Накопительная пенсионная система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы провести анализ деятельности пенсионных фондов и разработать предложения по совершенствованию.

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть особенности пенсионного рынка Республики Казахстан его структуру и историю становления;

- изучить понятие пенсионного фонда и компании по управлению пенсионными активами;

- рассмотреть мировой опыт работы пенсионных систем;

- проанализировать деятельность исследуемого пенсионного фонда;

- разработать предложения по совершенствованию деятельности АО «Улар Умит».

Содержание

Введение 4


Глава 1. Теоретические основы функционирования

пенсионной системы Казахстана

1.1 Пенсионный рынок Республики Казахстан 7

1.2 Понятие и создание пенсионных фондов и ООИУПА

в Республике Казахстан 17

1.3 Современное состояние пенсионной системы Казахстана 27


Глава 2. Анализ деятельности НПФ АО «УларУмит»

2.1 Экономическая характеристика пенсионного фонда 31

2.2 Виды услуг оказываемых пенсионным фондом 32

2.3 Оценка финансового состояния пенсионного фонда 37


Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов

3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных фондов 42

3.2 Роль актуарных расчетов при анализе экономической

деятельности НПФ АО «УларУмит» 50


Заключение 66


Список литературы 68

Работа содержит 1 файл

управление пенсионными фондами.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

      При надлежащем уровне контроля за тем, куда вкладываются пенсионные сбережения, на стороне АО «УларУмит» будет постепенно аккумулироваться информация об инвестициях в объединенный инвестиционный портфель АО «УларУмит». Требуется выбрать инструмент для анализа эффективности вложений в этот портфель и предложить пакет рекомендаций по повышению качества портфельных инвестиций.

      На  сегодняшний день не существует общей  теории оптимизации портфеля, состоящего из различных видов ценных бумаг. Применительно к портфелям из бумаг группы В такая теория существует давно, однако она опирается на ряд предпосылок, которые в казахстанских реалиях не работают.

      По  таблице 5 можно рассмотреть структуру  инвестиционного портфеля. 

Таблица 5

Структура инвестиционного портфеля 

Государственные ценные бумаги 37,39%
Облигации отечественных эмитентов листинг  А 15,43%
Инфраструктурные  облигации 0,39%
Ипотечные облигации 0,79%
Акции эмитентов листинг А 15,79%
Депозиты 15,38%
Негосударственные ценные бумаги иностранных эмитентов 14,24%
РЕПО 0,59%
Всего 100,00%

Источник: Годовой отчет НПФ АО «УларУмит  за 2003-2005 гг. 

      Наибольший  удельный вес составляют государственные  ценные бумаги – 37,39 %. Этим объясняется  высокий инвестиционный доход. В  последние годы вознаграждения по государственным ценным бумагам значительно возросли. 

      Рисунок 5. Структура инвестиционного портфеля 

      Прежде  всего, речь идет о невозможности  полноценно использовать в анализе  информационную предысторию казахстанкого рынка ценных бумаг, в силу ее малой продолжительности, существенной неоднородности и неструктурированности. Если говорить о США, то там рынок акций существует 200 лет, а все бумаги давно сгруппированы по отраслям, рыночным сегментам и регионам таким образам, что существует огромное количество фондовых индексов, которые можно исследовать, с определенными оговорками, как статистические ряды. В РК подобная практика появится в лучшем случае через несколько лет, а принимать научно обоснованные решения по портфельной оптимизации нужно будет уже в 2007 году.

      В этих условиях главное внимание следует  сосредоточить на фундаментальном  анализе отдельных бумаг, входящих в портфель, с выработкой оценки риска вложений в эти бумаги. Для  акций это хорошо известная на Западе процедура скоринга бумаг. Анализируя фундаментальные показатели бумаг, можно говорить о принятии обоснованных решений по покупке (удержании, продаже) бумаги. 

      Глава 3. Пути совершенствования деятельности пенсионных фондов 

      3.1 Зарубежный опыт развития пенсионных  фондов 

      Как отмечалось выше, в начале 90-х г. ХХ в. многие страны, в том числе и  Казахстан, перешли на новую систему  пенсионного обеспечения, основой  которой послужила чилийская  модель. Реструктуризация чилийской  пенсионной системы происходила  в 80-е годы ХХ в. Тенденциями к этому послужили следующие причины. Форма, в которой Чили упорядочила и структурировала свою экономику в условиях кризиса внешнего долга, позволяет сегодня с относительным успехом отвечать на вызов глобализации. Демографическая ситуация характеризовалась резким спадом доли иждивенцев при одновременном возрастании числа стариков на каждого работающего. Динамике рынка рабочей силы присуща высокая доля создания новых рабочих мест вне формального сектора[1; c. 102].

      Финансовый  кризис в начале 80-х годов означал резкое падение способности страны импортировать. Предпринятые стратегические меры по преодолению кризиса внешнего долга заключались:

      - в агрессивной политике открытой  торговли посредством политики  стимулирования экспорта;

      - в осторожном открытии фондового счета.

      При этом коммерческие банки и зарубежные частные инвесторы не были заинтересованы вкладывать капиталы в экономику  страны. Ситуация сглаживалась только благодаря существенному вкладу чрезвычайного внешнего финансирования со стороны международных финансовых организаций. С улучшением ситуации в инвестировании экспортного сектора страны темпы роста импорта были восстановлены только в 1986 г. Внешнеэкономическая ситуация несколько улучшилась с 1989 г. с возобновлением притока иностранного капитала в страну. Экспортная модель развивалась в два этапа:

      - государственная политика поддержки  поиска новых зарубежных рынков  для чилийских товаров;

      - сильное занижение обменного  курса, которое вместе с резким  снижением реальной заработной  платы способствовало повышению конкурентоспособности отраслей со сравнительными выгодами.

      Демографические сдвиги, переживаемые чилийским обществом, такие как снижение рождаемости  в 50-х годах, растущее вовлечение женщин в экономическую деятельность, постоянный рост средней продолжительности жизни стариков привели к выработке экономической политики, отдающей предпочтение созданию производительной занятости для активных элементов и выработке должного механизма финансирования пенсий для стариков.

      Однако  новое вовлечение чилийской экономики в международные коммерческие и финансовые рынки имело значительные социальные издержки. И сегодня государство ставит задачу применить методы, позволяющие улучшить равномерность распределения, не принося в жертву экономический рост.

      Достигнув в определенной степени макроэкономической стабилизации и в целом тенденции экономического роста, в стране в настоящее время усилия направляются на развитие экономики с созданием новых рабочих мест для более устойчивой занятости населения и повышения уровня жизни. Так, например, ВВП на душу населения возрос на 37% к концу ХХ века. Сегодня ВВП на душу населения достиг 5300 долл. Среднемесячная инфляция снизилась с 3 до 0,55%. Пенсионные накопления составили 24% к валовому общественному продукту в1990 г., 40% в настоящее время. Относительно банковских пенсионные активы составили в 1990 г. 24, 5%, в настоящее время около 50% рентабельности пенсионных фондов в среднем в год за вычетом инфляции.

      Пенсионная  реформа в Чили оказала влияние  на развитие рынка капитала, рынка жилищного строительства, страхового и других.

      Чилийская пенсионная система - это частная  накопительная система с постепенным  угасанием роли солидарной, основанная на индивидуальной капитализации пенсионных взносов, про изведенных вкладчиками. При этом вкладчики не являются акционерами администраторов и несут ответственность за обеспечение собственной старости. Государство гарантирует только минимальную пенсию.

      У чилийцев не было выбора между государственным  и частными фондами. У них был  выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми Администраторами пенсионных фондов.

      Граждане, которые при определенных обстоятельствах  не вошли в накопительную систему, остались в старой. Эту группу составили  те, которые за предшествовавшие два  года не имели доходов, пребывали за границей и т.д. Старую систему представляет институт пенсионной нормализации, функционирование которой предполагается примерно до 2040 г. [1; c. 106]

      Вошедшие  в новую систему не связаны  с солидарной и получают боны признания  от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной системе.

      Администраторы  пенсионных фондов являются полными операторами и занимаются привлечением пенсионных взносов, а также инвестированием пенсионных накоплений в финансовые инструменты. Контроль за соблюдением законодательства и выполнением пруденциальных нормативов, методологическое руководство суперинтендантством по ценным бумагам осуществляется управлением АФП. Центральный банк Чили осуществляет контроль в части установления диверсификации портфеля инвестиций. Соответственно АФП должны выполнять требования по минимальной доходности. Если они не выполняются, то АФП возмещает их за счет резервного фонда, который должен формироваться в размере 1 % от пенсионных накоплений. Если резервного фонда недостаточно, государство покрывает разницу и фонд ликвидируется, пенсионные накопления переводятся в другой фонд.

      Поскольку управление пенсионными активами осуществляется самим АФП, а кастодиан ведет  только учет и осуществляет хранение ценных бумаг и на него не возлагаются  контрольные функции по операциям  размещения пенсионных накоплений, то проще рассматриваются проблемы аффилиированности - ограничиваются инвестиции учредителям. В соответствии с Законом по Реформе рынка ценностей Чили 1994 г., предусматривается большая ответственность, в частности гражданская, административная, уголовная, участников рынка ценных бумаг за разглашение конфиденциальной информации и использование имеющейся информации в целях извлечения выгоды для себя или других.

      При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в состав которой вошли  представители управлений АФП, банков и финансовых институтов, страховых компаний, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия, классифицирующая риск, выполняет следующие функции:

      - одобряет или отвергает ценные  бумаги, приобретенные на средства  пенсионных фондов, определяет категорию  риска;

      - утверждает процедуры принятия акции акционерного общества по «недвижимости и прочим ценным бумагам»;

      - устанавливает эквиваленты при  сравнении классифицированных бумаг  на международном рынке, одобряет, отвергает или изменяет классификации  международных классифицирующих институтов. АФП получают комиссионные вознаграждения в среднем 3% от заработной платы.

      История индустрии пенсионного обеспечения  разных стран говорит о его  разнообразии как по форме, структуре, содержанию, так и по обязательности. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 г. [1; c. 107]

      Чтобы получить пенсию в полном объеме, американцы выходят на пенсию по достижении 65 лет  независимо от пола работника. Существует и другой вариант - выйти на пенсию на три года раньше, но при этом три года пенсия будет на 20% меньше. Величина американской пенсии зависит от общего трудового стажа, его непрерывности, размера заработной платы и колеблется обычно в пределах от 50 до 80% заработной платы, то есть составляет в среднем 700 долл. Если пенсия не превышает 3/4 уровня бедности, то в таком случае государство выплачивает пособие280 долл. из бюджета. Большое развитие в США получили негосударственные пенсионные фонды. Многие корпорации отчисляют в них часть прибыли, тем самым стимулируя работников держаться за свое рабочее место. Такие выплаты не облагаются налогом и уменьшают на налогооблагаемую базу работодателя.

      Во  Франции пенсионная система является одной из наиболее сложных в Европе. Граждане выходят на пенсию в возрасте 60 лет как мужчины, так и женщины. При этом есть определенные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже. Например, шахтеры выходят на пенсию в 55 лет. Если они отработали непосредственно под' землей 20 лет, то могут выйти на пенсию в 50 лет.

      Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах: страхование  и солидарность. В первом случае пенсия выплачивается из средств, перечисленных  клиентами на протяжении трудовой деятельности. Во втором случае пенсии выплачиваются из отчислений ныне работающих. Во Франции разнообразны и отчисления в пенсионные фонды. Например, для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты составляют 16,35%. Наемные работники платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Размер пенсии составляет 50% средней зарплаты, рассчитанной за последние 11 трудовых лет. При этом существует как минимальная, так и максимальная государственная пенсия от 5 до 10 тыс. долл. в год.

      В Германии в отличие от французской пенсионной системы существует так называемый железный принцип - «договор поколений». По этому принципу деньги, переводимые в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают старость ныне здравствующим пенсионерам. Вместе с тем необходимо заметить, что Германия является одной из стран мира с явно выраженным старением населения. Такая ситуация обуславливает постоянный рост пенсионных взносов работающего населения. Поэтому часть пенсионных отчислений (до 50%) берет на себя работодатель. И это продолжается до 65 лет, с которого немцы уходят на пенсию. Вместе с тем, в немецкой пенсионной системе существует и одно ограничение: работники платят пенсионные взносы только с заработков, не превышающих примерно 5000 долл. США в месяц, а превышающую ее сумму обычно помещают в фонды необязательного страхования.

Информация о работе Накопительная пенсионная система Республики Казахстан