Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 16:45, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Введение
1. Налоговая политика как государственный инструмент влияния на экономическую безопасность
1.1 Роль налогов и налоговой политики в системе экономической безопасности
1.2 Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства
2. Социальная политика в стратегии экономической безопасности
2.1 Глобальные экологические проблемы
2.2 Ядерная угроза
2.3 Формирование социального государства как залог обеспечения экономической безопасности
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Экономическая безопасность.doc

— 75.50 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение

  1. Налоговая политика как государственный инструмент влияния на экономическую безопасность

1.1 Роль налогов  и налоговой политики в системе  экономической безопасности

1.2 Роль и значение  налоговых органов в обеспечении  экономической безопасности государства

  1. Социальная политика в стратегии экономической безопасности

2.1 Глобальные  экологические проблемы

2.2 Ядерная угроза

2.3 Формирование  социального государства как  залог обеспечения экономической  безопасности

Заключение

Список используемых источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Проблемы  обеспечения экономической безопасности России как непременного условия  ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых  широких слоев населения. Такое  внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

      Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

      Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм. 
 

1. Налоговая политика как государственный инструмент влияния на экономическую безопасность

1.1 Роль налогов и  налоговой политики  в системе экономической  безопасности

      Наша  налоговая политика еще не является совершенной и законченной в своем построении, - наоборот, она требует постепенного улучшения и укрепления.

      Постепенный переход к прямым налогам, понижение  налогов на трудящихся - вот задача  в этой области. Но введение правильной системы прямых налогов возможно только при условии правильно работающего налогового аппарата, при точном учете имущества и доходов всех лиц, подлежащих обложению налогом. До тех пор, пока частная промышленность и торговля  примут характера нормально действующих организаций, до тех пор трудно будет обложить их налогом, достаточно правильно разверстанным. В настоящее же время налоговый аппарат еще слаб, а учет промышленности сложен.

      Рассмотрим  прямые и косвенные налоги. И те и другие дают государству средства, которые можно употребить взамен новых эмиссий на государственные нужды. Но наряду с этим государство имеет доходы от эксплуатации принадлежащих ему средств: путей сообщения, почты и телеграфа, коммунальных услуг населению (вода, свет, канализация, телефон, квартиры). В условиях старой экономической политики пользование всеми этими благами либо было совершенно бесплатно (т.е. входило в счет заработной платы трудящихся, обеспечиваемых государством натурой), либо стоило крайне незначительную сумму, ни в коем случае не покрывавшую расходов на содержание. В новых условиях, когда мы должны точно согласовать наши доходы с расходами, стремиться к накоплению богатств и т.д., естественно, что за пользование ими должна уплачиваться определенная сумма, в конечном счете, возмещающая расходы государства на содержание данного учреждения, плюс некоторая прибыль. Эта плата является также формой косвенного налога, поскольку она выше действительных расходов по содержанию - данного предприятия.

      Плата за пользование железными дорогами, почтой и т.д. поступает в число общегосударственных доходов, сокращая расходы по смете на эти отрасли народною хозяйства или давая доход, идущий на улучшение и расширение производства: плата за коммунальные услуги, трамвай и прочие поступает в число местных доходов, также сокращая местные расходы или давая даже доход.

      Мероприятия по укреплению денежной системы государства, прежде всего, сводятся к составлению  бюджета, в котором расходы не превышали бы доходов, т.е. чтобы  не требовалось выпуска новых  денег. Путь к этому лежит через сокращение расходов и увеличение доходов, через прямые и косвенные налоги, введение платности за услуги государства гражданам. Прекращение выпуска новых денег придаст устойчивость тем деньгам, которые находятся в обращении, уничтожит спекулятивную перепродажу товаров из рук в руки с целью наживы, даст возможность установить нормальное денежное обращение.

Общая сумма налогов, как прямых, так  и косвенных, непрерывно возрастает. Это объясняется совокупностью  нескольких условий: выявлением основного ядра плательщиков, упорядочением налогового аппарата, сведением всех налогов в два основных. С другой стороны, переход к твердой валюте еще больше способствует укреплению наших налогов, дает возможность быстрее переложить все налоги, на плечи имущих. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности государства

      Перспективным и малоизученным остается вопрос о правовом статусе государства  как самостоятельного субъекта налогового права. Сама постановка проблемы достаточно нова и, как правило, в литературе мало обсуждается.

      Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования  участвуют в налоговых правоотношениях  не непосредственно, а в лице уполномоченных органов, которые наделяются государством соответствующей компетенцией. Эти уполномоченные органы действуют от имени и в интересах представляемого лица, то есть государства, а не по собственному усмотрению. Собственного интереса они не имеют. В.Е.Кириллина отмечает, что «в отношениях по уплате налога субъектом права является Российская Федерация, а субъектом правоотношения - налоговый орган, выступающий от лица государства». Таким образом, основным представителем государства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы.

      Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных  законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п.1 ст.30 НК РФ).

      Усложнение  и повышение значимости налоговой  функции государства предопределили и формирование соответствующих  государственных органов: налоговой службы и налоговой полиции. При всей общей деятельности названных структур их компетенция существенно отличается. Если государственная налоговая служба призвана обеспечивать сбор налогов в государственную казну, то налоговая полиция ориентирована на борьбу с налоговыми преступлениями, а также на обеспечение безопасности сотрудников государственной налоговой службы. В своей повседневной деятельности указанные структуры тесно взаимодействуют не только друг с другом, но и с иными правоохранительными органами. Все это является причиной многих организационных проблем, которые связанны с их деятельностью по обеспечению налоговой политики государства и в целом экономической безопасности.

      Основу  экономических отношений составляют отношения собственности, которые определяют социально-политическую и экономическую ситуацию в обществе. Радикальное и быстрое изменение форм собственности в России повлекло за собой ряд существенных негативных последствий. Ошибки, которые были допущены государством при перераспределении общественной собственности посредством ваучерной приватизации, ослабление роли государства в управлении экономикой обусловили криминализацию экономики, рост организованной преступности. Сложившаяся ситуация во многом связана и с проблемой сбора налогов. Данная проблема является комплексной, ее решение зависит от правовых, организационных вопросов. При этом в условиях сложившейся ситуации в экономике России, которая во многом носит переходный характер, важное значение приобретает исследование деятельности налоговых органов в контексте обеспечения экономической безопасности.

      Вопросы влияния налоговых органов, их места  и роли в механизме обеспечения  национальной безопасности с акцентом на правоохранительный аспект, несмотря на очевидную научно-практическую значимость, еще не стали до настоящего времени объектом самостоятельного монографического исследования. Следовательно, разработка организационно-правовых аспектов влияния налоговых органов на обеспечение национальной безопасности - важная научная проблема, которая имеет практическое значение в исследовании механизма обеспечения национальной безопасности страны в целом.

      Налоговая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз налогового характера.

      Обеспечение экономической безопасности в налоговой  сфере зависит от многих факторов, и, прежде всего, от налоговой политики государства, которая формирует  налоговую систему.

      Характеризуя  роль налоговых органов в обеспечении экономической безопасности, можно выделить два ее аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект связан с выявлением и устранением угроз в налоговой сфере (налоговые правонарушения, уклонение от уплаты налогов и т.п.); внутренний - предполагает устранение недостатков в самой системе налоговых органов, включая борьбу с правонарушениями среди сотрудников налоговых органов, повышение их профессиональной подготовки, совершенствование форм и методов внутриорганизационной деятельности.

      Роль  налоговых органов в обеспечении экономической безопасности видоизменяется в зависимости от принимаемых законов, связанных со сбором налогов, состоянием экономики.

      Существует  три этапа развития налоговых  органов: первый из них связан со становлением налоговых органов и охватывает период конца 80-х начало 90-х гг.; второй - с 1992 по 1999 гг. и характеризуется неустойчивой правовой базой, регламентирующей сбор налогов; третий этап - принятие Налогового кодекса РФ.

      Изменение характера экономических отношений, появление различных форм собственности предполагают поиск новых механизмов защиты экономической безопасности налоговыми органами. Среди них приоритетными следует назвать: профилактические функции; установление правильных взаимоотношений с гражданами в процессе сбора налогов; учет региональных особенностей.

      Защита  экономической безопасности налоговыми органами во многом зависит от качества правовых норм.

      Налоговая система - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

      И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

      Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Информация о работе Налоговая и социальная политика в стратегии экономической безопасности