Национальные комплексы РБ и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Оценка существующей структуры экономики и предложения по её усовершенствованию, а также рассмотрение хозяйственных комплексов Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие отраслевой структуры
национальной экономики и хозяйственных комплексов…………………….5
2. Общая характеристика основных
хозяйственных комплексов РБ………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………..39
Список использованной литературы…………………………………………42

Работа содержит 1 файл

рамка для страници Содержание.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

 

Динамика  посевных площадей основных сельскохозяйственных культур всех категорий (тысячи гектар)

Годы Общая посевная площадь Зерновые  и зерново-бобовые Картофель Овощи Лен Сахарная  свекла Кормовые  культуры
2008 5592 2567 415 90 70 96 2143
2009 5612 2576 398 89 80 93 2075
2010 5713 2591 389 86 68 93 2123

 

     Основной  комплексообразующей отраслью агропромышленного  комплекса (АПК) является сельское хозяйство. В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5%. Аграрное производство представлено двумя ведущими отраслями: растениеводством и животноводством.

     По  состоянию на начало 2010 года в республике функционирует 1305 сельскохозяйственных организаций, 2016 крестьянских (фермерских) хозяйств, 1100 тыс. личных подсобных  хозяйств, занято 438,4 тыс. человек (9,5 % от общей численности занятых в народном хозяйстве). Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом.

       Поголовье скота и птицы (в хозяйствах всех категорий; тысяч голов)

Годы Крупный рогатый скот - всего Коровы Свиньи Овцы  и козы Лошади Птицы, млн голов
2008 4007 1495 3598 124 147 29,4
2009 4131 1452 3705 126 137 31,2
2010 4151 1445 3782 127 125 34,1
2011 4151 1478 3887 124 113 37

 

     Все продовольственные товары сельскохозяйственных угодий Республики Беларусь активно поставляются на экспорт и пользуются успешным спросом в других странах. 
 

       Строительный комплекс:

       - капитальное строительство,

      - промышленность  строительных материалов.

     Строительный  комплекс Республики Беларусь имеет  два основных подкомплекса: капитальное строительство и промышленность строительных материалов.

     Капитальное строительство рассматривается  как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно – бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально – культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.

       Жилищное строительство в нашем  государстве относится к одному  из приоритетных направлений  социально – экономического развития.

       Увеличение жилищного строительства  влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности – деревообработки, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др.

     Жилищный  фонд страны вырос с 200,5 млн. кв. м  в 1995 году до 222,7 млн. кв. м в 2007 г. Число  построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 53,1 тыс.

       Наконец 2009 года 23% из состоявших на учете проживали в общежитиях: 3% – в квартирах, занятых несколькими нанимателями; 0,3% – в домах, признанных непригодными для проживания.

       Из общего числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 337,5 тыс. – молодые семьи (47%), 17,5 тыс. – многодетные семьи (2,4%), 19,6 тыс. – граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования (2,7%),

       В этом же году в стране предусмотрено обеспечить ввод в эксплуатацию 5,2 млн. кв. м общей площади жилых помещений.

       Динамика жилищного строительства  по областям в 2009 – 2011гг. отличается ростом ввода в действие жилых домов. Наибольшие объемы средне годового ввода обшей площади жилых домов отводится Минской и Брестской областям, наименьшие – Могилевской и Витебской областям.

     В связи с улучшением появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных материалов в малых городах и сельских поселениях.

       На модернизацию и реконструкцию  производственных баз строительных  организаций отрасль получит  дополнительные средства. За пятилетие  в строительный комплекс будет направлено не менее 3 трлн. руб.

     Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного комплекса в целом. На долю промышленности строительных материалов приходится примерно 3,6% всего ВВП.

     В настоящее время промышленность строительных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий.

     Крупнейшее  предприятие отрасли – РУП  «Белорусский цементный завод» (г. Костюковичи), мощность – 1,2 млн. т. в год. Предприятие «Кричевцементно-шифер» (г.Кричев) объединяет цементный завод и завод асбоцементных изделий по выпуску волнистого кровельного шифра.

       Перспективная потребность Республики  Беларусь с учетом экспорта  продукции на 2015г. прогнозируется в объеме 4 млн. т в год. Экспорт цемента из Беларуси осуществляется в основном в Польшу, Литву, Латвию, Венгрию и др. 

     Мощности  по производству строительного кирпича  используются только на одну треть. Наиболее крупное производство создано в  Минске (завод стройматериалов и комбинат силикатных изделий), Витебске (ОАО «Керамика»), Могилеве (комбинат силикатных изделий), Бресте и Гродно (комбинаты стройматериалов.

       В Беларуси созданы мощности  по производству ячеистого силикатобетона в объеме около 2 млрд. шт. усл. кирпича и гол, которые пока используются только на 50%. Основными предприятиями являются ОАО «Силикат» (г. Бобруйск) и ОАО «Забудова» (г п. Чисть Минской обл.).

     Производство  кровельных материалов сосредоточено  в ОАО «Кровля» (г.Осиповичи) и  ОАО «Гидростеклоизол» (Брестская  обл.). Здесь налажен выпуск кровельных материалов на негниющих основах (синтетической и стекольной) с битумно-полимерным покрытием и битумно-полимерных кровельных материалов на основе стеклотканей. Срок службы таких кровельных материалов соответствует европейским стандартам в отличие от традиционного рубероида составляет до 40 лет.

       В Беларуси керамическую плитку  выпускают три предприятия: ОАО  «Керамин» (Минск), мощностью 6760 тыс.  м2 в год; ОАО «Брестский  КСМ» (Брест), мощностью 628 тыс. м2  в год; ГП «Березастрой-материалы» (г. Береза), мощностью 1,35 млн. м2 в год.

       Керамическая плитка занимает  первое место среди экспортируемых  из Беларуси строительных материалов. ОАО «Керамин» экспортирует около  80% выпускаемой плитки.

     Созданный ранее потенциал промышленности строительных материалов Республики Беларусь и строительной индустрии в настоящее время превышает в 2 – 3 раза реальные потребности и инвестиционные возможности республики, объективно не может быть востребован в полном объеме и в той номенклатуре, которая требовалась 20 лет назад (сборный железобетон, крупнопанельные изделия, металлоконструкции и другие виды материалов). В среднем мощности предприятий по выпуску сборного железобетона используются на 25 – 20% и ниже.  

     Транспорт и связь Республики Беларусь:

      - транспорт:

      - железнодорожный  транспорт,

      - автомобильный транспорт,

      - воздушный транспорт,

      - водный транспорт,

      - трубопроводный  транспорт;

     Транспорт – одна из отраслей, которая формирует  инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

       Место и роль транспорта в  экономике Беларуси характеризуются  такими показателями, как доля  транспорта в валовом внутреннем  продукте – 8,4%, в основных фондах  страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.

     Железнодорожный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2009г. составил 37,4 млрд. т/км, пассажирооборот – 13,3 млрд. пассажиро-км. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси – 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных – 1,6 тыс. км (28,5%), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Процент обновления пассажирского парка за счет всех источников финансирования составляет 2,4%, грузового – 6%.

       Автомобильный транспорт. Осуществляет  перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

       Грузовой автомобильный транспорт  перевозит 47,7% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

       Его удельный вес в грузообороте  относительно невелик из-за небольшой  дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости – около четверти всех работающих на транспорте.

       Разработана новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006 – 2015гг.

       Внутренний водный транспорт.  Удельный вес в перевозке грузов  и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2009г. им перевезено 0,1% грузов.

     Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации.

     Воздушный транспорт – этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется, прежде всего, для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

       В 2009 г. грузооборот составил 0,5% тонно-километров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом приходилось 0,8%.

       Перспективы развития воздушного  транспорта Беларуси связаны  в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

     Трубопроводный  транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Значение трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (31,1% в 2009г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0% в 2009г.).

       В Беларуси действует следующая  система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит  российского природного газа: Торжок  – Минск – Ивацевичи; Ивацевичи   – Долина; Кобрин – Брест – государственная граница; Волковыск – государственная граница; Торжок – Долина; Ивацевичи – Вильнюс – Рига; Минск – Вильнюс; Минск – Гомель.

Информация о работе Национальные комплексы РБ и их характеристики