Национальный банк Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:30, реферат

Описание работы

Банковская система Украины до провозглашения независимости государства была составной частью банковской системы СССР. В этой системе эмисионаая банковская деятельность не была организационно и функционально отделена от банковской деятельности по кредитно-расчетному обслуживанию экономических субъектов хозяйствования. 20 марта 1991 году Верховна Рада приняла Закон “Про банки і банківську діяльність”, согласно которому на Украине был основан Национальный банк Украины (НБУ). Осенью 1997 года Верховна Рада в первом чтении утвердила законопроект “Про Національний банк України”.

Содержание

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ…………………………………………………………………....2
2. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ…………………5
3. ИНСТРУМЕНТЫ НБУ…………………………………………………...12
4. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ РАДЫ НБУ………………………...…13
ВЫВОДЫ……………………………………………...…………………….…15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...17

Работа содержит 1 файл

НБУ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ:

 
    1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ         ЗАДАЧИ…………………………………………………………………....2
  1. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ…………………5
  1. ИНСТРУМЕНТЫ НБУ…………………………………………………...12
  2. ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ РАДЫ НБУ………………………...…13

                           ВЫВОДЫ……………………………………………...…………………….…15

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...17

 

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

     Банковская  система Украины до провозглашения независимости государства была составной частью банковской системы СССР.  В этой системе эмисионаая банковская деятельность не была организационно и функционально отделена от банковской деятельности по кредитно-расчетному обслуживанию экономических субъектов хозяйствования. 20 марта 1991 году Верховна Рада приняла Закон “Про банки і банківську діяльність”, согласно которому на Украине был основан Национальный банк Украины (НБУ). Осенью 1997 года Верховна Рада в первом чтении утвердила законопроект “Про Національний банк

     України”.

     НБУ — государственный банк. Статутный капитал является общегосударственной собственностью.

     Банк  функционирует как экономично самостоятельная  государственная организация, осуществляет расходы, как правило, за счет собственных  доходов, если имеют место убытки, то они возмещаются правительством в форме ОВДП.

     Получение прибыли  не является целью Банка.

     Законопроект  четко определяет функции, операции Национального банка и его  взаимоотношений с органами законодательной  и исполнительной власти. Основной функцией Банка является обеспечение устойчивой денежной единицы Украины и ценовой стабильности. Национальный банк, подотчетный Верховной Раде Украины, поддерживает экономическую политику правительства, пока она не противоречит равновесию денежной единицы Украины.

     Структура Национального банка строится по принципу централизацию  с вертикальным подчинением.

     В систему НБУ входят: центральный  аппарат, филиалы (территориальные  управления), расчетные палаты, банкното-монетный двор, фабрика банкнотной бумаги, Государственная  казна Украины, Центральное хранилище. Территориальные управления НБУ не имеют статуса юридического лица, они действуют от имени НБУ, не выходя за границы полученных от него полномочий.

     Функциональное  строение центрального аппарата НБУ  определяется его статусом центрального банка. Основные структурные подразделения центрального аппарата – департаменты, управления.

     Руководящим органом НБУ является Правление. В его составе Глава Правления, его заместители и члены Правления. Глава Правления назначается  Верховной Радой сроком на 4 года.

     Законопроект предусматривает двухуровневое построение руководящих органов НБУ в составе Рады Банка и Рады директоров Банка. Рада Банка разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и контролирует ее проведение. Члены Рады Банка назначаются: одна половина — Верховной Радой Украины, вторая –Президентом Украины. Раду Банка возглавляет Голова НБУ.

     Рада  директоров Банка обеспечивает реализацию денежно-кредитной политики, управляет  деятельностью Банка. Возглавляет  Раду директоров Голова НБУ. В состав Рады Банка входят заместители Головы Банка и  директора департаментов.

     В условиях кризисного положения экономики  на Украине  высокими темпами увеличивается денежная масса и в том числе ее наличный компонент.

     Обращение депозитных денег имеет ряд достоинств в сравнении с обращением наличных. В странах с рыночной экономикой в последние десятилетия прослеживается сужение сферы наличного денежного обращения, что обусловлено успешным развитием электронной системы расчетов.

     ВУкраине  в условиях планово-централизованой экономики существовало четкое разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. С конца 1997 г. Национальный банк проводит политику либерализации наличных расчетов между субъектами хозяйствования. Национальный банк определил основные принципы оборота налички на предприятиях:

  1. Предприятия обязаны сохранять свои средства в учреждениях банков.
  2. Предприятия могут сберегать наличные в своей кассе в пределах лимита остатка налички в кассе на конец рабочего дня, что устанавливается учреждением банка.
  3. Предприятия могут совершать расчеты между собой и с гражданами как в безналичной, так и в наличной форме, как за счет средств, полученных в учреждении банка, так и за счет выручки от реализации.
  4. Предприятия могут получить наличные со собственных счетов в учреждениях банков на цели, обозначенные в чеке, не предъявляя дополнительные объясняющие документы.
  5. Средства и выплаты, связанные с оплатой труда и выплатой дивидендов, предприятия получают исключительно в кассах банков (не за счет выручки). Проверки исполнения предприятиями кассовой дисциплины совершают разные государственные контролирующие органы и коммерческие банки. НБУ устанавливает единые для всех предприятий правила ведения учета кассовых операций.
  6. Выдача кредитов предприятиям, как правило, в безналичной форме.
  7. Проверку соблюдения кассовой дисциплины совершают органы Налоговой службы, государственного контрольно-ревизионного управления, МинФин, финансовые органы, КБ.*
 

     2. ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА  УКРАИНЫ

     Национальный  банк Украины является:

  • центральным банком
  • эмиссионным центром
  • валютным органом
  • органом банковского надзора
  • банком банков
  • банком государства
  • организатором межбанковских расчетов
 

     Основной  функцией НБУ, как центрального банка  государства, является обеспечения  стабильности национальной денежной единицы – гривни. Национальный банк благоприятствует поддержанию стабильности банковской системы, а также в границах своих полномочий, - ценовой стабильности.

     Национальный  банк ведет Республиканскую книгу  регистрации банков, валютных бирж и других финансово-кредитных учреждений. Коммерческие банки и иностранные банки совершают банковские операции только после регистрации в Республиканской книге регистрации банков. Национальный банк представляет интересы Украины в отношениях с центральными банками других стран, международными банками и финансово-кредитными организациями.

     Емисионный  центр.

     Национальному банку Украины принадлежит монопольное  право на эмисию денег в обороте, а также выпуск национальных денежных знаков (банкнот, монет). Для печати банкнот та чеканки монет был создан собственный Банкнотно-монетный двор. С введением в работу Малинской фабрики банкнотной бумаги, Украина осуществляет замкнутый цикл изготовления национальных денег.

     Обеспечение экономики наличными деньгами осуществляется с помощью сети региональных учреждений Национального банка по заказу коммерческих банков.

     Национальный  банк создает и организовывает деятельность Государственной казны Украины, накопляет золотовалютные резервы, которые засчитываются на баланс Национального банка.

     Валютный  орган.

     Национальный  банк Украины является главным органом, который определяет валютную политику.

     В сфере валютного регулирования  Национальный банк:

  • совершает валютную политику на основании принципов общей экономической политики Украины;
  • вместе с Кабинетом Министров Украины составляет платежный баланс Украины;
  • контролирует соблюдение утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего государственного долга Украины;
  • определяет лимиты задолженности валюты уполномоченных банков нерезидентам;
  • накопляет, сберегает и использует резервы валютных ценностей для совершения государственной валютной политики;
  • выдает лицензии на совершение валютных операций и принимает решения про их отмену;
  • определяет способы установления и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины, курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах.

     В сфере валютного  контроля Национальный банк:

  • контролирует выполнение правил валютных операций на территории Украины;
  • обеспечивает исполнение уполномоченными банками функций на счет совершение валютного контроля.

     Банковский  надзор.

     На  Национальный банк возложена функция  банковского надзора и  контроля за исполнением коммерческими банками  законодательства банковского дела, соблюдением экономических нормативов, установленных Национальным банком, и собственных нормативных актов.

     С целью защиты интересов клиентов и обеспечения финансовой надежности коммерческих банков, Национальный банк устанавливает для коммерческих банков такие обязательные экономические нормативы:

  • показатели капитала банка;
  • платежеспособность;
  • соотношение высоколиквидных активов к рабочим активам банка;
  • показатели ликвидности банка;
  • максимальный размер риска на одного заемщика.

     Порядок расчетов, обозначенных экономических нормативов определяется Национальным банком.

     Банк  банков.

     С целью поддержки стабильности банковской системы и расширения ее кредитных  возможностей Национальный банк предоставляет  коммерческим банкам кредиты, которые  используются для удовлетворения временных потребностей банков и кредитования потребностей, связанных со структурной перестройкой экономики Украины. Исполняя функцию кредитора последней инстанции, Национальный банк Украины предоставляет коммерческим банкам кредиты под программы финансового оздоровления банков.

     Рефинансирование  коммерческих банков совершается через  аукционы (с 1994 года). Это обеспечивает создание равноправных условий доступа  коммерческих банков к централизованных кредитных ресурсов. Введен ломбардный кредит (с 1996 года) и операции репо под заставу государственных ценных бумаг (с 1997 года).

     Банк  государства.

     Национальный  банк организовывает и обслуживает  через уполномоченные банки кассовое обслуживание государственного бюджета  Украины.

     В 1993 году в Украине введен новый механизм кассового обслуживания государственного бюджета, который исключает автоматизм кредитования государственных затрат. Финансирование за счет бюджета совершается в пределах имеющихся средств.

     Законом Украины "Про Национальный банк Украины" Национальному банку запрещается финансирование дефицита госбюджета.

     До 1995 года предоставление прямых кредитов на покрытие дефицита государственного бюджета совершалось Национальным банком Украины в пределах, установленных  Верховной Радой Украины при утверждении государственного бюджета на соответствующий год.

     После введения во второй половине 1995 года механизма  покрытия дефицита бюджета лишь за счет выпуска государственных ценных бумаг.

     Организатор межбанковских расчетов.

     С января 1994 года Национальный банк соответственно до возложенных на него функций создал и ввел автоматизированную систему межбанковских расчетов с использованием прогрессивных технологий в  банковском деле, к которому в данный момент привлечена банковская система Украины. Для функционирования этой системы в Республике Крым и каждой области созданы региональные расчетные палаты, которые объединяются в общегосударственную сеть расчетных палат Украины, на верхнем уровне которой находится Центральная расчетная палата в г. Киеве.

     Система обслуживается комплексом программно-технических средств, которые обеспечивают обмен электронными документами, их проверку, анализ, и защиту от несанкционированного вмешательства.

     Сегодня банковские учреждения работают в системе  электронных межбанковских расчетов (СЕП) Национального банка Украины по одной из 7 моделей обслуживания консолидированного корреспондентского счета.

     Для правильного понимания статуса  НУ, его места в системе государственного устройства Украины, необходимо рассмотреть  правовые основы его функционирования и его структуру.

     НБУ является юридическим лицом с  государственной формой собственности, т.е. уставной фонд банка формируется  исключительно за счет средств государства. Размер уставного фонда устанавливается  решением Верховой Рады Украины, устав  утверждается Президиумом Верховной Рады. Ключевым является вопрос его независимости. Принцип независимости НБ означает, что органу, ответственному за монетарную политику, дается свобода достигать целей этой политики без вмешательства правительства. Эта свобода должна предполагать право НБ отказать правительству в предоставлении своих финансовых ресурсов в том случае, если это может негативно повлиять на цели политики, проводимой НБ. Принцип независимости не исключает того, что НБ является подотчетным Верховной Раде Украины. Это означает, что ВР назначает Правление НБ, рассматривает годовой отчет и аудиторские выводы о деятельности НБ.

Информация о работе Национальный банк Украины