Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы, в том числе и России.
Введение…………………………………………………………………………….......3
Возникновение и развитие налогообложения…………………………………….5
Первый период………………………………………………………………….5
Второй период…………………………………………………………………..8
Третий период……………………………………………………………….…10
Сущность и функции налогов…………………………………………………….12
Сущность налогов……………………………………………………………..12
Функции налогов………………………………………………………………15
Виды налогов…………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы………..…………………………………………………………..30
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………..………………………………………
На
протяжении всей истории человечества
складывалась система налогообложения.
История не знает примера, когда государство
не собирало налоги. Это было всегда и
всегда будет. Однако развитие налоговых
систем всегда была как источником развития
экономики, так и её тормозом. Налоговедению
известна глобальная закономерность развития
налоговых систем. С одной стороны, реформирование
государственной налоговой системы сообразно
требованиям позитивных, близких к общемировым,
стандартов функционирования элементов
системы, является завершающим этапом
всех институциональных преобразований.
С другой стороны, такие реформы дают новый
импульс для дальнейшего научного поиска
и практических преобразований принципов
и технологий налогообложения.
Следовательно,
совершенствование принципиальных основ
развития государственной налоговой системы
всегда предопределено динамичностью
экономических предпочтений участников
налоговых правоотношений и поиск способов
их согласования. Эти предпочтения развиваются
столь интенсивно, сколь стремителен прогресс
высоких технологий в рамках мирового
экономического сообщества. Перечисленные
выше доводы определили актуальность
работы.
Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Объект данного исследования есть сама налоговая система в целом. Предметом же являются налоги и олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Цель
курсовой работы – на основе анализа
общих принципов и
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами. В работе рассматриваются, прежде всего, теоретические основы построения и функционирования налоговой системы в целом, даются виды налогов.
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
История
налогов насчитывает
В.
Пушкарева в развитии налогообложения
выделяет три периода, каждый из которых
характеризуется теми или иными
признаками и особенностями2.
1.1. Первый период
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером. Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н. э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.
В
IV—III вв. до н. э. развитие налоговой
системы привело к
Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Октавианом Августом (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый трибут. Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота — 1%, налог с оборота при торговле рабами — 4% и др.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.
Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более двухсот3.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью (табл.).
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати. Известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Эту фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9—79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос — зачем ты берешь налог за это?
Древний Рим (IV в. до н. э. – VI в. н. э.) | Российская федерация (1992–1997 гг.) |
Дорожная
пошлина
Налог на наследство Налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло Пошлины ввозные и вывозные Сбор на воздвижение статуй Квартирный налог Сборы с банщиков, работорговцев, проституток Налог на содержание стражников Сбор на содержание бань |
Налог на пользователей
автодорог
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования Акцизы на отдельные
группы товаров Таможенные пошлины Налог на рекламу Налог на имущество Лицензионные сборы на право осуществления видов деятельности Налог на милицию Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
В
Европе XVI—XVII вв. развитые налоговые
системы отсутствовали. Повсеместно
налоговые платежи имели характер разовых
изъятий, причем периодически парламенты
государств предоставляли правителям
полномочия, в основном чрезвычайные,
по взиманию тех или иных видов налогов.
Сбором налогов занимались так называемые
откупщики, которые выкупали установленные
налоги у государства, внося сумму налога
в казну полностью. Далее, заручившись
государственными полномочиями и применяя
принуждение через помощников и суботкупщиков,
откупщик осуществлял сбор налогов с населения,
учитывая, естественно, и свою прибыль,
которая достигала иной раз одной четвертой
цены откупа.
1.2. Второй период
Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII вв. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.
В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Развитие демократических процессов в европейских странах нашло свое отражение в вопросах установления и введения налогов. Так, в Англии в 1215 году в «Великой хартии вольностей» было впервые установлено, что налоги вводятся только с согласия нации: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего»4. Данный принцип был повторен и в 1648 году, а в 1689 году «Билль о правах» окончательно закрепил за представительными органами власти право утверждать все государственные расходы и доходы.
Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.
Интересно отметить, что многие исторические события начинались в результате налоговых конфликтов. По словам Н. Тургенева: «Налоги, или, определительней сказать, дурные системы налогов, были одною из причин как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы — от Австрии, фрисландцы — от Дании и, наконец, козаки — от Польши...»5.
Кроме того, борьба североамериканских колоний Англии за независимость (1775—1783 гг.) была во многом обусловлена принятием английским парламентом закона о гербовом сборе (1763 год), который затрагивал интересы почти каждого жителя колоний, так как налогами облагалась вся коммерческая деятельность, судебная документация, периодические издания и т. д. Начало непосредственных военных действий восставших историки относят к эпизоду так называемого «Бостонского чаепития» (1773 год), когда английское правительство предоставило Ост-индской компании право беспошлинного ввоза чая в североамериканские колонии. Таможенные льготы фактически поставили эту компанию вне конкуренции и нанесли серьезный удар по позициям местных торговцев. В декабре 1773 года группа колонистов проникла на прибывшие в Бостонский порт английские корабли и выбросила в море большую партию чая, что обострило конфликт между метрополией и колониями.
Информация о работе Налоги. История возникновения и сущность