Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:31, курсовая работа
ри этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций.
Целью данной курсовой работы является освещение, систематизация и выделение наиболее важных аспектов отбора персонала при приеме на работу.
Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Отбор персонала при приеме на работу…………………… 5
1.1. Процедура подбора и отбора персонала……………………….. 5
1.2.Источники привлечения персонала…………………………….. 7
1.3. Методы отбора персонала …...................................................... 8
Глава 2. Анализ процедуры отбора и приема персонала на предприятии ООО Группа «Новатор»………………………………
18
2.1. Характеристика предприятия………………………………. 18
2.2. Схема процедуры отбора кадров на предприятии…………. 19
Глава 3. Рекомендации по рационализации процедуры приема на работу и отбора персонала…………………………………………. 23
Заключение…………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………….. 29
Федеральное
агентство по образованию
Кафедра
экономии предприятия и
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Экономика труда»
НАЙМ
И ОТБОР ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2008
Содержание
Введение ……………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Отбор персонала при приеме на работу…………………… | 5 |
1.1. Процедура
подбора и отбора персонала………… |
5 |
1.2.Источники
привлечения персонала……………………… |
7 |
1.3. Методы
отбора персонала …............ |
8 |
Глава 2. Анализ процедуры отбора и приема персонала на предприятии ООО Группа «Новатор»……………………………… | 18 |
2.1. Характеристика предприятия………………………………. | 18 |
2.2. Схема процедуры отбора кадров на предприятии…………. | 19 |
Глава 3. Рекомендации по рационализации процедуры приема на работу и отбора персонала…………………………………………. | 23 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список
литературы…………………………………………………. |
29 |
Введение
В связи с развитием рыночной системы в России трудовые ресурсы приобретают особое значение. Поэтому политика предприятия по отбору персонала и приему на работу играет важную роль для достижении целей предприятия.
Решение кадровых вопросов в условиях рыночной экономки приобретает важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал.
Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия чистой потребности в персонале в качественном и количественном отношении с учетом места и времени, а так же эффективное соединение характера решаемых предприятием задач с человеческой природой работников, выполняющих эту задачу. Существуют множество технологий, которые используются с успехом в мировой практике, они включают два вида деятельности: набор и отбор персонала. Прежде, чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти тех людей, которые хотели бы ее получить. В этом и заключается набор –создать необходимый резерв кандидатов на все должности, их которых будут потом отобраны наиболее подходящие работники. То есть отсюда главная задача отбора персонала – выбор наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. При этом используются многочисленные формы и методы отбора с помощью которых фирмы и организации отбирают наиболее подходящих им людей. Отбор персонала имеет важное значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций.
Целью
данной курсовой работы является освещение,
систематизация и выделение наиболее
важных аспектов отбора персонала при
приеме на работу.
Глава 1. Отбор персонала при приеме на работу
В
учебной литературе традиционно
принято разделять понятия
Подбор персонала – это процесс, задачей которого является привлечение кандидатов соответствующей квалификации для определенной позиции, из которых в дальнейшем можно будет отобрать и принять на работу компетентных лиц.
Отбор – это процесс, который включает применение подходящих техник и методов для задачи отбора, утверждения и введения в должность компетентного лица.
Трактовки определений везде разные, но суть одна и та же: подбор – привлечение достаточного числа кандидатов, отбор – выбор из них того единственного, кто нам нужен.
В зависимости от размера компании и числа вовлеченных в процесс лиц, процедура отбора и подбора персонала может состоять из десятков пунктов или содержать лишь несколько.
Чтобы построить процедуру, надо ответить на ряд вопросов:
Мы
можем более четко
Отвечая на все эти вопросы, стоит задуматься об участниках, лицах принимающих решения, сроках, стоимости.
Задача подбора и отбора персонала – появление нового сотрудника. В большинстве компаний давно отработаны процедуры найма, подачи заявки в отдел персонала на поиск работников, алгоритмы собеседований и тестирований.
Если применять системный подход , то основная задача, которая стоит при поиске персонала – не закрытие вакансии, а подбор нужного кандидата для выполнения нужной работы и превращение кандидата в эффективного сотрудника.
Основной задачей при приеме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном соотношении. При этом следует отметить, где и когда потребуются работники.
Найм на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.
Когда организации необходимо принять новых работников, возникает два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих местах. Есть два возможных источниа найма:
- внутренний – работники
- внешний – люди, до этого никак не связанные с организацией.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала приведены в таблице:
Таблица 1
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Внутренние
источники привлечения | |
Появлении
шансов для служебного роста.
Повышение степени привязанности к организации. Улучшение социально-психологического климата на производстве. Низкие затраты на привлечение кадров. Претендентов на должность хорошо знают в организации. Претендент на должность знает данную организацию. Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявлять более высокие требования в отношении оплаты труда по сравнению с существующей на рынке труда в данный момент). Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации. Быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации. «Прозрачность» кадровой политики. Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации. Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала. Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров. Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента). Решается проблема занятости собственных кадров. Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом. |
Ограничение возможности
для выбора кадров.
Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя. Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами. Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации. Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя, так как автоматически приемником является заместитель руководителя. Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами. |
Внешние
источники привлечения | |
Более
широкие возможности выбора.
Появление новых импульсов для развития организации. Новый человек как правило легко добивается признания . Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах. Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации. |
Более высокие
затраты на привлечение кадров.
Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров. Ухудшается социально- Высокая степень риса при прохождении испытательного срока. Плохое знание организации. Длительный период адаптации. Блокирование возможностей служебного роста для работников организации. Нового сотрудника плохо знают в организации. |
Найм
персонала за счет внутренних источников
во многом зависит от кадровой политики.
Разумное использование имеющихся людских
ресурсов может позволять организации
обойтись без нового набора.
В зависимости от статуса вакантной должности на предприятии помимо «чистого профессионализма» стараются оценить три вида поведения кандидата: выразительность поведения (мимика, жесты, манера разговора); рабочее поведение (организаторские способности , умение вести переговоры, способность к руководству); социальное поведение (коммуникабельность, способность включиться в рабочую группу, умение приспосабливаться).
Для осуществления этой процедуры многие работодатели используют ступенчатую систему отбора, проводя один или два предварительных и затем окончательный, применяя при этом различные методы – от аналитических до медико–психологических, служащих вспомогательным средством для выработке решения о найме. Руководствуясь собственными соображениями об отборе, каждое предприятие использует либо полный набор отборочных методов, либо некоторые из них.
При отборе персонала используются следующие методы:
1. Анализ и оценка заявительных документов включает в себя методы:
- анализ заявления;
- анализ биографии;
- анализ свидетельства;
- проверка рекомендаций;
- анализ фотографии;
- анализ и проверка анкет;
- анализ трудовых испытаний.
2. Тестирование включает в себя методы:
- тест на производительность;
- тест на интеллект;
- личностный тест.
3. Собеседование включает в себя методы:
-
анализ выразительности
- анализ рабочего поведения;
- анализ социального поведения;
4.
Групповая дискуссия (