Налоги, их виды, функции и особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:40, реферат

Описание работы

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает с физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Функции налогов………………………………………………………...4
3. Виды налогов в Российской Федерации…………………………….…5
* налог на добавленную стоимость (НДС)………………………. 7
* Налог на прибыль (доход) организаций………………………….9
* Налог на доходы физических лиц ………………………………11
* единый социальный налог (взнос)………………………………12
* Акцизы……………………………………………………………..13
* Пошлины и сборы ………………………………………………...13
* таможенные пошлины……………………………………………..13
* Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный и лесной налоги ………………………………………………………………….…..13
* Экологический налог ……………………………………………..14
* Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов …..14



4. заключение………………………………………..………………………15
5. Список литературы………………………………...……………………..16

Работа содержит 1 файл

Налоги, их виды, функции и особенности в России..doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Один  из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

   Плательщиками налога являются:

  • предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;
  • филиалы иностранных банков – нерезидентов;
  • предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;
  • малые предприятия.

   Не являются плательщиками налога на прибыль:

  • ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
  • организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;
  • организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;
  • предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

   Объект обложения налога на прибыль – конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

   Методика исчисления налога подробно  изложена в Инструкции ГНС  РФ.

   Ставка налога на прибыль состоит из 2-х частей:

  • твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;
  • ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не  выше 27%.

   Предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги со следующих видов доходов:

  1. доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащих предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  2. доходов от долевого участия в др. предприятиях, созданных на территории РФ;
  3. доходов видеосалонов (видеопоказ), от проката носителей с аудио-, видеозаписями, игровыми и иными программами (аудио-, видеокассеты, компакт-диски, дискеты и др. носители) и записей на них, определяемых как разница между выручкой и, получаемой от реализации этих услуг, и расходами, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, полученной от указанных видов деятельности, за исключением расходов на оплату труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Налог на доходы физических лиц

Введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

   Объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  2. от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

   Доходы, не подлежащие налогообложению  перечислены в статьях 215, 217 НК.

   Ставки налога на доходы физических лиц:

35% в  отношении:

  • выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др. основанных на риске игр (в т. ч. с использованием игровых автоматов);
  • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;
  • включаемых в налогооблагаемую базу страховых выплат по договорам добровольного страхования;
  • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, исчисленной исходя из  ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

30% в  отношении:

  • дивидендов;
  • доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

13% –  в  отношении остальных доходов,  получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

   Следствием введения единой ставки  налога на доходы (13%) является «освобождение» основной массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1% налогоплательщиков).

   При определении налоговой базы  учитываются все доходы налогоплательщика,  полученные им как в денежной  форме, так и в натуральных  формах, или право на распоряжение  которыми у него возникло, а  также доходы в виде материальной  выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отличие от ранее действующего подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов. 
 

   С 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

   Налогоплательщики:

  1. работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • физические лица;
  1. индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

   Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

   Объект налогообложения:

  • для налогоплательщиков, указанных в п. 1 – выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в п. 1 за исключением налогоплательщиков – физических лиц, в пользу физических лиц, связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукций и/или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчёте на календарный месяц;
  • для налогоплательщиков, указанных в п. 2 – доход, определяемый, исходя из стоимости патента.
 
 
 

   Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф.

    В настоящее время применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: это один из важных источников дохода бюджета; это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров.

   Приобретая товар, в цену которого  включён акциз, покупатель тем  самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет является продавец.

Рисунок 1.

   Плательщики акцизов

   Акцизом облагается вся стоимость  товаров, включая материальные  затраты.

   Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком  при реализации подакцизных товаров  и/или подакцизного минерального  сырья (за исключением реализации  на безвозмездной основе и передачи по соглашению о предоставлении отступного или новации) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.   
 

   Пошлины и сборы обязательные и действующие на всей территории РФ денежные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.

   Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, водный и лесной налоги – налоги, связанные и использованием природных ресурсов.

   Экологический налог – аналогичен ранее действующим платежам за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и др. виды вредного воздействия на окружающую среду.

   Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов должен уплачиваться пользователями недр при разработке новых месторождений взамен акциза на нефть. Это позволит создать для нефтеперерабатывающих организаций более гибкий и более справедливый режим налогообложения, учитывающий повышенные затраты в первые годы эксплуатации нефтяных месторождений. Этот налог возникает при достижении определённого уровня окупаемости затрат на добычу нефти, прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи и снижается по мере её уменьшения, тогда как акцизы взимаются по постоянной ставке на протяжении всего периода разработки месторождения.

Информация о работе Налоги, их виды, функции и особенности в России