Национальный банк Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:30, реферат

Описание работы

Банковская система Украины до провозглашения независимости государства была составной частью банковской системы СССР. В этой системе эмисионаая банковская деятельность не была организационно и функционально отделена от банковской деятельности по кредитно-расчетному обслуживанию экономических субъектов хозяйствования. 20 марта 1991 году Верховна Рада приняла Закон “Про банки і банківську діяльність”, согласно которому на Украине был основан Национальный банк Украины (НБУ). Осенью 1997 года Верховна Рада в первом чтении утвердила законопроект “Про Національний банк України”.

Содержание

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………....2
2. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ…………………5
3. ИНСТРУМЕНТЫ НБУ…………………………………………………...12
4. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ РАДЫ НБУ………………………...…13
ВЫВОДЫ……………………………………………...…………………….…15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...17

Работа содержит 1 файл

НБУ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Структура НБ Украины строится по принципу централизации  с вертикальным подчинением. В систему  НБ входит центральный аппарат, региональные управления, расчетные палаты, центральное хранилище, специализированные предприятия, банковские высшие и средние учебные заведения и другие структурные единицы и подразделения, необходимые для обеспечения деятельности банка. Управляющим органом НБ является Правление банка. В порядке выполнения и применения Закона Украины “О банках и банковской деятельности” Правление Национального банка в пределах предоставленных ему полномочий принимает постановления, которые имеют нормативный характер и обязательны для выполнения всеми органами власти и органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами на территории Украины.

     НБУ осуществляет следующие  функции:

  1. Определяет и осуществляет единую государственную денежно-кредитную политику в соответствии с утвержденной Верховной Радой Украины экономической политикой
  2. Монопольно осуществляет эмиссию валюты Украины и организует ее обращение.
  3. Выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организовывает систему рефинансирования.
  4. Устанавливает для банковской системы правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности защиты информации и средств.
  5. Определяет систему, порядок и формы расчетов, в том числе между банками и финансово кредитными учреждениями.
  6. Проводит государственную регистрацию банков и кредитных учреждений и лицензирование банковских операций.
  7. Осуществляет самостоятельно или по поручению Кабинета министров Украины все виды банковских операций, которые необходимы для выполнения основных задач НБУ.
  8. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Украины, организовывает составление отчетного платежного баланса Украины.
  9. Проводит валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с зарубежными государствами, организовывает и осуществляет валютный контроль.
  10. Обеспечивает накопление, хранение и проведение операций с золотовалютными запасами и резервами.
  11. Осуществляет банковский надзор за деятельностью банков и кредитных учреждений.
  12. Анализирует и прогнозирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений.
  13. Организовывает инкассацию и перевозку денежных знаков и других ценностей.
  14. Реализует государственную политику по вопросам защиты государственных секретов в системе НБУ
  15. Принимает участие в подготовке кадров для банковской системы Украины.
  16. Осуществляет другие функции в соответствии с законами Украины.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ИНСТРУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА  УКРАИНЫ

     НБУ для достижения своих целей использует соответствующие инструменты, которые  по механизму своего действия делятся  на прямые и непрямые.

     К прямым инструментам монетарной политики относят ограничения на величину процентных ставок, агрегированный и  индивидуальные потолки, правила размещения кредитов для определенных финансовых институтов, резервные требования .

     Непрямые  монетарные инструменты могут только косвенно влиять на монетарные и кредитные агрегаты всей банковской системы. К основным из них относятся операции на открытом рынке, договора об обратном выкупе ценных бумаг, свободные кредитные аукционы, переговоры и предупреждения, а также ряд других.

     Таким образом, основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Национального банка Украины  следует считать:

  • Определение пределов процентных ставок по кредитам и депозитам Национального банка;
  • Определение норм обязательных резервов, которые депонируются в Национальном банке;
  • Операции на открытом рынке;
  • Установление банкам и финансово-кредитным учреждениям прямых количественных ограничений;
  • Рефинансирование банков и предоставление кредитов Правительству Украины;
  • Регулирование объема денежной массы в обращении;
  • Валютное регулирование, которое включает валютные интервенции.
 
 
 

     4. СОСТАВ И ФОРМИРОВАНИЕ РАДЫ  НБУ

     Рада  НБУ состоит из четырнадцати особ. Членом Рады Национального банка  может быть гражданин Украины, который имеет высшее экономическое или финансовое образование, либо научную степень в отрасли экономики и финансов и при этом имеет опыт постоянной работы в органах законодательной власти или на руководящих должностях центральной исполнительной власти Украины или банковском учреждении, или научной работы финансовой или экономической тематики.

     Президент Украины назначает семь членов Рады Национального банка, в состав которых  входит Глава Национального банка, путем принятия соответственного Указа. Назначение членов Рады Национального банка проводится Верховной Радой Украины путем принятия соответствующего Постановления.

     Особы, кандидатуры которых подлежат утверждению  Верховной Радой Украины, проходят обсуждение на специальном открытом заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, который вносит свои рекомендации Верховной Раде Украины.

     Дежурное  назначение членов Рады Национального  банка совершается не позднее, чем  за три месяца до окончания срока  полномочий назначенных раннее членов Рады Национального банка. Срок полномочий членов Рады Национального банка - семь лет, кроме Главы Национального банка, который назначается на срок совершения его полномочий на должности. Полномочия членов Рады Национального банка прекращаются в связи с окончанием срока или досрочно органом, который их назначил. Президент Украины увольняет членов Рады Национального банка, назначенных ним, путем принятия соответствующего Указа, но не раньше, чем через один год со дня назначения. Верховная Рада Украины увольняет членов Рады Национального банка, назначенных нею, путем принятия соответствующего Постановления, но не раньше, чем через один год со дня назначения. Полномочия Главы Национального банка как члена Рады Национального банка досрочно прекращаются в связи с его отставкой или при увольнении его с должности по другим причинам, определенным этим Законом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ

     Центральный банк Украины осуществляет руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и  занятости, стимулировать рост национальной экономики  на здоровой финансовой основе. Центральный банк является представителем  правительства  в финансовых операциях последнего.

     Основная  функция банка разрабатывать  и проводить кредитно-денежную политику. Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент  для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации.

           Центральный банк Украины  выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты.

           Одна из самых  важных задач центрального банка  Украины  - управлять государственным  долгом Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д.

     Центральный банк Украины не должен зависеть от правительства страны или от конкретных политиков.

     Вопрос  независимости ЦБ в последнее  время приобретает важное политическое звучание. Страны – члены ЕС решили, что страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в реальности высокий уровень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

    1. Гроші та кредит / За ред. Б. С. – К., 1999
    2. Савлук М. І. Грошово-кредитна політика Національного банку України та оцінка її ефективності // Вісник НБУ. — 1999. — № 1.
    3. Закон України «Про Національний банк України» від 
      20 травня 1999 р.
    4. http://allbest.ru//

Информация о работе Национальный банк Украины