Налогообложение как важнейший инструмент финансирования соцработы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Понятие «налоги» и их сущность……………………………………………….3
Функции налогов……………………………………………………………….....4
Основные принципы формирования налогов……………………………..….8
Классификация налогов………………………………………………...….…….9
Налоговые льготы…………………………………………………………….…12
Заключение…………..……………………………………………………………….15
Список литературы……………………...…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Налогообл.важ.инст.docx

— 48.76 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………..2

  1. Понятие «налоги» и их сущность……………………………………………….3
  2. Функции налогов……………………………………………………………….....4
  3. Основные принципы формирования налогов……………………………..….8
  4. Классификация налогов………………………………………………...….…….9
  5. Налоговые льготы…………………………………………………………….…12

Заключение…………..……………………………………………………………….15

Список литературы……………………...…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных  законами о бюджете на соответствующий  год. С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение  ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Законодательную базу социального  обеспечения в Российской Федерации  составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.  Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «налоги» и их сущность.

 

Вся история налогообложения  показывает, что налоги — один из важнейших и постоянных источников финансового и материального  обеспечения государства. Став выразителем  интересов общества, государство  формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  другую внешнюю и внутреннюю политику, которая в условиях гражданского общества превращается в направления его деятельности и соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в определенный период. В современных условиях это право государства закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, в которых излагаются формы и методы исчисления и уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства(8.с-73).

В системе финансовых отношений  в государстве немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие

сбои в системе распределения  и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов (4.с-392).

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов.

К элементам налога относятся:

1. субъект налога –  лицо, которое по закону обязано  платить налог;

2. объект налога – доход  или имущество, с которого начисляется  налог (заработная плата, прибыль,  недвижимое имущество и др.);

3. ставка налога – величина  налоговых начислений на единицу  объекта налога (денежная  единица  дохода, единица земельной площади,  единица измерения товара);

4. источник налога –  доход, из которого уплачивается  налог;

5. налоговая льгота –  полное или частичное освобождение  субъекта от уплаты налога(4.с-392).

Закрепленная в ст. 8 НК РФ дефиниция термина «налог» отражает современное понимание сущности и назначения налога как важнейшего социального института. Из положения части 1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ: 1) налог устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом); 2) налог ограничивает право собственности или иное законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований; 3) он социально обусловлен; 4) безвозвратен; 5) безвозмезден; 6) общеобязателен; 7) имеет стоимостной (денежный) характер; 8) основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности (1.с-28).

 

2. Функции налогов.

С помощью налогов государство  решает экономические, политические социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов (5.с. 4).

 

Если рассматривать функции  налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что  в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства. В то же время, на практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, можно  сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие  основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую. Важнейшими функциями налогов являются фискальная, распределительная и регулирующая функции. Наряду с этими основными в качестве самостоятельных функций налогов можно выдвинуть социальную и контрольную функции.

В рамках фискальной функции  реализуются экономические отношения  между налогоплательщиками и  органами власти обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических  агентов к государству (8.с-80).

 Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными. С развитием демократических государств, т.е. на современном этапе развития налоговых отношений, фискальную функцию налогов как бы дополнили элементами распределительности и социальной справедливости. В результате чего сущность налогов стала проявляться в отношениях, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, заработанных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит как формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и в не бюджетных фондах денежных средств, необходимых для финансирования общественно необходимых потребностей  (8.с-81).

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается "поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними".

Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

По словам шведского экономиста К.Эклунда: "Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным (9.с-163.).

В итоге происходит изъятие  части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции  являются акцизы, устанавливаемые, как  правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь роскоши, а  также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных  странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату  высокодоходной части населения  менее доходной за социальную стабильность.

Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику(2.с-51.).

Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д. (7.с-226.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

Регулирующая функция  налогов призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность

физических лиц и т.д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность ( власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой (8.с-81).

3. Основные принципы формирования налогов.

Экономические принципы налогообложения  представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». А. Смит выделил пять принципов  налогообложения, названных позднее  «Декларацией прав плательщика»:

1. Принцип хозяйственной  независимости и свободы налогоплательщика,  основанный на праве частной  собственности (все остальные  принципы, как считал А. Смит, занимают  подчиненное данному принципу  положение).

2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности  граждан платить налоги соразмерно  своим доходам.

3. Принцип определенности, из которого следует что сумма,  способ и время платежа должны  быть заранее известны налогоплательщику.

4. Принцип удобности, согласно  которому налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие  удобства для плательщика.

5. Принцип экономии, в  соответствии с которым издержки  по взиманию налога должны  быть меньше, чем сами налоговые  поступления.

В настоящее время реально  воплощены на практике четыре следующих  экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального  учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов  нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим  доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается  в соотношении наполняемости  бюджета и неблагоприятных для  налогоплательщика последствий  налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета  интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических  положений, известных в России еще  с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

Информация о работе Налогообложение как важнейший инструмент финансирования соцработы