Национальная экономика

Автор: n************@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 18:54, лекция

Описание работы

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Содержание

1.1. Понятие национальной экономики.
1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Работа содержит 1 файл

лекции по Национ. эконом.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

  Образование - отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность.

  Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования и др.

  Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

  Основным  источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.

  К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

  Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь.Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование.

  Физическая  культура и спорт – самостоятельная отрасль национальной экономики со сложившейся структурой управления, материально-техническим и кадровым потенциалом, сетью специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, организаций и учебных заведений.

  Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь предусматривает создание необходимых материально-технических условий, правовых, социальных и экономических предпосылок, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающих социально гарантированные минимальные потребности населения в физкультурно-оздоровительных услугах. Для ее реализации требуется:

  • создание условий для вовлечения каждого человека в регулярные занятия различными формами физической активности;
  • развитие детско-юношеского спорта, расширение сети спортивных школ;
  • создание физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства;
  • дальнейшее  развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, расширение ассортимента и улучшение качеств товаров физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения;
  • создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи.

  Социальное  обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Оно основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

  4.7. Социально-потребительский комплекс.

   Торговля — совокупность предприятий и организаций, реализующих потребительские товары путем купли-продажи.

  Управление  отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

  Показатели, характеризующие  торговлю в РБ:

    1. Объема розничного товарооборота.

    2. Число объектов розничной сети.

    3. Розничный товарооборот по формам собственности.

  Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

    Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь.

  Показатели, характеризующие общественное питание в РБ:

    1. Удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте.

    2. Число объектов общественного питания.

    3. Товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики.

    4. Развитие общедоступных объектов общественного питания.

  . Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

  Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.

  В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство жилья; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле-и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

  Жилищно-коммунальное хозяйство – отрасль, обеспечивающая воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. Включает следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищную сферу); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию).

  Управление  отраслью осуществляет Министерство жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь.

  Показатели, характеризующие  работу ЖКХ в РБ:

    1. Численность занятых в ЖКХ.

    2. Отпущено воды всем потребителям за год.

    3. Количество источников теплоснабжения.

    4. Суммарная мощность источников теплоснабжения.

   В жилищно-коммунальном хозяйстве актуальной является проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

  В июле 2003 года в стране принята Концепция  развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. 
 

   .

 

5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

   5.1.Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели национальной экономики..

   5.2.Формирование  и развитие институтов рынка  в Республике Беларусь. 

   5.1. Проблемы перехода  от плановой к  рыночной экономике  и создание перспективной  модели национальной экономики.

   Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.

   В трансформации экономики  Беларуси можно выделить следующие этапы:

   1991-1995 гг. - период глубокого затяжного  кризиса;

   1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ;

   2001 и  н.в. — переход на путь устойчивого  развития.

   Исходное  состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами:

  1. сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;
  2. чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;
  3. неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;
  4. односторонняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;
  5. доминирование государственной формы собственности;
  6. несоответствие структуры производства потребностям общества;
  7. чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;
  8. глубочайший социально-экономический кризис.

   Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями. Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип «шоковой терапии» основан на радикальной перестройке экономики, другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.

   Признание проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально-ориентированной модели экономики.

   Социально-ориентированная  рыночная экономика – тип экономической системы, который отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности. 

   5.2. Формирование и  развитие институтов  рынка в Республике  Беларусь.

   Важнейшими  рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства (или рынок ресурсов): земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управление). Эти факторы непосредственно воздействуют на производство и экономический рост.

   Рынок земли – это часть системы земельных отношений, основу которой составляет механизм согласования интересов землевладельцев и землепользователей с интересами государства и общества в целом.

   С 1 января 2009 года в действие вступил  новый Кодекс о земле. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Установлен запрет на передачу в частную собственность земель следующих видов: земли сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования, подвергшиеся радиоактивному загрязнению; земли занятые разведанными месторождениями полезных ископаемых; земли на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся только в государственной собственности.

  Согласно  Кодекса о земле, местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки физическим лицам в аренду и в собственность. Цена земли определяется на основании ее кадастровой оценки. Приобрести землю в собственность юридические лица могут следующими способами: по результатам аукциона - для строительства объектов; без проведения аукциона – для целей обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений, которые находятся на приобретаемой земле.

Информация о работе Национальная экономика