Национальная экономика ее цели и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обобщение информации о макроэкономических процессах, закономерностей их проявления, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

В отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов. При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики, как совокупный общественный продукт, уровни безработицы и инфляции, состояния государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Содержание

Введение


1.Национальная экономика : ее сущность, структура и цели.
2.Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики.
3.Особенности трансформации российской экономики на современном этапе.


Практическая часть.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курс,раб,по эктеории.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

    ВНД = ВВП + первичные доходы (зарплата, доходы от собственности, предпринимательский  доход), полученные от «остального мира», — первичные доходы, выплаченные  «остальному миру».

    В количественном отношении различие между ВВП и ВНД составляет не более 1%.

    Валовое накопление (ВН) отражает приобретение субъектами хозяйствования товаров и услуг произведенных в текущем году, но не потребленных в нем.

    Макроэкономические  показатели находятся в следующей  зависимости между собой:

    ВНД = ВВП + первоначальные доходы, полученные резидентами данной страны из-за границы (доходы от собственности, оплаты труда, предпринимательский доход), - первичные доходы, выплачиваемые за границу.

    ВВП = рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых на территории данного государства.

    ВНП = объем продукции, произведенной  субъектами национальной экономики  в любой точке земного шара.

    ВВП = ВНП+ чистый доход (объем производства), созданный иностранными субъектами информации на территории данного государства. ,

    ВНРД = ВНД + сальдо текущих трансфертов, полученных резидентами данной страны из-за границы.

    НД = ЧВП - чистый доход, созданный в  национальной экономике иностранными фирмами, - косвенные налоги на бизнес.

    ЧВП = ВВП - А.

    ЧНП = ВНП - А 

    Экономика может находиться в равновесном или неравновесном состоянии. Формами проявления равновесия являются, например, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными доходами и совокупными расходами, равновесие между спросом и предложением рабочей силы. Как правило, для национальной экономики характерно макроэкономическое неравновесие. В оценке равновесия национальной экономики особое значение имеют уровень цен, уровень занятости и ставка процента.

    Измерение уровня цен необходимо, во-первых, для  диагноза состояния экономики страны (имеет ли место инфляция или дефляция, что служит основой для выбора или переориентации методов и направлений государственного регулирования), а во-вторых, для сопоставления стоимости объемов производства (ВВП), поскольку последний измеряется в денежном выражении.

                                                                                                              Таблица 1.

Структура использования ВВП:

в текущих  рыночных ценах

  2009г. Справочно 
2008г.
млрд. 
рублей
в % к 
итогу
1)
млрд. 
рублей
в % к 
итогу
1)
Валовой внутренний продукт 39016,1 100 41256,0 100
в том  числе:        
расходы на конечное потребление 29131,1 74,7 27106,7 65,5
домашних  хозяйств 20979,5 53,9 19752,8 47,7
государственного  управления 7922,7 20,3 7142,0 17,3
некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние хозяйства 228,9 0,5 211,9 0,5
валовое накопление 7002,1 18,0 10536,1 25,4
валовое накопление основного капитала2) 7863,2 20,2 9200,3 22,2
изменение запасов материальных оборотных  средств -861,1 -2,2 1335,8 3,2
чистый  экспорт (экспорт минус импорт) 2855,8 7,3 3793,4 9,1
статистическое  расхождение 27,1   -180,2  

3.Особенности  трансформации российской  экономики на современном  этапе.

      Системная трансформация в России сопровождалась глубоким экономическим кризисом, сменившимся некоторым оживлением в экономике, но с затухающими темпами основных экономических показателей.

      В сложившихся условиях для России особенно важным является выбор концепций  и стратегии развития, основанных на анализе взаимодействия старого и нового и выявления устойчивых составляющих институциональной системы. После краха тотального огосударствления в России стал осуществляться вариант быстрой капитализации путем шоковой терапии, приведшей в итоге к системному кризису.

      Процесс трансформации затронул и социально-трудовую сферу, в которой произошли принципиальные изменения. Становление различных, форм собственности привело к  созданию института найма труда, базирующегося на частной собственности  и регулирующего трудовые отношения в определенных секторах экономики. Начал формироваться рынок труда, появилась официально признанная безработица. Для трудовых отношений характерным стала нестабильность и неустойчивость, имманентно присущая рынку, однако другое существенное свойство рынка — повышение производительности и эффективности труда, к сожалению, в экономике России и социально-трудовой сфере проявилось слабо. В итоге реформирования, изначальной целью которого было оздоровление трудовых отношений, усилилась деформированность социально-трудовых отношений: системы стимулирования, трудовой мотивации и организации труда.

      В результате снизилась эффективность  занятости, что проявилось в резком падении производительности труда  за годы реформ, негативных

процессах в отраслевой структуре, занятых за счет опережающего сокращения ее численности, в прогрессивных отраслях экономики, больших масштабах недоиспользования рабочей силы, в виде расширения неполной занятости и роста безработицы.

      Все это привело к выводу о том, что функционирование российской экономики и, в частности, социально-трудовой сферы трудно объяснить с позиций широко распространенных экономических теорий. Анализ факторов занятости и рынка труда за последние 10 лет свидетельствует об особенности развития социально-трудовой сферы в России и специфике формирующегося рынка труда. Негативные последствия трансформации в экономике и социально-трудовой сфере — это результат проводимой политики реформ. Особенности такой политики, на наш взгляд, заключаются не только в использованных методах (прежде всего неоклассические, монетаристские рецепты), но и в форсированном, широкомасштабном внедрении рыночных отношений в те сферы, где развитие нерыночных институтов может быть более эффективно.

      В сложившейся ситуации исследование проблем занятости и рынка труда и, прежде всего, их теоретических аспектов, приобретает исключительную актуальность.

      В ряде последних работ, посвященных  исследованию занятости и рынку  труда, исследуются структура и  качественные характеристики занятых  и безработных, выявляются связи между основными социально-экономическими и трудовыми показателями, рассматриваются вопросы социального партнерства и регулирования рынка труда и трудовых отношений. Однако фрагментарность ряда исследований и узость методологической базы не позволяет адекватно воспринять новые реалии социально-экономического развития.

     Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являются взвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходов населения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней.

     Бюджет - не только важнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия к экономике. Повторение кризиса 1998г. России не грозит не потому, что цены на нефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.

     26 августа этого года Правительство  РФ внесло проект федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", который впервые  составлен по принципу "скользящей  трехлетки" - как внесение изменений в существующий трехлетний бюджет. При подготовке проекта федерального бюджета в таком формате реализован принцип раздельного планирования действующих и принимаемых обязательств, что позволит обеспечить предсказуемость и преемственность бюджетной политики на среднесрочный период.

     Прогноз макроэкономических показателей, принятый для расчета, составлен с учетом уточнений по итогам развития экономики  в текущем году.

     Несколько слов об этих показателях. Основные характеристики федерального бюджета на 2009-2011 гг. определены исходя из прогнозируемого темпа роста валового внутреннего продукта ежегодно на 6,2-6,7% и прогнозного уровня инфляции, не превышающего в 2009 г. 8,5%, в 2010 г. - 7,0% и в 2011 г. - 6,8%. Предполагается увеличение инвестиций в основной капитал, ежегодный прирост которых в среднесрочной перспективе составит 10-15%. В 2009-2011 гг. будут продолжаться увеличиваться и реальные денежные доходы населения - на 8,2-10,5% в год. Рост средней заработной платы по отраслям экономики ожидается в среднем за год на 11,4% в реальном выражении. Росту денежных доходов также будет способствовать решение Правительства РФ об увеличении заработной платы работникам федеральных бюджетных учреждений. В субъектах Российской Федерации в настоящее время в рамках подготовки проектов бюджетов анализируется возможность принятия решений по повышению заработной платы региональных бюджетников.

     Прогноз основных макроэкономических параметров исходит из ожидаемого снижения цен  на нефть марки "Юралс". К 2011 г. ожидается снижение цены с 112 долларов США за баррель в текущем году до 88. 
Объем валового внутреннего продукта увеличится с 44 трлн руб. в текущем году до 67 трлн. руб. к 2011 г. Значительное увеличение его объемов прогнозируется в 2009 г. - на 2,9 трлн. руб. относительно параметров, учтенных при формировании федерального бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. 
                                                                                                                   Таблица 2.

     Основные  показатели развития экономики 
(в % к соответствующему периоду предыдущего года) 

  2007 2008 2009 2010 2011
ВВП 8,1 7,8 6,7 6,6 6,2
Инфляция, за период 11,9 11,8 7-8,5 5,5-7 5-6,8
Промышленное  производство 6,3 5,2 6,0 5,8 5,2
Инвестиции  в основной капитал 21,1 16,5 14,5 13,3 10,2
Реальные  располагаемые доходы населения 10,7 10,2 10,5 9,3 8,0
Оборот  розничной торговли 16,1 14,8 13,2 10,5 9,5
Экспорт товаров, млрд. долл. 354,4 525,4 507,5 502,5 509,5
Импорт  товаров, млрд. долл. 223,5 308,6 370,0 434,5 489,7
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 69,3 112 95 90 80

Информация о работе Национальная экономика ее цели и результаты