Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
Во-первых, изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики. В связи с этим в теоретической части курсовой работы:
- раскрыта сущность налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Основные аспекты налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. . . . . . . . . . . . .12
2 Особенности налоговой политики РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 16
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики
Республики Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Экономико-правовая оценка налогового контроля как составляющей части налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложения . . . . . .
Т.к. налоги один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества и могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны, то каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, уделяет пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики. Такой механизм позволяет не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управляет экономическим ростом, регулирует внешнеэкономическую деятельность, привлекает иностранные инвестиции и обеспечивает движение этих инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействует структурной перестройке экономики.
Многогранность и широкий диапазон налоговой политики при решении конкретных задач неоценимы и ставят налоги в разряд важных общеэкономических категорий, создают неразрывную связь налоговой политики с другими элементами управления экономикой: ценами, процентными ставками за кредит, уровнем оплаты по труду и др.
Теория и практика хозяйствования предъявляют ряд требований к налоговой политике:
a) соблюдение научного подхода, предполагающее ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов политэкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для эффективной налоговой политики;
b) учет специфики конкретных исторических условий и этапов развития общества, особенностей внутреннего положения страны и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
c) тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;
d) учет всех факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране;
e) прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики;
f) предвидение последствий налоговых мероприятий, позволяющее избежать необратимых изменений в налоговой политике;
g) создание благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;
h) использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике;
i) всестороннее применение математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической
Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы:
1 налоговое планирование;
2 налоговое регулирование;
3 налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два
противоположные начала:
1 планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
2 стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители.
Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения
деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.
Важное значение в экономике и налоговой политике государства играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство через поощрение – за хорошие показатели работы и применение санкций – за нарушения.
Различного рода стимулы, выражающие содержание налогового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различны льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения хозяйствующих субъектов от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ и услуг. При сокрытии же доходов или уплате их с опоздание применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.
Основополагающим принципом деятельности органов власти, связанной с применением налоговых стимулов, разработкой норм и нормативов, ставок налогов, является оперативный учет изменений экономических процессов и своевременное воздействие на них. Это обосновано тем, что с помощью налогов регулируется уровень рентабельности, обеспечиваются платежеспособность, размер денежных доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, то есть создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства.
Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности (особенно инвестиционной) компаний, обеспечение комфортных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно содержится стратегическая концепция, разработанная ведущими экономистами. Ее правильность проверяется практикой.
Обобщая вышеизложенное необходимо отметить, что налоговая политика – это:
a) комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение государственных целей;
b) основной инструмент государственного регулирования;
c) реализуется через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы;
d) должна обеспечивать решение ряда приоритетных задач.
Основные задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
14