Национальная экономика

Автор: n************@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 18:54, лекция

Описание работы

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа содержит 1 файл

лекции по Национ. эконом.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

   Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.

   Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долгосрочных ссуд, определяющий соединение предложения средне- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования.

   Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.

   В настоящее время в РБ наиболее развитым является рынок государственных  облигаций с купонным доходом.

   Барьеры для развития рынка  капитала:

   - требование о проведении открытой  подписки и проведение оплаты до регистрации акций;

   - жесткие требования к документам  при совершении сделок;

   - ограниченная номенклатура выпускаемых  ценных бумаг;

   - налогообложение сделок с производными инструментами;

   - не установленные законодательством  четкие критерии необходимости обращения в антимонопольный комитет, поэтому любая сделка купли-продажи акций должна получать согласие антимонопольного комитета.

   Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроизводства рабочей силы, использования труда.

   Государственное регулирование на рынке труда осуществляют органы службы занятости, в соответствии с Государственной программой содействия занятости, по направлениям: трудоустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения. 

 

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. Цели, функции и методы государственного регулирования.
  2. Структура государственного управления в Республике Беларусь.
  3. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.
  4. Денежно-кредитная система Беларуси.
  5. Бюджетно-налоговая система Беларуси.
  6. Социальный императив государственного регулирования экономического развития Беларуси.
 
    1. Цели, функции и методы государственного регулирования.

   Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики.

   Цель  государственного регулирования национальной экономики - обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.

   Функции государственного регулирования  экономики:

  1. целевая;
  2. направляющая и координирующая;
  3. функция распределения и перераспределения;
  4. стимулирующая;
  5. контрольная.

   Методы  государственного регулирования:

   1. Правовые.

   2. Административные.

   3.Экономические.

   6.2. Структура государственного  управления в Республике  Беларусь.

   Система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь. .

   

   

     
 
 

   Рис. Структура республиканских органов  государственного управления/

   Министерство  является республиканским органом  государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и др). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.

   В соответствии с Конституцией (ст.107, п.4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда

    1. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Беларуси.

   Планирование  национальной экономики — форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления.

     С точки зрения временного аспекта планы бывают:

  • долгосрочные: планы на период от 15—20 лет;
  • среднесрочные: срок 3—5 лет;
  • краткосрочные: планы сроком до 1 года.

   Выделяют  следующие формы  планирования:

   1) Директивное планирование.

   2) Стратегическое планирование.

   3) Индикативное планирование.

   Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решений государством.

   Программирование  социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.

   В РБ на различные периоды  времени разрабатываются  следующие документы:

   1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.

   2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.

   3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.

   4. Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

   Корректировка долгосрочных прогнозов осуществляется один раз в пять лет за один год  до начала прогнозируемого периода.

   Также система планирования и прогнозирования  экономики Республики Беларусь включает следующие комплексные документы:

  1. Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы.
  2. Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.
  3. Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы.
  4. Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы.
  5. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.
 

   6.4. Денежно-кредитная  система Беларуси.

   Денежная  система — исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения.

   Денежная  система функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 года Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими механизм функционирования денежно-кредитной системы. С марта 1993 года белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, в октябре 1994 года белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

   Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

   Правовой  основой денежно-кредитного регулирования  являются «Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые  и утверждаемые Правлением Национального  банка и предоставляются совместно с Правительством РБ до 1 октября Президенту РБ.

   В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции  Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система:

   1) первый уровень - Национальный банк;

     2) второй уровень - банки и небанковские финансовые организации

   Правовой  основой функционирования национальной банковской системы в настоящее  время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2001 года.

   Основные  показатели, характеризующие  функционирование банковской системы Республики Беларусь:

    1. Ставка рефинансирования (%).
    2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (млрд. долларов США).
    3. Прирост рублевой денежной массы (%).
    4. Прирост нормативного капитала (%).
    5. Прирост требований банков к экономике (%).
    6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску (%).
    7. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков (%).

   В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной  политики РБ:

   • обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине и  снижения темпов инфляции;

   • дальнейшее наращивание нормативного капитала;

   • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное  аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих  субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

   • снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения  финансовой стабильности;

   • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе.

    1. Бюджетно-налоговая система Беларуси.

   Бюджетная система Республики Беларусь— это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.

   Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

   Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Информация о работе Национальная экономика