Национальное богатство Республики Беларусь, его структура и способы увеличения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении динамики национального богатства в Республике Беларусь и путей решения проблем, связанных со снижением национального богатства.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность национального богатства;
рассмотреть его структуру;
выявить основные показатели национального богатства;
определить факторы, влияющие на увеличение национального богатства;

Работа содержит 1 файл

на печать.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

• сельскохозяйственные организации — 8717 тыс. га (42,0 %);

• граждане — 1319 тыс. га (6,3 %);

• крестьянские (фермерские) хозяйства — 171 тыс. га (0,8 %);

• земли запаса и государственных  лесохозяйственных организаций— 8587 тыс. га (41,4 %);

• прочие землепользователи — 1966 тыс. га (9,5 %) [8, с. 5].

Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями — участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь (9076 тыс. га, или 43,7 %), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны (рис. 2.2).

Динамика сельскохозяйственных угодий имеет отрицательную направленность. Так, за период с 1981 по 2009 г. площадь сельскохозяйственных земель сократилась на 651,6 тыс. га, или на 6,7 % . Уменьшилась и обеспеченность каждого жителя страны — с 1,1 до 0,9 га сельскохозяйственных угодий, что было обусловлено исключением из оборота загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий, отводами земель под различные виды строительства, промышленные объекты, на природоохранные цели. Сказываются также и нерациональное использование земель, когда небольшие по площади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелколесьем, передача этих земель государственным лесохозяйственным организациям.

 

                2000г                                                                    2009г

 

          

 

1 - пахотные земли; 2 - земли под  постоянные культуры; 3 - сенокосные; 4-  пастбищные; 5 -  лесные земли; 6-  земли, занятые болотами; 7-   земли под водой; 8 -  прочие земли

Рисунок 2.2-Структура земельного фонда Республики Беларусь, %

     Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5548 тыс. га, распаханность территории достигает 27 %, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом. За 1981—2009 гг. площадь пашни уменьшилась на 518,5 тыс. га (3,5 %), что было следствием, главным образом, исключения из оборота радиационно-опасных земель, а также перевода пашни в другие виды сельскохозяйственных угодий. В итоге обеспеченность одного жителя Беларуси пашней сократилась с 0,64 до 0,56 га, что однако и сегодня вдвое превышает среднемировые показатели [2, с 56-74].

Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.

Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

• совершенствование  законодательной базы, формализующей государственную земельную политику и обеспечивающей нормативно-правовое регулирование земельных преобразований;

• развитие структуры  органов государственного управления в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель;

• проведение землеустройства  как системы юридических, экономических  и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики.

 

Ресурсы поверхностных вод.

В стране достаточно запасов  водных ресурсов для удовлетворения текущих и ожидаемых в перспективе  потребностей. В средний по водности год общий речной сток составляет 57,9 км3, в том числе транзитный — 23,9 км3. Объем воды, аккумулированный в озерах, оценивается в 6 — 7 км3, водохранилищах — 3,14 км3. Общая величина естественных ресурсов пресных подземных вод составляет 15,9 км3 в год, эксплуатационные запасы — 2,4 км3 в год [2, с 68-72].

Рост промышленного  и сельскохозяйственного производства, высокие темпы урбанизации способствовали расширению использования водных ресурсов. В результате спада производства отмечалось сокращение водопотребления в различных отраслях экономики. Однако в последние годы в результате проводимых мероприятий по рационализации использования водных ресурсов, несмотря на рост объемов производства, оно стабилизировалось на уровне 1,7 км3.Основными потребителями воды являются: жилищно-коммунальное хозяйство - 46,8 % общего потребления; производственное (промышленное) водоснабжение - 45,1 %; сельскохозяйственное водоснабжение - 7,2 %; орошение - 0,7 %. В региональном аспекте выделяется центральная часть Беларуси, где потребляется почти треть всего объема используемых вод, что в основном совпадает с экономическим потенциалом данного региона[Приложение Б, табл. 2.3].

Прослеживается тенденция  снижения забора воды из поверхностных  и подземных источников и сокращения ее использования на хозяйственно-питьевые и сельскохозяйственные нужды. В 2009 году суммарный объем использования воды составил 1,65 км3, в том числе 57% — подземной. Отмечен прирост ее расхода на производственные нужды, примерно, на 3 процента по сравнению с 2003 годом, а также увеличение объемов воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 9,4%. Потери при транспортировке составили около 6 процентов от общего объема забираемой воды. Остается высоким потребление питьевой воды на душу населения в благоустроенном жилом фонде коммунального сектора — 180—330 л/сут., при 130—180 л/ сут. в европейских странах[Приложение Б, табл. 2.3].

Основная цель рационального  водопользования на 2007—2010 годы — повышение эффективности использования и улучшение качества водных ресурсов с учетом обеспечения потребностей экономики и населения, а также возможных климатических колебаний. Ее достижение потребует внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объемов отведения сточных вод, экономного водопользования на основе инструментальных методов учета расходования воды (забор, использование, сброс стоков), совершенствования системы платного водопользования.

Прогнозируемое в предстоящем  пятилетии увеличение использования свежей воды на уровне 8—9 % не окажет отрицательного влияния на динамику запасов водных ресурсов.

 

Лесной фонд.

Республика Беларусь является достаточно обеспеченной лесными ресурсами. В настоящее время лесной фонд страны занимает 9,35 млн. гектаров, в том числе покрытые лесом земли — 7,8 млн. гектаров. Средняя лесистость территории Беларуси достигла 37,6 процента. Общий запас древесины составляет 1,4 млрд. куб. метров, ежегодный прирост запаса — 27,7 млн. куб. метров. В 2008 году заготовлено 14,1 млн. куб. метров ликвидной древесины, что превысило уровень 2000 года на 3,3 млн. куб. метров. Однако в лесном хозяйстве имеется ряд нерешенных проблем: существенна доля мягколиственных насаждений (34,4%), невелик удельный вес спелых лесов (8,7% лесопокрытых земель); недостаточно эффективно используются наличные лесосырьевые ресурсы и не полностью — расчетная лесосека; доля древесного топлива в топливно-энергетическом балансе составляет менее 4% [2, с 44-65].

Развитие лесного хозяйства  в 2007—2010 годах будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом развития лесного хозяйства Беларуси до 2015 года, Концепцией развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года, Республиканской программой рационального и комплексного использования древесных ресурсов на 2002—2010 годы, Программой действий Правительства Республики Беларусь по повышению эффективности работы лесохозяйственного комплекса республики и улучшению переработки древесины, увеличению выручки и поступлений в бюджет от ее реализации. Основная его цель — более полное удовлетворение потребностей экономики страны в разнообразных продуктах и полезностях леса[9, с. 27].

В качестве важнейших  мер в 2006—2010 годах предусматривается:

  • совершенствование породной и возрастной структуры насаждений;
  • разработка новых технологий сохранения биоразнообразия и воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе;
  • проведение своевременных и качественных агротехнических и лесоводственных уходов; продолжение комплекса инвентаризационных и мониторинговых работ за лесами и создаваемыми лесными культурами;
  • улучшение структуры экспорта лесопродукции.

Накопление запасов  спелой древесины и внедрение  передовых технологий лесозаготовок  создадут предпосылки для увеличения ежегодных объемов лесопользования. Естественная динамика возрастной структуры лесов дает основание ожидать увеличения общего запаса древесины к 2010 году до 1,5 млрд. куб. метров. В этой связи расчетная лесосека по главному пользованию в 2010 году прогнозируется в размере 8,4 млн. куб. метров, или увеличится на 17 процентов по сравнению с 2005 годом.

Выполнение этих мер  будет способствовать совершенствованию  экономических отношений в лесном хозяйстве путем перевода его  на самофинансирование, изменения порядка  реализации древесины — прекращение ее продажи на корню и осуществление отпуска в заготовленном виде; совершенствование законодательных, правовых и нормативно-методических документов по реализации древесины [10, с.74].

Беларусь является страной бедной минерально-сырьевыми ресурсами. Запасы минерально-сырьевых ресурсов рассмотреть в приложении В, таблица 2.4. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющик около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды.

Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы.

Всего учтено 65 месторождений нефти, из них более 30 эксплуатируются, а остальные относятся к категории разведываемых или законсервированных. В соответствии с количественной оценкой нефтеносности начальные извлекаемые ресурсы нефти оцениваются в 338,3 млн т, остаточные запасы промышленных категорий - в 64 млн т. Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи (около 2 млн т) составляет примерно 35 лет. Потребности народного хозяйства в нефти возрастают, и нынешние объемы добычи смогут их покрыть лишь на 10-15 %. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины. Разведанные запасы природного газа, добываемого попутно с нефтью, оцениваются в 8,1 млрд м^3.

Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Если общие прогнозные ресурсы торфа оцениваются в 3 млрд т, то для промышленной добычи пригодно лишь 240 млн т.

Бурые угли выявлены на территории Белорусского Полесья, прогнозные запасы составляют 1350,8 млн т. Наиболее изучены три месторождения - Житковичское, Бриневское и Тонежское - с общими запасами 150 млн т. Разработан проект строительства Житковичского разреза мощностью в 2 млн т угля в год. В перспективе бурые угли могут быть реальным источником энергетического и местного бытового топлива, а также применяться в качестве сырья для отдельных химических производств.

Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Открыты два месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) с общими запасами по категории - 340 млн т и прогнозными - 1,5 млрд т, их использование во многом будет определяться решением топливно-энергетической проблемы в стране.    

Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Разведано 70 источников с общими запасами 14320,8 м^3 в сутки, разрабатывается 50. Минеральные воды используются для санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод.

Перспективны  также поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

В Программе  ускорения геологоразведочных работ  по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь, в качестве приоритетных определены следугощие направления: поиск и разведка месторождений нефти и газа, поиск и подготовка к промышленному освоению бурых углей, оценка перспектив алмазоносности, разведка запасов железных руд, подготовка к промышленному освоению минерализованных рассолов на одной из перспективных площадей, поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Предусматриваются задания по приросту запасов минерального сырья, другим итоговым показателям геологоразведочного производства, в том числе задания по техническому перевооружению.

 

 

 

 

2.3 Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь

 

Часть национального богатства формируется за счет материальных ресурсов, которыми обладает население. К их числу относят владение недвижимым имуществом, предметами длительного пользования, автомобильным транспортом. В широком смысле в понятие «национальное богатство» можно включать и сами человеческие ресурсы, их потенциал.

Важной составной частью экономическоrо потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к одному из основных сракторов развития национальной экономики.

Численность населения Республики Беларусь на 2009 г. составила 9672 тыс. человек и по сравнению с предыдущим годом сократилась на 18 тыс, или на 0,2% [Приложение Г, табл. 2.5].

Число умерших сократилось за январь-март 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года  в основном за счёт снижения смертности от некоторых инфекционных и паразитарных болезней, болезней системы кровообращения, органов дыхания, а также от внешних предотвратимых причин - случайных утоплений и отравлений алкоголем.

Информация о работе Национальное богатство Республики Беларусь, его структура и способы увеличения