Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:30, реферат
Банковская система Украины до провозглашения независимости государства была составной частью банковской системы СССР. В этой системе эмисионаая банковская деятельность не была организационно и функционально отделена от банковской деятельности по кредитно-расчетному обслуживанию экономических субъектов хозяйствования. 20 марта 1991 году Верховна Рада приняла Закон “Про банки і банківську діяльність”, согласно которому на Украине был основан Национальный банк Украины (НБУ). Осенью 1997 года Верховна Рада в первом чтении утвердила законопроект “Про Національний банк України”.
1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………....2
2. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ…………………5
3. ИНСТРУМЕНТЫ НБУ…………………………………………………...12
4. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ РАДЫ НБУ………………………...…13
ВЫВОДЫ……………………………………………...…………………….…15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...17
Структура НБ Украины строится по принципу централизации с вертикальным подчинением. В систему НБ входит центральный аппарат, региональные управления, расчетные палаты, центральное хранилище, специализированные предприятия, банковские высшие и средние учебные заведения и другие структурные единицы и подразделения, необходимые для обеспечения деятельности банка. Управляющим органом НБ является Правление банка. В порядке выполнения и применения Закона Украины “О банках и банковской деятельности” Правление Национального банка в пределах предоставленных ему полномочий принимает постановления, которые имеют нормативный характер и обязательны для выполнения всеми органами власти и органами местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами на территории Украины.
НБУ осуществляет следующие функции:
3.
ИНСТРУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО
НБУ для достижения своих целей использует соответствующие инструменты, которые по механизму своего действия делятся на прямые и непрямые.
К прямым инструментам монетарной политики относят ограничения на величину процентных ставок, агрегированный и индивидуальные потолки, правила размещения кредитов для определенных финансовых институтов, резервные требования .
Непрямые монетарные инструменты могут только косвенно влиять на монетарные и кредитные агрегаты всей банковской системы. К основным из них относятся операции на открытом рынке, договора об обратном выкупе ценных бумаг, свободные кредитные аукционы, переговоры и предупреждения, а также ряд других.
Таким образом, основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Национального банка Украины следует считать:
4. СОСТАВ И ФОРМИРОВАНИЕ РАДЫ НБУ
Рада НБУ состоит из четырнадцати особ. Членом Рады Национального банка может быть гражданин Украины, который имеет высшее экономическое или финансовое образование, либо научную степень в отрасли экономики и финансов и при этом имеет опыт постоянной работы в органах законодательной власти или на руководящих должностях центральной исполнительной власти Украины или банковском учреждении, или научной работы финансовой или экономической тематики.
Президент Украины назначает семь членов Рады Национального банка, в состав которых входит Глава Национального банка, путем принятия соответственного Указа. Назначение членов Рады Национального банка проводится Верховной Радой Украины путем принятия соответствующего Постановления.
Особы, кандидатуры которых подлежат утверждению Верховной Радой Украины, проходят обсуждение на специальном открытом заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, который вносит свои рекомендации Верховной Раде Украины.
Дежурное
назначение членов Рады Национального
банка совершается не позднее, чем
за три месяца до окончания срока
полномочий назначенных раннее членов
Рады Национального банка. Срок полномочий
членов Рады Национального банка - семь
лет, кроме Главы Национального банка,
который назначается на срок совершения
его полномочий на должности. Полномочия
членов Рады Национального банка прекращаются
в связи с окончанием срока или досрочно
органом, который их назначил. Президент
Украины увольняет членов Рады Национального
банка, назначенных ним, путем принятия
соответствующего Указа, но не раньше,
чем через один год со дня назначения.
Верховная Рада Украины увольняет членов
Рады Национального банка, назначенных
нею, путем принятия соответствующего
Постановления, но не раньше, чем через
один год со дня назначения. Полномочия
Главы Национального банка как члена Рады
Национального банка досрочно прекращаются
в связи с его отставкой или при увольнении
его с должности по другим причинам, определенным
этим Законом.
ВЫВОДЫ
Центральный банк Украины осуществляет руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк является представителем правительства в финансовых операциях последнего.
Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации.
Центральный банк Украины выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса национальной валюты.
Одна из самых важных задач центрального банка Украины - управлять государственным долгом Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д.
Центральный банк Украины не должен зависеть от правительства страны или от конкретных политиков.
Вопрос независимости ЦБ в последнее время приобретает важное политическое звучание. Страны – члены ЕС решили, что страна, которая не обеспечила на законодательном уровне и в реальности высокий уровень независимости своего центрального банка, не может быть членом Объединенной Европы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: