Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:53, дипломная работа
Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;
- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;
- рассмотреть мировой опыт работы пенсионных систем;
- проанализировать деятельность исследуемого пенсионного фонда;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности АО «Улар Умит».
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы функционирования
пенсионной системы Казахстана
1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7
1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА
в Республике Казахстан 17
1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27
Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»
2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31
2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32
2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37
Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов
3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42
3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической
деятельности НПФ АО «УларУмит» 50
Заключение 66
Список литературы 68
В соответствии с выбранным вариантом демографического прогноза после 2007 г. начнется постепенное снижение численности работающих, уплачивающих страховые взносы в АО «УларУмит», и в середине 40-х годов XXI в. количество плательщиков сократится до 50 млн. чел.
Численность
пенсионеров, получающих трудовые пенсии,
будет иметь тенденцию к
1.
Результаты прогнозных
Актуарные расчеты показали, что при заданных демографических показателях в принципе возможно сохранение распределительной пенсионной системы даже без слишком существенной корректировки ее основных характеристик.
Поддержание среднего размера пенсии по старости после 2002 г. на уровне 47% приведет к росту дефицита бюджета АО «УларУмит» с 0,59% ВВП в 2002 до 0,8% к 2060 г.
В первое десятилетие прогноза дефицит бюджета АО «УларУмит» снизится с 0,59% ВВП до 0,28% даже без осуществления каких бы то ни было преобразований в пенсионной системе. Однако в последующие годы из-за ухудшения демографической обстановки начнется его рост и максимальной величины (1,4% ВВП) он достигнет в середине 40-х годов XXI в., после чего прогнозируется некоторое уменьшение до 0,8% ВВП.
Расходы АО «УларУмит» возрастут в течение рассматриваемого периода с 6,6% ВВП до 8,23%, несмотря на предполагаемое повышение собираемости страховых взносов с 88% в начале века до 98% в 2060 г.
Дополнительный тариф для покрытия дефицита бюджета составит в разные периоды времени от 1,5 до 3% фонда оплаты труда. Однако сохранение величины пенсий на нынешнем низком уровне нельзя считать приемлемым в долгосрочном плане.
Любое существенно повышение доли заработной платы в ВВП при существующей практике назначения пенсий неизбежно повлечет за собой возрастание расходов АО «УларУмит» в процентах к ВВП, поскольку размер пенсии опосредованно привязан к величине средней заработной платы.
Уменьшение расходной части бюджета АО «УларУмит» на сумму выплат на надбавки и повышения пенсий, а также расходов за нестраховые периоды позволят сократить расходы в первый год прогноза на 25,7 млрд. тг., или на 0,8% ВВП. После 2002 г. величина расходов бюджета снизится за счет сокращения статьи «Расходы на надбавки и повышение пенсий» и составит 0,5% ВВП.
Таким образом, поддержание стабильности действующей пенсионной системы в первые 15-20 лет прогнозного периода возможно за счет переноса части расходов с АО «УларУмит» на бюджет.
Однако, учитывая неспособность центра в настоящее время финансировать в полном объеме даже предусмотренные действующим законодательством пенсии, еще большее увеличение его расходов представляется не совсем реальной мерой.
Основываясь на полученных при расчетах результатах, можно предположить, что при реализации мер по обеспечению своевременного и в полном объеме поступления страховых взносов в АО «УларУмит» дефицита средств на выплату пенсий в их нынешнем соотношении с прожиточным минимумом в обозримой перспективе не предвидится. Возможно даже некоторое уменьшение величины тарифа.
2. По второму варианту:
Анализ результатов прогноза по первому подварианту, предусматривающему сокращение расходной части бюджета АО «УларУмит» на сумму выплат пенсий, свидетельствует, что величина расходов АО «УларУмит» уменьшится на 0,2% ВВП, соответственно сократится дефицит бюджета. Однако если в 2010 г. благодаря улучшению демографической ситуации дефицит снизится до 0,06% ВВП, то в последующие годы его величина увеличится и достигнет 1,03% ВВП.
Таким образом, уменьшение расходов не позволит кардинальным образом улучшить ситуацию в пенсионной системе.
Сокращение расходной части бюджета только на сумму расходов на выплату пенсий, предусмотренное вторым подвариантом, также не даст существенного улучшения положения в действующей системе, поскольку суммарные расходы по указанному виду пенсий несколько меньше, чем расходы. Соответственно дефицит бюджета АО «УларУмит» уменьшится в меньшей степени.
Актуарные расчеты по третьему подварианту, в соответствии, с которым с 2002 г. из расходов бюджета будут выведены выплаты пенсий в связи с работой в тяжелых климатических условиях, дают уменьшение дефицита бюджета АО «УларУмит» до 0,27% ВВП в начале периода и до 0,62% ВВП к концу периода и до 0,62% ВВП к концу периода.
Анализ показывает, что реформирование какой-либо одной составляющей системы льготных пенсий не имеет смысла, поскольку не принесет сколько-нибудь ощутимого улучшения баланса АО «УларУмит». Актуарные расчеты дали следующие результаты.
Во-первых, до середины 40-х годов XXI в. дефицит средств АО «УларУмит» будет не только полностью исключен, но профицит составит 0,7% в начале периода, затем несколько уменьшится до 0,5% ВВП к 2044 г. После этого вновь потребуется принятие мер по повышению страховых взносов до 98% для ликвидации дефицита бюджета.
Во-вторых, вывод всех досрочных пенсий на региональный и отраслевой уровни будет действовать только до достижения соответствующими пенсионерами пенсионного возраста, установленного законодательством, после чего они вновь вернутся в систему АО «УларУмит», чтобы получать пенсии по старости. Таким образом, будет происходить постоянная смена участников региональных пенсионных систем.
В результате подобного перелива пенсионеров расходы АО «УларУмит» будут уменьшаться или увеличиваться на разницу между величиной пенсий ушедших и не вернувшихся в систему, что приведет к определенному сглаживанию показателей.
Итогом рассмотрения второго варианта реформирования пенсионной системы является очевидная необходимость и целесообразность вывода из системы АО «УларУмит» всех льготных пенсий. Финансирование выплат пенсий соответствующим категориям пенсионеров до наступления общеустановленного пенсионного возраста может осуществляться двумя способами:
за счет уплаты работодателями дополнительного тарифа страховых взносов в АО «УларУмит»;
за счет уплаты работодателями страховых взносов в профессиональные и территориальные пенсионные системы, из которых будет финансироваться выплата пенсий до наступления пенсионного возраста у пенсионеров и в связи с работой в тяжелых климатических условиях.
При этом общий тариф взносов в АО «УларУмит» может быть снижен или остаться на существующем ныне уровне в зависимости от потребности в средствах на финансирование трудовых пенсий без учета пенсий в связи с особыми и вредными условиями труда.
3.
Расчеты по третьему варианту
прогноза, являющемуся наименее
радикальным из
В 2002 г. дефицит бюджета составит 29 млрд. тг., в последующие годы будет неуклонно возрастать, максимальных размеров его величина достигнет в 2015-2025 гг. С 2020 г. АО «УларУмит» вынужден будет оплачивать пенсии не только пенсионерам, оставшимся в распределительной системе, но и тем, кто уплачивал страховые взносы в накопительную систему, в связи, с чем его расходы по сравнению с действующей ныне системой почти не уменьшатся. Таким образом, расчеты свидетельствуют, что данный вариант пенсионной реформы немногим отличается от рассмотренных вариантов перехода на накопительную систему и также неприемлем для реализации в современных условиях.
Наиболее перспективными представляются следующие два варианта прогноза, отличающиеся лишь источниками формирования резервного фонда.
4.
Четвертый вариант
5.
Пятый вариант – за счет
уменьшения доходной части
В результате к концу трудовой деятельности работники в зависимости от возраста накопят и будут получать из резервного фонда от 2 до 4 % пенсии дополнительно к выплачиваемой из средств АО «УларУмит».
Первые выплаты из резервного фонда начнутся с 2015 г., когда женщины, которым в 2000 г. было 40 лет, выйдут на пенсию. До тех пор отчисления в резервный фонд будут постоянно возрастать. Финансовое состояние АО «УларУмит» при рассмотрении четвертого варианта будет аналогично ситуации, описанной в первом варианте прогноза. Для пятого варианта будет характерно некоторое увеличение дефицита бюджета по сравнению с вышеназванным первым вариантом, однако после 2015 г. начнется его уменьшение, поскольку часть пенсий будет выплачиваться за счет накоплений из резервного фонда.
Первоначально экономия составит 0,52 млрд. тг., затем будет возрастать ускоренными темпами до 2033 г., после чего ее размер опять несколько снизится.
Тем не менее, дефицита бюджета ни по четвертому, ни по пятому вариантам расчетов избежать не удастся. Однако это наиболее перспективные варианты постепенного включения накопительной составляющей в казахстанскую пенсионную систему, поскольку не вызывают существенных потерь бюджета АО «УларУмит» и соответственно не требуют дополнительных расходов средств бюджета, как это предусматривалось вариантами реформирования на полностью накопительных принципах. Кроме того, реформирование системы льготных пенсий, в связи с работой в тяжелых климатических условиях, пересмотр правил выплаты пенсий работающим пенсионерам, описанных в предыдущих вариантах, позволят не только стабилизировать состояние пенсионной системы, но и добиться существенного повышения уровня жизни пенсионеров. Безусловно, введение накопительной системы в любом случае потребует определенных издержек, как со стороны государства, так и со стороны общества. Однако это не столь большая цена за возможность получать впоследствии достойную пенсию.
Заключение
Негосударственный накопительный пенсионный фонд - это юридическое лицо, совершающее сбор обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям, а также деятельность по формированию пенсионных активов и их инвестирование. Помимо обязательных фонды могут привлекать и добровольные пенсионные взносы, вносимые вкладчиками по своей инициативе в порядке и размерах, определяемых законодательством и пенсионным договором. Пенсионные активы предназначаются для обеспечения и осуществления пенсионных выплат из НПФ. В результате инвестирования пенсионных активов фонды получают инвестиционный доход.
По состоянию на 1 апреля 2006 года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов (далее – фонды), которые имели в регионах республики 76 филиалов и 77 представительств. Лицензии на деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат юридическим лицам в марте 2006 года не выдавались. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имели 10 юридических лиц, из них 3 фонда имели лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами: АО НПФ "ГНПФ", АО "НПФ Народного Банка Казахстана" и АО «НПФ БТА Казахстан».
С 2001 года пенсионные активы АО «УларУмит» возросли в 4 раза. Наблюдается ежегодный прирост пенсионных активов с ускорением темпов в 2006 году. Рост пенсионных активов – это один из важнейших показателей развития пенсионного фонда.
Информация о работе Накопительная пенсионная система Республики Казахстан