Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа
Целью работы является обобщение информации о макроэкономических процессах, закономерностей их проявления, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
В отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов. При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики, как совокупный общественный продукт, уровни безработицы и инфляции, состояния государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Введение
1.Национальная экономика : ее сущность, структура и цели.
2.Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики.
3.Особенности трансформации российской экономики на современном этапе.
Практическая часть.
Заключение.
Список литературы.
Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до
9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.
Новый
прогноз значительно отличается от
прежнего по темпам роста ВВП: если в середине
прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011
году по сравнению с 2008 годом вырастет
более чем на 20%, то согласно текущим оценкам
в 2011 году физические объемы ВВП окажутся
ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный
объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных
показателей бюджетных проектировок на
2009-2011 годы.
Согласно текущему прогнозу, после глубокого
падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться
постепенный выход из рецессии.
Доходы и расходы.
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С
начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и
сборам в бюджетную систему. Наиболее
значительно увеличилась
Рисунок 1
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.
Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах.
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы:
Таблица 3
Расчет
предельного объема расходов федерального
бюджета
млрд.
руб.
Показатель |
Оценка | Прогноз | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доходы | 6 561,3 | 6 636,2 | 7 346,9 | 8 097,4 |
%% к ВВП | 17,0 | 15,7 | 15,7 | 15,5 |
Источники покрытия дефицита | 3 418,8 | 3 186,6 | 2 011,7 | 1 563,8 |
%% к ВВП | 8,9 | 7,5 | 4,3 | 3,0 |
Расходы (предельный объем) (1+2) | 9 980,1 | 9 822,8 | 9 358,6 | 9 661,2 |
%% к ВВП | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
в том числе нераспределенные ресурсы | 80,0* | 234,0** | 483,1** | |
%% к общему объему расходов | 0,8 | 2,5 | 5,0 | |
Изменения к предыдущему году | 2409,2 | - 157,3 | - 464,2 | 302,6 |
% (в номинальном выражении) | 6,3 | - 1,6 | - 4,7 | 3,2 |
% (в реальном выражении) | 5,5 | - 1,8 | - 5,1 | 3,0 |
* - резерв
в составе ведомственной
Принятые
для формирования проекта федерального
бюджета объективно обусловленные
макроэкономические ограничения задают
«потолки» расходов федерального бюджета
при их сокращении в номинальном
выражении в 2010-2011 годах и некотором
увеличении по сравнению с предыдущим
годом в 2012 году.
При этом несмотря на сокращение общего
объема расходов в реальном выражении
и их доли в ВВП объем расходов федерального
бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах
будет превышать показатели 2005-2006 годов
(15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно
значительным это превышение будет в 2010
году, что вызвано необходимостью исполнения
принятых расходных обязательств и реализации
антикризисного плана Правительства Российской
Федерации, включающего в том числе решение
об отсрочке введения решения об увеличении
страховых взносов в систему социального
страхования, приводящее к значительному
увеличению расходов федерального бюджета
на финансирование дефицита Пенсионного
фонда Российской Федерации.
Таблица 4.
Динамика
расходов федерального бюджета в %%
к ВВП
Показатель |
Отчет | Оценка | Прогноз | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов отражают негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и характеризуются значительным падением темпов производства, ухудшением ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, обесценением среднегодового курса рубля по отношению к доллару США и евро, ростом численности безработных, при этом рост потребительских цен остается значительным.
Экономическое развитие страны в 2010 - 2012 годах будет зависеть как от внешних факторов, связанных с динамикой изменения цен, физических объемов по основным товарам российского экспорта и скорости выхода мировой экономики из кризиса, так и внутренних, обусловленных восстановлением высоких темпов потребительского и инвестиционного спроса.
Макроэкономическая
стабилизация не только не стабилизировала
экономику, но привела к сочетанию
спада промышленного
Практическая часть.
Информация о работе Национальная экономика ее цели и результаты