Накопление и эффективность использования человеческого капитала фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать эффективность использования человеческого капитала фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…….…..5
1.1. Понятие человеческого капитала и его виды…………..…5
1.2. Инвестиции в человеческий капитал…………………….....10
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ………...13
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала…………………………………………………………...14
2.2. Эффективности инвестиции в человеческий капитал..……16
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ………………………………………………….....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СХЕМА ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕ СУРСОВ …..…………….…...24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

И действительно, измерения человеческого капитала обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен. Точная количественная оценка невозможна, да и не особенно нужна. Но организации постепенно осознают важную связь между человеческим капиталом и финансовыми результатами компании — связь, которую не способны учесть традиционные бухгалтерские методы.

Компании понимают, что связь  может проявляться, а может и не проявляться в конкретных показателях или цифрах, выражающих ценность человеческого капитала. Но, пытаясь количественно определить ее, они могут понять, в чем состоит вклад в работу компании каждого из сотрудников, насколько они преданы своей работе, что они думают о компании и какова вероятность, что они уволятся. Часто в процессе оценки человеческого капитала компании получают полезное представление о своих организациях и приобретают важную для работы информацию. Приведу пример.

В начале 90-х годов Майкл Уоррен, председатель совета директоров и исполнительный директор «Alagasco», занялся поиском путей усовершенствования опыта сотрудников в компании7. Исследование показало, что организации, в которых, как принято считать, лучше всего работать, также оказываются наиболее успешными в своих отраслях. Компания «Alagasco» начала серию программ, призванных усовершенствовать опыт работы своих сотрудников. Например, компания реализовала программу Temporary Reassignment Program (дословно: временная программа назначения на новую должность), позволяющую сотрудникам попробовать себя в должностях, круг обязанностей которых коренным образом отличается от тех, что им обычно приходится выполнять. Цель программы состоит в том, чтобы дать сотрудникам возможность получить новые навыки, а также расширить их опыт. Когда сотрудники играют роли, о которых они и мечтать не могли в свете своих традиционных обязанностей, это не только дает им уверенность в своих собственных возможностях, но и позволяет добиться признания и уважения со стороны менеджеров и коллег.

Хотя деятельность компании получила весьма благоприятные отзывы в прессе, Уоррен признает, что «ценность одного сотрудника и уровень его участия  измерять очень трудно». Влияние  степени удовлетворенности сотрудника не так просто преобразовать в долларовый эквивалент, но Уоррен настаивает, что тем не менее это составляет основу успеха компании.

Все больше сторонников завоевывает  точка зрения, что человеческий капитал  – это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Эффективности инвестиции в человеческий капитал

 

В настоящее время все большее  количество своих средств фирмы  затрачивают на повышение квалификации своих работников. Расширение роли обучения отражает тот факт, что „правила экономической конкуренции изменились“8. Уже недостаточно просто действовать эффективно. Для выживания и процветания фирм требуется сегодня быстрота и гибкость, удовлетворение потребностей клиентов в отношении качества продукции, ассортимента, таможенных условий, удобства и своевременности. Чтобы отвечать этим стандартам недостаточно быть просто технически подготовленным работником, необходимо иметь способность к анализу и решению проблем, относящихся к трудовой деятельности, к продуктивной работе в коллективе, а также к переключению с одного вида деятельности на другой.

Необходимость постоянного  обучения и развития персонала обусловлена  рядом причин. К числу таких  причин обычно относят форсированное  развитие науки и техники, динамику внешней среды, изменение спроса потребителей, новые предложения конкурентов и т.п. Естественно, что постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал

В настоящее время  в России и за рубежом все большее  распространение получает теория человеческого капитала. Рабочая сила в соответствии с теорией человеческого капитала рассматривается как средство производства, требующее капиталовложений с целью повышения производительности. В частности, процесс инвестирования в человеческий капитал можно подразделить на следующие этапы:

Этап 0. Затраты на профориентацию

На этом этапе осуществляется профессиональная ориентация и обучение в учебных заведениях будущих  специалистов и квалифицированных  рабочих. Это дорогостоящий этап, который финансируется в настоящее время преимущественно из средств государственного бюджета. Однако в последнее время наметился рост числа обучающихся за счет собственных средств или за счет фирм-работодателей.

Этап I. Затраты на поиск и найм персонала

Затраты имеют постоянный характер, так как связаны с систематической работой кадровых служб по планированию персонала, разработке первичной документации, тестовых программ для соискателей, а также с заключением договоров с учебными заведениями, службами занятости, специализированными кадровыми агентствами и т.п. В денежном эквиваленте они, как правило, равны 2-3 размерам заработной платы по соответствующей вакансии (в расчете на одного работника).

Этап II. Затраты на персонал в период адаптации

Данная категори я  затрат обусловлена оплатой труда вновь принятого работника. Как правило, это период испытательного срока (2-3 месяца). Размер затрат несколько ниже (на 30-40%) от предполагаемых впоследствии затрат на оплату труда, что обусловлено "вхождением в должность" вновь принятого работника, его социальной и психологической адаптацией. Окончание периода адаптации работника должно соответствовать началу окупаемости инвестиций в персонал.

Этап III. Затраты  на персонал в период накопления потенциала роста

Размер затрат соответствует затратам на оплату труда. Однако на этом этапе профессионализм сотрудника недостаточен для получения работодателем прибавочного продукта, формирующего прибыль.

Этап IV. Затраты  на персонал в период достижения профессионализма

Размер затрат на персонал на этом этапе складывается не только из затрат на оплату труда, но и из затрат на различные мероприятия, связанные с совершенствованием мотивации и стимулирования труда. Финансируются эти мероприятия, как правило, за счет части дополнительной прибыли, получаемой вследствие высокой технологичности выполняемых работ, экономии ресурсов, инновационного подхода и т. п. Однако уровень совокупных затрат в целом на этом этапе существенно ниже, чем получаемая прибыль.

Этап V. Затраты  на персонал в период обучения, повышения квалификации

Данная категория затрат имеет ряд особенностей. Прежде всего  эти затраты должны быть соизмеримы с предполагаемыми результатами обучения, для чего необходимо оценить  эффективность учебных программ и потребности и возможности  обучаемого контингента. Иногда бывает достаточно лишь создать необходимые условия для самообразования и самообучения персонала, а зачастую разрабатывать целостную систему мотивов, чтобы снизить сопротивляемость персонала нововведениям и завлечь на учебные курсы.

Этап VI. Затраты на персонал в период капитализации знаний вследствие повышения квалификации

Размерность затрат сопоставима  с периодом достижения профессионализма (Этап IV). Целесообразен дополнительный элемент стимулирования за использование на практике знаний, навыков, умений, полученных в результате обучения, способствующих преумножению прибыли предприятий. На данном этапе происходит получение максимально возможной прибыли от использования персонала. Увеличение продолжительности данного периода возможно за счет реализации предприятием эффективного мотивационного комплекса, к примеру, участие персонала в распределении прибыли. Возможно и нематериальное стимулирование по системе "кафе" и т.п.

Этап VII. Затраты  на персонал в период снижения и "морального старения" профессионализма

Уровень затрат возвращается к периоду  достижения профессионализма (Этап IV) с той лишь разницей, что используемая ранее система мотивации и  стимулирования перестает приносить  положительные результаты, а уровень  производительности работника снижается в силу опережающего роста научно-технического прогресса и старения накопленных знаний и навыков. Следствием этого является снижение объема прибавочного продукта, производимого работником, и соответственно получаемой предприятием прибыли. Следует отметить, что этапы цикла инвестирования в человеческий капитал в отдельных отраслях экономики могут иметь свои особенности. Так, для многих промышленных предприятий наиболее капиталоемкими будут затраты на подготовку кадров и на повышение квалификации персонала. 
Затраты на подготовку кадров, как уже отмечалось, связаны с обучением персонала в различных учебных заведениях. Значительная часть этих затрат приходится в нашей стране на государственный бюджет, за счет средств которого реализуются программы подготовки для промышленных предприятий в соответствии с государственными образовательными стандартами. 
Государственный стандарт отражает единые требования к специалисту определенного профиля независимо от его принадлежности к какому-либо вузу, где осуществляется его подготовка. Предполагается, что содержание образовательного стандарта продиктовано практикой, и он отражает требования рынка труда, предъявляемые к молодым специалистам.

Человеческий капитал – основа эффективности функционирования компании. Финансирование образования персонала, создание учебных центов становятся одними из главных объектов внимания компаний многих стран мира. Однако, к сожалению многие фирмы еще экономят на обучении. Но, все-таки, именно обучение работников выходит на одно из первых мест в перечне средств повышения конкурентоспособности фирм.

На каждом этапе экономическая  эффективность обучения определяется соотношением затрат и результатов. Результатом инвестиций в человеческий капитал следует считать повышение  производительности труда. Между этими показателями существует определенная зависимость, которую можно выразить следующей формулой:

 

Э = (В - Вn) * Ц : З,

 

где:

Э - эффективность инвестиций в человеческий капитал на i-м  этапе;

Bn- выработка работника  до обучения;

В - выработка работника после обучения;

Ц - цена единицы продукции;

З - инвестиции в человеческий капитал.

 

Улучшение использования человеческих ресурсов организации справедливо рассматривается как главный резерв повышения экономической эффективности ее деятельности, а инвестиции в человеческий капитал - как самые выгодные инвестиции.

 

 

 

 

 

  1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ

 

Эффективность развития экономики во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. Необходимо учитывать, что недостаточно высокий уровень человеческого капитала сегодня главное препятствие для экономического обновления страны

В современных условиях знания и квалификация являются важными  факторами экономического и социального  прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

В настоящее время  конкурентные преимущества экономики и возможности ее модернизации в значительной степени определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества.

 В России человеческому  капиталу как фактору инновационного  развития необходимо уделять  большее внимание. Переход к инновационному  развитию означает, что инновации  должны охватывать не только  создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое развитие общества, основой которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность экономической системы9.

Необходимость формирования национальной инновационной системы  в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого  капитала. Вместе с тем, имеет место  занижение стоимости рабочей  силы высокой квалификации и недооценка человеческого потенциала как ключевого элемента национального богатства, качество которого во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России10.

Прогноз воспроизводства  человеческого капитала – необходимый  элемент экономической стратегии. Процессы его воспроизводства в ближайшие десятилетия будут иметь для российской экономики существенное, а может быть, и решающее значение.

Единственный ресурс, возможности разумного использования  которого практически безграничны  – производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме интеллектуального капитала. Другой проблемой экономики современной России является значительная изношенность основного капитала, отсутствие источников и резервов его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается большинством экономистов как наиболее ценные производительные ресурсы по сравнению с капиталом материальным.

Мировой и отечественный  опыт показывают, что для экономического подъема в стране наряду с инвестициями в физический капитал необходимы крупномасштабные инвестиции в образование, здоровье, культуру и прочие компоненты человеческого капитала.

Одним из важнейших направлений  повышения уровня развития человеческого  капитала является переход на новые  направления миграционной политики применительно к движению населения внутри страны. После завершения стрессовых миграций 1990–х годов территориальная зона притока значительно сократилась, в 2001-2007 годах она стала более тесно связанной с социально-экономическим состоянием регионов и центро-периферийными различиями. В целом, в период экономического роста миграции стали более четким индикатором социально-экономической привлекательности того или иного региона. Выбор мигрантов более тесно коррелирует с такими объективными критериями как уровень дохода и бедности в регионе, стоимость жизни, состояние рынка труда и качество социальной среды11.

Целью является исследование наиболее эффективных путей использование  человеческого капитала и разработка основных условий его развития. Исследование показало, что большинство современных компаний не используют потенциал своих сотрудников наилучшим образом. Главным ограничителем использования человеческого капитала является проблема отношения менеджеров к сотрудникам компании. Чтобы поддержать конкурентоспособную позицию на рынке XXI века, менеджменту придется найти методы, повышающие эффективное использование человеческого капитала. Но для эффективного управления человеческим капиталом, необходимо измерять и оценивать его, что является самой проблематичной и неоднозначной темой в области управления человеческим капиталом.

Информация о работе Накопление и эффективность использования человеческого капитала фирмы