Национальная валюта РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность валютной системы, её задачи и роль.
2. Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и контроль.
3. Проблемы развития валютной системы в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Кислая Валюта МБ (2).docx

— 34.76 Кб (Скачать)

    4) покупка резидентами и нерезидентами  недвижимости на территории страны  или за её пределами;

     5) определение курса валюты данной  страны по отношению к прочим  валютам; 

    6) регулирование порядка проведения  операций с валютой резидентами  и нерезидентами (осуществление  ими платежей, инвестиций);

    7) регламентирование репатриации  и прибыли, полученной от проведения  экспортных операций. Валютное регулирование  формируется и во многом определяется валютной политикой государства.

    Валютная  политикa - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и её местом в системе мирового хозяйства.

    Валютное  регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных  видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими  валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

    Валютное  регулирование может быть:

  1. прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования определяет его характер;
  2. либеральным или ограниченным.  Либеральное валютное регулирование направленно на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

    Валютное  регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные  и экономические меры, с помощью  которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения  на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируется под  определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства (например, квоты, устанавливаемые  лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции). Валютное регулирование  осуществляется посредством валютного  контроля. Валютный контроль - система  мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной  частью. Взаимодействие и взаимосвязи  инструментов и методов валютного  регулирования и валютного контроля.  
 
 
 
 
 

    3. Проблемы развития валютной системы  в России  

    Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, привели к возникновению  новых для российской экономики  и законодательства проблем. К таким  проблемам относятся, прежде всего, массовая утечка из России за рубеж  валютных средств и нестабильность валютного курса. Рассмотрим каждую из проблем более подробно. Нынешняя ситуация на валютном рынке далека от требуемой для продолжения  процесса либерализации, она характеризуется  неустойчивым равновесием на рынке, что проявляется в незаметных колебаниях курса доллара, которые  обрели циклический характер.

    Фундамент нормативной базы валютного регулирования  образовали закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992 – 1995 годах  в основном было завершено строительство  системы органов и агентов  валютного регулирования и валютного  контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю и её территориальные органы

      Главной задачей валютного контроля  в современных условиях является  ограничение масштабов утечки  капитала из страны при одновременном  поддержании предложения иностранной  валюты на внутреннем валютном  рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания  оттока капитала таковы, что они  создают реальную угрозу экономической  безопасности страны. Если в прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных инвестиций ситуация другая: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу.

    При дефиците валютных средств, необходимых  для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние  платежного баланса и свести на нет  усилия денежных властей по укреплению рубля.

    Проблема  оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.)

    В процессе проведения в России экономических  реформ становление новой системы  государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего  валютного рынка в частности  заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал  из страны вывозиться не столько в  нарушение закона, сколько в обход  действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми  де-факто из-за пробелов в законодательстве.

    Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков – крупнейших покупателей  иностранной валюты на межбанковской  валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как правило, состоят из одного – двух физических лиц, имеют юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый уставной капитал в 100 МРОТ. Каждая из таких фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным контрактам. Как правило, платежные условия предусматривают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются офшорные зоны.

    В России полезно использовать мировой  опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдерживание "бегства" капитала, с мерами административного и финансового контроля за валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника.

    Единственным  решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию  номинального обменного курса. Но для  этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При  отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике. Утечка капитала является несомненным основанием для введения контроля за капиталом, и это тем более справедливо, если имеется серьезное подозрение, что значительная часть банковского сообщества не подчиняется закону.

    Проблема  России заключается, скорее, не в привлечении  иностранного капитала, а утечки российского  капитала из страны. Цели, для достижения которых нужно вводить ограничения  потоков капитала:

    · Удержание внутренних сбережений; ·  Сохранение внутренней базы налогообложения;

    · Сохранение денежной автономии ради достижения управлять плавающим  валютным курсом;

    · Установление правильной последовательности шагов по достижению экономической  либерализации;

    · Ограничение изменяемости краткосрочных  потоков капитала и снижение колебания  обменного курса и уменьшение частоты и силы спекулятивных актов.

    Таким образом, если грамотно производить  контроль за капиталом, то это может  дать возможность правительству  России сохранить свой денежный и  экономический суверенитет и  свободу действия для стремления к положительному росту, а также  восстановить финансовые институты  в России, поскольку это необходимо, так как рынки могут быть эффективны только в тех случаях, когда их деятельность обеспечивается соответствующими институтами. Россия может и должна найти способы пресечь "бегство" капитала и частично вернуть его в страну в целях возрождения национальной экономики. Непременным условием эффективного противодействия "бегству" капитала, его репатриации является усиление экономической и политической стабилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Таким образом, можно сказать, что валютная система - это совокупность экономических  соглашений, связанных с функционированием  валюты и форм их организации.

    Национальная  валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой  формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный  платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим  валютного курса, условия обратимости  валюты, система валютного рынка  и рынка золота, порядок международных  расчетов  в стране, состав и система  управления золотовалютными резервами  страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

    Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который  формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики. Валютное регулирование  в широком смысле – это регламентация  государством основных принципов организации  национальной валютной системы и  механизмов её функционирования.

    Сущность  валютного регулирования заключается  в создании такой системы воздействия  на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного  рынка и платежного баланса, которая  отвечала бы стратегическим задачам  развития национальной экономики и  отражала  потребности текущего момента.

    Валютное  регулирование осуществляется посредством  валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством.  
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Брейтенбихер, Д.В. Валютный курс и состояние экономики / Д.В. Брейтенбихер .М., 2007.- 345с.

    2. Королев, И.С. К вопросу о либерализации валютного рынка / И.С. Королев. М., 2009 – 386с.

    3. Ларичев, А.В.Валютный контроль за экспортно-импортными операциями/ А.В. Ларичев. М., 2006 – 298с.

    4. Мельников, В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль: новый взгляд на перспективы развития. / В.Н. Мельников, М., 2008 – 491с.

    5. Мельников, В.Н. О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе / В.Н. Мельников, М., 2007 – 396с.

    6. Красавина, Л.Н. Бегство капитала из России и пути его удержания / Л.Н. Красавина. М., 2007 – 274с.

    7. Суханов, В.Ю. О валютном регулировании и контроле/ В.Ю. Суханов - М., 2009 – 519с.

Информация о работе Национальная валюта РФ