Национальные комплексы РБ и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Оценка существующей структуры экономики и предложения по её усовершенствованию, а также рассмотрение хозяйственных комплексов Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие отраслевой структуры
национальной экономики и хозяйственных комплексов…………………….5
2. Общая характеристика основных
хозяйственных комплексов РБ………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………42

Работа содержит 1 файл

рамка для страници Содержание.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

       Нефтепроводный транспорт – наиболее  эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси – 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива – 1,2 тыс. км.

       В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча – Полоцк, Унеча – западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

      - связь:

      - почтовая связь,

      - электронная связь.

     Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.

     Почтовая  связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве.

     Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность  междугородных и международных  каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

       Телефонная связь. Прирост числа  телефонных аппаратов сети общего  пользования или имеющих нанес  выход за 2009-2011 гг. составил 3,5 млн. шт., и их общее количество достигло 6,3 млн. абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 5,8 млн. шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4% (2009г.) до 80,2% (2011г.). Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.

       Видеотелефонную связь осуществляет  самое крупное государственное  предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные  переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет – услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.

       Значительное развитие за последние  годы получила мобильная связь.  Она предназначена для передачи  информации между перемещающимися  абонентами.

     На телекоммуникационном рынке Беларуси основными операторами сотовой связи являются три предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM), ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» (торговая марка LifeJ) СП «Мобильные телесистемы» (МТС).  

     Комплекс  социально-культурных отраслей Республики Беларусь:

      - образование,

      - культура и искусство,

      - здравоохранение,

      - физическая культура  и спорт,

      - социальное обслуживание.

     Образование – отрасль, которая рассматривается  как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

       Государственная политика Республики  Беларусь в сфере образования  основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

       В Республике Беларусь достигнут  достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.

       Национальная система образования  включает все виды и формы  образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

       Основным источником финансирования  учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП изменялась следующим образом: 1990г. – 4,3%; 1995г. – 5,5%; 2000г. – 6,2%; 2003г. – 6,6%; 2007г. – 5,8% . Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.

     К сфере культуры и искусства принято  относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

       Многообразие видов культурной  деятельности (отдельные из них  рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

       – художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);

       – культурное наследие (реставрация  и охрана памятников истории  и культуры, музейное, архивное, библиотечное  дело, народная культура);

       – клубная и развлекательная  деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);

       – массовое создание и распространение культурных благ  – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

       В настоящее время основой  государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2008г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4% общей суммы расходов, в 2009г. этот показатель составил 0,8%, в 2010г. – 0,78%. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 – 5%. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета – 20%, местных – 80%. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры (доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования и др.).

       Возрождение и развитие национальной  культуры, придание ей статуса  приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Республики Беларусь.

     Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

       Роль здравоохранения в экономике  Беларуси определяется следующими  показателями: в структуре ВВП  доля здравоохранения (включая  физическую культуру и социальное  обеспечение) составляет 4,5% ; сосредоточено  7,4% общей численности занятого населения (2009г.). Расходы на здравоохранение в 2009 году были запланированы в размере 3,9% от ВВП.

       Отрасль здравоохранение имеет  следующие структурные подразделения:  лечебно-профилактическая помощь; охрана  здоровья матери и ребенка;  санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

     С 1993г. отмечается уменьшение абсолютной численности населения, вызванное резким снижением рождаемости и ростом смертности.

       Одним из направлений реформирования  системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических организаций и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи.

       В комплексе лечебно-оздоровительных  и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при ее эффективности позволяет в 2 – 6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей.

     Физическая  культура и спорт относятся к  числу важных факторов повышения долголетия, продления жизни населения, активного отдыха. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных приоритетов политики государства.

     Физическая  культура определяется как часть  общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основными показателями состояния физической культуры являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

       Спорт рассматривается как составная  часть физической культуры, а  также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Существуют три основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный, резервный и спорт высших достижений.

       В системе Министерства спорта  и туризма работают 6 областных  учебно-методических центров физического  воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных  клубов, центров физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн. человек, или 10% населения страны (в том числе в учебных заведениях всех типов – 560 тыс., на предприятиях и в организациях – 250 тыс., по месту жительства – 187 тыс.).

     Туристские  услуги в Республике Беларусь оказывают  более 350 туристских организаций, из них 13 – государственной формы собственности. Анализ направлений деятельности туристских фирм показывает, что практически 95% из них работают на внешний рынок. Сохраняется тенденция преобладания выездного туризма над въездным.

     Социальное  обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц  по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

     Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

       Выполняется ряд государственных социальных программ, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов.

       Мероприятия Комплексной программы  по совершенствованию системы  социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.  

       Социально-потребительский комплекс Республики Беларусь:

Информация о работе Национальные комплексы РБ и их характеристики