждаются
за пять дней до начала проверки.
Срок проверок законодательно
не ограничен, однако в соответствии
с ведомственными нормативами
он не должен превышать 50 часов
при проверке уплаты мелкими
и средними предпринимателями
НДС и 100 часов - при проверке
уплаты подоходного налога. В
случае бесперспективности проверки
она может быть прекращена
по истечении двух дней с
момента ее начала.
Особый порядок предусмотрен
для проверок крупных компаний,
которых насчитывается 880, с доходами
более 250 млн канад. долл. Около
200 компаний подписали с агентством
соглашения, в которых оговорены
условия проведения проверок (время,
возможности, средства, способы разрешения
разногласий). В состав группы
проверяющих включаются несколько
инспекторов, в том числе специалисты
по подоходному налогу, НДС и
провинциальным налогам. Продолжительность
такой проверки составляет от
трех до восьми месяцев. При
этом проверкой может быть
охвачен период, не превышающий
четырех лет.
В ходе проверок
аудиторы информируют налогоплательщика
о выявленных нарушениях. В соответствии
с законодательством налогоплательщики
обязаны давать соответствующие
пояснения и устранять имеющиеся
недостатки.
По результатам проверок
составляется уведомление с указанием
недоплаченных налогов, которое
вручается налогоплательщику. В
случае несогласия с требованиями,
содержащимися в уведомлении,
налогоплательщик может обратиться
с жалобой в отдел рассмотрения
апелляций, являющийся структурным
подразделением агентства. Такое
право сохраняется за налогоплательщиком
в течение 90 дней со дня получения
уведомления. Налогоплательщик не
вправе обращаться в налоговый
суд Канады до рассмотрения
жалобы в административном порядке.
Согласно канадскому
законодательству нарушения налогового
законодательства приобретают криминальный
характер в случае, если они
сопряжены с обманом налогового ведомства
посредством умышленного искажения сведений,
необходимых для налогообложения, т.е.
фактически речь идет о налоговом мошенничестве.
Налоговое мошенничество определяется
как сознательное действие или намерение
действия с целью обмана налоговых органов,
позволяющее сократить размер подлежащих
уплате налогов или получения незаконного
возмещения налогов из бюджета.
Непосредственно налоговое
преступление может выражаться
в преднамеренном уменьшении
налога или в безосновательных
требованиях о возмещении налога
или предоставлении налоговой
скидки. Наряду с уклонением от
уплаты налогов выделяется и
такая форма поведения налогоплательщика,
как избежание налогообложения,
основывающееся на толковании
норм законодательства.
Ответственность за
противоправные действия налогоплательщиков
предусматривается различными актами,
в частности ст. 239 Кодифицированного
акта о подоходном налоге, ст.
327 Акта об акцизе, ст. 160 Акта о таможне.
Налогоплательщики несут
также ответственность за укрывание
бухгалтерских документов, внесение
в них ложных поправок или умышленный
отказ от исполнения соответствующих
законодательных предписаний. В
качестве квалифицирующего признака налогового
правонарушения определено наличие
сговора с любыми лицами об уклонении
от уплаты налогов.
Наиболее опасные формы
преступного поведения налогоплательщиков,
приведшие к неуплате налогов
на сумму более 5000 долл. США,
наказываются в соответствии
с Уголовным кодексом Канады
либо как за представление
поддельных документов (ст. 368), либо
как за обман или подлог (ст.
380). В этом случае наказание
может составить до 10 лет лишения
свободы.
Налоговые правонарушения,
содержащие признаки преступлений,
рассматриваются сотрудниками Управления
расследований, являющегося структурным
подразделением агентства по таможням
и сборам Канады. Однако компетенция следователей
агентства не распространяется на налоговые
преступления, за которые предусмотрено
наказание, превышающее два года лишения
свободы. Их расследование отнесено к
компетенции Королевской конной полиции
Канады, т.е. криминальной полиции. Ежегодно
расследуется около 200 налоговых преступлений.
Сотрудники агентства
вправе осуществлять расследование
в рамках уголовно-розыскной программы
(CIP) или программы принудительного взыскания
недоимки через суд (SEP). Реализуется также
программа оказания помощи при проведении
налоговых расследований в части сбора
соответствующей информации за пределами
страны. В процессе расследования часто
проводятся компьютерные исследования
и восстанавливаются доказательства.
В процессе расследования
могут проводиться такие следственные
действия, как обыск помещений
и выемка документов и черновых
записей обвиняемого. Однако проведение
подобных действий возможно лишь
при наличии судебного ордера.
Исключение составляют случаи, когда
у органа расследования имеется
необходимость экстренного задержания
преступника.
После предъявления
обвинения уголовное дело передается
в Министерство юстиции для
согласования и поддержки его
в суде.
За вынесением обвинительного
приговора в отношении налогового
преступника следует опубликование
информации о нем в средствах
массовой информации.
Главная особенность
налогообложения в Канаде заключается
в том, что государство оставляет
за собой право требовать уплаты
налогов с любых доходов, в
том числе незаконных, например,
полученных от торговли наркотиками.
Поэтому в ходе расследования
помимо факта преступной деятельности
во всех случаях устанавливается
размер дохода, полученного в
результате ее осуществления.
Свои особенности имеет
борьба с уклонением от уплаты
налогов на уровне провинций.
Например, в провинции Квебек
начиная с 1996 г. она осуществляется
специальным подразделением Министерства
по доходам (MinistereduRevenu) - отделом
по борьбе с неуплатой налогов
(BLEF).
В качестве основных
целей противодействия уклонению
от налогообложения определены
соблюдение налоговой справедливости,
возврат выведенных из-под налогообложения
доходов, стимулирование самодекларирования.
Опросы общественного
мнения свидетельствуют о поддержке
населением провинции проводимых
налоговым ведомством мероприятий,
26% канадцев удовлетворены нынешним
уровнем борьбы с уклонением
от уплаты налогов, а 59% требуют
ее усиления.
В этой связи основными
задачами отдела по борьбе
с неуплатой налогов являются
анализ проблемы уклонения от
уплаты налогов, выработка рекомендаций
по противодействию незаконной
деятельности в сфере налогообложения,
подготовка предложений по совершенствованию
порядка взимания налогов.
В своей деятельности
сотрудники отдела по борьбе
с неуплатой налогов должны
неукоснительно соблюдать налоговую
тайну, обеспечивать конфиденциальность
при работе со сведениями, ее
составляющими.
Непосредственное расследование
фактов уклонения от уплаты
налогов осуществляется в провинции
Квебек специальным подразделением
- Главной дирекцией расследований
(DPE), которое призвано обеспечивать
противодействие финансовым правонарушениям.
В задачи Главной дирекции
расследований наряду с расследованием
входит обеспечение возмещения
ущерба, причиняемого налоговыми
преступлениями.
Около 80% данных о
совершении налоговых правонарушений
добываются в ходе непосредственных
проверок налогоплательщиков, а
также поступают из полиции,
федеральных и провинциальных
министерств и ведомств, службы сведений
о преступной деятельности в провинции
Квебек (SRCQ) и других источников.
В процессе расследования
сотрудники Главной дирекции
расследований вправе получать
показания свидетелей, копировать
и изымать документы, проводить
обыск, совместно с полицией
арестовывать и конфисковывать
имущество. Такие действия, как
обыск и конфискация, санкционируются
судом.
Правительство
Канады заявило о намерении потратить
около 25 млн долл. США на развитие
налоговых служб, аудита и борьбы
с уклонением от налогов, а также
с практикой владения офшорными
счетами. Правительство намерено ужесточить
регулирование деятельности физических
и юридических лиц, перечисляющих
средства за рубеж с целью уклонения
от налогов. За 2004 г. налоговая служба
Канады добилась поступления в бюджет
около 930 млн долл. США по сделкам
в результате корректировки прибыли.
В 2004 г. выяснилось, что чрезвычайно
популярной практикой ухода от налога
на прирост капитала при продаже
частных компаний стало перечисление
средств в супружеские трасты
в Барбадосе. В результате расследования
правительство произвело корректировку
в отношении 72 физических лиц на
сумму около 215 млн долл. США, а
чуть позже произвело корректировки
по схожим схемам еще на 150 млн долл.
США.
заключение.
Налоговое администрирование
– наиболее социально выраженная
сфера управленческих действий. Недостатки
налогового администрирования приводят
к резкому снижению поступлений
налогов в бюджет, увеличивают
вероятность налоговых правонарушений,
нарушают баланс в межбюджетных отношениях
регионов с федеральным центром
и в конечном итоге нагнетают
социальную напряженность, в то время
как успешное налоговое администрирование
обеспечивает благоприятные перемены
в экономике, например, способствует
улучшению инвестиционного климата.
В последние годы как в
России, так и во всех развитых странах
серьезной проблемой стало все
большее усложнение налоговых процедур
и правил. Для ее разрешения ведется
масштабная перестройка всего налогового
процесса, меняется система его управления,
а также налоговыми органами, реализуются
меры по упрощению и совершенствованию
отношений с налогоплательщиками.
Перестройка налогового
процесса осуществляется по следующим
направлениям:
а) приведение налоговых
форм и процедур в соответствии
с и ценившимися производственными
отношениями и ролью государства
в воспроизводственном процессе;
б) повышение эффективности
налоговой политики;
в) совершенствование
налоговой системы;
г) повышение эффективности
налогового контроля в налоговом
процессе;