Накопление и эффективность использования человеческого капитала фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать эффективность использования человеческого капитала фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…….…..5
1.1. Понятие человеческого капитала и его виды…………..…5
1.2. Инвестиции в человеческий капитал…………………….....10
2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ………...13
2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала…………………………………………………………...14
2.2. Эффективности инвестиции в человеческий капитал..……16
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ………………………………………………….....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....23
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный  университет экономики  и права

Кафедра экономики предприятия  и управления бизнесом 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

по дисциплине «Макроэкономика»  

НАКОПЛЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ФИРМЫ 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель                                                                  Е.И. Перловская                       

гр. ЭП и ПД-10-1                                                                   
 
 

Руководитель                                                                Т.В. Огородникова

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………..2

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

    1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ…….…..5

     1.1. Понятие человеческого капитала и его виды…………..…5

     1.2. Инвестиции в человеческий капитал…………………….....10

          2. ИНВЕСТИЦИИ ФИРМЫ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ………...13

    2.1. Основные подходы фирм к формированию человеческого капитала…………………………………………………………...14

     2.2. Эффективности инвестиции в человеческий капитал..……16

    3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА  ФИРМЫ………………………………………………….....19

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....22

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....23

    ПРИЛОЖЕНИЕ  1. СХЕМА ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОГО         ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      СУРСОВ …..…………….…...24 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

    Таким образом, на передний план выдвигается  способ производства и передачи знаний и сам человек - его интеллектуальный потенциал.

    Понятие „человеческий капитал“ приобретает  в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований.

    Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Мак Куллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

    Целью данной курсовой работы является  показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать эффективность использования человеческого капитала фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СОДЕРЖАНИЕ  ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 

     1.1. Понятие человеческого капитала и его виды 

Люди — это не активы и не ресурсы. 
Они — драгоценности, которые нужно охранять. 
У.Э. Деминг
 

     Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера. За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

     Вклад в развитие современной теории человеческого  капитала внесли Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

     С. Фишер дал следующее определение ЧК: «Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. ЧК включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию».

     Т. Щульц внес огромный вклад в становление  теории человеческого капитала на начальном  этапе её развития, в её принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие  человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

     Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие  ЧК на микроуровень. Человеческий капитал  предприятия он определил как  совокупность навыков, знаний и умений человека.

     В экономической литературе понятие  человеческого капитала рассматривают  в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его  назвали потому, что эта форма  становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе“1. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы  на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

     В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт“2.

     Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление  не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, здоровья, способностей, которые используются индивидом для получения дохода, а это:

Во-первых, накопленный или приобретенный запас навыков, знаний, способностей.

Во-вторых, такой  запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере  общественного воспроизводства  и способствует росту производительности труда и производства.

В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника.

В-четвертых, увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

В-пятых,  человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека.

И, в-шестых, мотивация  является необходимым элементом  для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью  завершенный характер.

     Человеческий  капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в человеческий капитал.

     И.В. Ильинский выделяет вследствие этого  следующие составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

где ЧК – человеческий капитал;

Кз – капитал здоровья;

Кк – капитал культуры;

Ко – капитал образования.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в  человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще3. 
 

     Особенности человеческого капитала: 

  • в современных  условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  • человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
 

     С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и  производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает  поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Информация о работе Накопление и эффективность использования человеческого капитала фирмы