Налогообложение как важнейший инструмент финансирования соцработы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Понятие «налоги» и их сущность……………………………………………….3
Функции налогов……………………………………………………………….....4
Основные принципы формирования налогов……………………………..….8
Классификация налогов………………………………………………...….…….9
Налоговые льготы…………………………………………………………….…12
Заключение…………..……………………………………………………………….15
Список литературы……………………...…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Налогообл.важ.инст.docx

— 48.76 Кб (Скачать)

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что  суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты  на его сбор и обслуживание.

 

4. Классификация налогов.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие  основные виды классификации налогов:

1) по способу взимания  налогов;

2) по органу, который устанавливает  налоги;

3) по целевой направленности  введения налога;

4) по субъекту-налогоплательщику;

5) по уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый

платеж;

6) по порядку ведения  бухучета;

7) по срокам уплаты.

1. Классификация по способу  взимания налогов:

а) прямые налоги, которые  взимаются непосредственно с

доходов или имущества  налогоплательщика;

б) косвенные налоги, которые  включаются в цену

товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных

налогов является потребитель  товара, работы, услуги;

в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и

личные налоги. Разделение налогов на реальные и личные

основывается на том, что  реальными налогами облагаются отдельные

вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами —

совокупность доходов  или имущество налогоплательщика. Группу

прямых реальных налогов  образуют поземельный, промысловый

налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные

бумаги. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы

физических лиц, налог  на прибыль ( доход) акционерных обществ (корпорационный), налоги на имущество юридических и физических

лиц, налог на прирост  капитала, налог на сверхприбыль, подушный

налог. К личным налогам  относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения(8.с-87)

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина.

Существуют различные  признаки, по которым устанавливают  различные виды налогов. С точки  зрения субъекта налогообложения можно  выделить три вида налогов: налоги с  юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц(8.с-88).

Всю совокупность налогов  делят на три группы: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам  относятся: налог на добавленную  стоимость (НДС); акцизы на отдельные  группы товаров; налог на доходы от страховой деятельности; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина и др.  Федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей | территории страны. Их устанавливает и вводит в действие

высший представительный орган власти.  Эти налоги могут  зачисляться в бюджеты различных  уровней(8.с-89).

К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; дорожный налог; налог с продаж; налог  на игорный бизнес. Региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов федерации и являются обязательными на территории данного субъекта.

К местным налогам относятся  более 20 видов налогов и сборов, основные: курортный сбор; земельный  налог; сбор за право торговли; регистрационные  сборы, на рекламу и др.  местные налоги вводятся в соответствии с  Налоговым

кодексом РФ и нормативно-правовыми  актами органов местного

самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого

на местном уровне, и  всегда являются источником дохода местных  бюджетов.

После принятия Налогового кодекса в полном объеме (I и II его

частей) в РФ был установлен закрытый перечень налогов сборов:16федеральных, 7 региональных и 5 местных. С 2006 года в РФ действует ограниченный перечень налогов: 9 федеральных, 3региональных, 2 местных(8.с-90).

Государство поставило следующие  основные задачи налоговой реформы:

1. существенное снижение  и выравнивание налогового бремени;

2. упрощение налоговой  системы.

Снижение налогового бремени  предполагается достигнуть за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, за счет внесения изменений в правила  расчета (сближение налога на прибыль  и фонд оплаты труда, ликвидация налоговых  льгот). Упрощению налоговой системы  будут способствовать установление предельного перечня налогов  и сборов и единой ставки подоходного  налога, введение единого социального  налога и отмена некоторых налогов(1.с-19).

Система налогообложения  в России имеет недостатки: большое  количество налогов, сложность их подсчета, постоянные изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения. В связи с этим планируется  серьезное реформирование действующей  налоговой системы. Новый налоговый  кодекс действует с 2001 г.

Экономическая наука предпринимает  попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налогового бремени.

Налоговая асимметрия в Российской Федерации двух типов: по статусу  субъектов Федерации и по налогоплательщикам. Она должна быть сглажена после введения налогового Кодекса и отмены индивидуальных налоговых преференций, когда все  субъекты РФ и органы местного самоуправления получат равные права и однотипную систему региональных и местных  налогов.

 

5. Налоговые льготы.

К факультативным элементам  налогообложения относятся налоговые льготы. Налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Не подлежат налогообложению все виды государственных пособий, в том числе по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребенком, по безработице, беременности и родам; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; компенсационные выплаты по возмещению вреда здоровью, расходы на повышение профессионального уровня и другие суммы единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами, от гуманитарной и благотворительной помощи; адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств малоимущим и социально незащищенным категориям граждан; стипендии учащихся, студентов и аспирантов и т.п. категориям учащихся; доходы от личного подсобного хозяйства; доходы от фермерских крестьянских хозяйств в течение пяти лет, считая с года их регистрации; суммы, выплачиваемые детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение; суммы оплаты за инвалидов технических средств, профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов; доходы детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, получаемые ими от благотворительных и религиозных организаций; суммы материальной помощи, оказываемые работодателями своим работникам, а также инвалидам от общественных организаций инвалидов и т.д.(6.с-127).

Согласно ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», учреждения социального обслуживания населения, независимо от форм собственности, пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование самообеспечения граждан и поддержку «слабых» слоев населения, а именно: стимулирование малых форм предпринимательства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности в социально-культурной сфере и т.д.(6.с-128).

Законом предусмотрены следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий плательщиков; понижение  налоговых ставок; целевые налоговые  льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет  из налогового оклада и пр.

Государственные и муниципальные  учреждения социального обслуживания населения, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, налогами не облагаются, лишь перечисляют страховые платежи  в социальные внебюджетные фонды. От этих платежей освобождены общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, объединения  и учреждения, созданные для осуществления  их уставных целей.

В целях поддержки материального  благосостояния государство полностью  освободило от уплаты земельного налога участников Великой Отечественной  войны и инвалидов, а также  граждан, полностью освобожденных  законодательством от уплаты подоходного  и других видов налогов.

Согласно ст. 15 федерального закона «О плате за землю», субъекты Федерации и органы самоуправления имеют право устанавливать льготы по взиманию земельного налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, понижения ставки для юридических лиц и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, благотворительных организаций, многодетных, малообеспеченных и молодых семей.

В целях стимулирования самообеспечения малого предпринимательства и снижения стоимости социальных услуг от налога на добавленную стоимость освобождаются продукция собственного производства учреждений, финансируемых из бюджета, услуги по обучению и воспитанию детей и подростков и уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги, работы по строительству жилых домов, платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, товары (работы и услуги), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее половины работников и т.д.

Федеральные законы «О подоходном налоге с предприятий» и «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривают уменьшение налогооблагаемой базы на суммы содержания находящихся  на балансе объектов здравоохранения, культуры и спорта, детских учреждений, домов престарелых и инвалидов, а также взносов на благотворительные  цели и при условии, если от общего числа работников инвалиды и (или) пенсионеры составляют не менее 70% и  т.д.(6.с – 129).

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (1.с-23).

Сущность основной, фискальной, функции налогов состоит в  том, что с помощью

налогов формируются финансовые средства государственного бюджета. Сущность  регулирующей функции в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства.

Сущность социальной функции  налогов направлена на выравнивание доходов различных групп населения. Реализация этой функции зависит, прежде всего, от установления системы налогообложения.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений  деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Налог уплачивается в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то же время, как следует из ст. 18 Конституции РФ, не что иное, как права и свободы граждан, определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа.

 

Список литературы

 

1. Белых В. С., Винницкий Д. В. Налоговое право России. -М.: Норма, 2004 (Краткие учебные курсы юридических наук) -  320 с.

2. Дадашев А. Функции налогов. В кн. "Налоги. Учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. - М.-1997. - 600 с.

3. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 75 с.

4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.    заведений / Под ред. В.Д. К а м а е в а .-8-е и з д ., перераб. и доп. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

5. Окунева Л.П «Налоги и налогообложение в России.» – . М.: Финстатинформ,1996. – 222с.

6.  Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательский центр «Академия», 2012. 192 с.

7. Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль. в кн. "Финансовое право. Учебник". - М.: Издательство БЕК, 1995. - 600с.

8. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: Уч. пособие. – Улан-Удэ.: Издательство ВСГТУ, 2006. – 175 с.

9. Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель. Пер. со швед. - М.: Экономика, 1991. - 349с.

 

 

 


Информация о работе Налогообложение как важнейший инструмент финансирования соцработы