Национальная безопасность России и пути ее укрепления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как «вектор развития», «социальный идеал», «модели экономической и политической систем», «национальные интересы» и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованных от прошлого или порожденных настоящим.4

Содержание

Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ
2.2 Противодействие угрозам национальной безопасности РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность реферат. Ичетов.docx

— 68.14 Кб (Скачать)

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами  изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых  и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают  глубокое расслоение общества на узкий  круг богатых и преобладающую  массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы11.

Угрозой физическому здоровью нации  являются кризис систем здравоохранения  и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических  веществ.

Последствиями глубокого социального  кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности  жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной  ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравственного и творческого  потенциала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может  привести к утрате демократических  завоеваний.

Основные угрозы в международной  сфере обусловлены следующими факторами:

- стремление отдельных государств  и межгосударственных объединений  принизить роль существующих  механизмов обеспечения международной  безопасности, прежде всего ООН  и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического,  экономического и военного влияния  России в мире;

- укрепление военно-политических  блоков и союзов, прежде всего  расширение НАТО на восток;

- возможность появления в непосредственной  близости от российских границ  иностранных военных баз и  крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового  уничтожения и средств его  доставки;

- ослабление интеграционных процессов  в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация  конфликтов вблизи государственной  границы Российской Федерации  и внешних границ государств - участников Содружества Независимых  Государств;

- притязания на территорию Российской  Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной  сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом  развязана открытая кампания в целях  дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный  в ранг стратегической доктрины переход  НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока  и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический  отрыв ряда ведущих держав и наращивание  их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения  создают предпосылки качественно  нового этапа гонки вооружений, коренного  изменения форм и способов ведения  военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных  специальных служб и используемых ими организаций. Усилению негативных тенденций в военной сфере  способствуют затянувшийся процесс  реформирования военной организации  и оборонного промышленного комплекса  Российской Федерации, недостаточное  финансирование национальной обороны  и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это  проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации  в целом.

Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации  в пограничной сфере обусловлены:

- экономической, демографической  и культурно-религиозной экспансией  сопредельных государств на российскую  территорию;

- активизацией деятельности трансграничной  организованной преступности, а  также зарубежных террористических  организаций.

Угроза ухудшения экологической  ситуации в стране и истощения  ее природных ресурсов находится  в прямой зависимости от состояния  экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования  природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность  правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

2.2 . Современная доктрина национальной безопасности России

 

В декабре 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности, которая явилась результатом  процесса, начатого Законом «О безопасности»  и Конституцией РФ, и представляет собой наиболее эффективное средство административно-правового регулирования  отношений безопасности. Концепция  закрепляет полномочия, определяет основные задачи и функции государственных  органов в сфере обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с внутренней и внешней политикой государства. Концепция национальной безопасности вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность РФ» и «национальные интересы», органически объединяет и конкретизирует нормы Конституции РФ, Закона «О безопасности», а также нормы  законов, регулирующих отношения в  сферах национальной безопасности. Концепция  национальной безопасности отражает важнейшие  направления государственной политики и включает в себя систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних  и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция определила и понятие национальной безопасности как безопасности ее многонационального народа, который, в свою очередь, является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ.

В Концепции национальной безопасности декларируется, что Россия является одной из крупнейших стран  мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Действительно, несмотря на сложную международную  обстановку и трудности внутреннего  характера, она в силу значительного  экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального  стратегического положения на Евразийском  континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах. Важная роль отводится национальным интересам как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства  в различных сферах международных  и внутригосударственных отношений. В своей статье А. Саидов и Л. Кашинская указывают, что «концепция национальной безопасности представляет собой производную от концепции национальных интересов, а в более широком смысле - от общего видения гражданами того или иного государства его места и роли в современной мировой цивилизации»12. В этой связи интересно мнение ученого М.В. Ильина, который отмечает, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связаны с понятием национального интереса и в значительной мере определяют его смысловую культуру»13.

Значимым является вопрос, охватывающий интересы государства, состоящие  в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, ее стабильности, в обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного  международного сотрудничества. Обеспечение  суверенитета и территориальной  целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства является одной из основных задач в области обеспечения  национальной безопасности и главным  национальным интересом России в  международной сфере.

Особое место в осуществлении  контроля в области обеспечения  национальной безопасности, безусловно, принадлежит Президенту РФ. Президент  РФ уполномочен руководить системой обеспечения национальной безопасности России. В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации  принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности. Очень значима и неоспорима роль Президента в обеспечении национальной безопасности. Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной  политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими  войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и  подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России. Президент санкционирует  действия по обеспечению национальной безопасности. Президент формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные  ему органы и силы обеспечения  национальной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет  общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в  действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает приказ Верховного главнокомандующего на ведение военных действий.

Защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной  целостности страны, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства относится к сфере национальных интересов. Государственный суверенитет осуществляется государственной властью в лице ее федеральных органов. И, как справедливо отмечает в этой связи И.И. Прокудин, «действенность государственного контроля в сфере обеспечения национальной безопасности во многом предопределяется состоянием качества его нормативного правового регулирования. Одной из проблем его совершенствования является проблема более четкого законодательного закрепления разграничений полномочий Президента РФ и Правительства РФ по осуществлению контроля в этой области общественных отношений»14. Концепция национальной безопасности утверждается Президентом РФ и является нормативным правовым актом, призванным объединить органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления организаций и граждан. Являясь гарантом государственной целостности, Президент обязан добиваться того, чтобы конституции и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности по своей сущности есть политический документ, в котором сформулированы важнейшие направления государственной  политики России. На основе этого документа  министерства, ведомства, государственные  и общественные организации России формируют или корректируют свою концептуальную базу, а также нормативные  правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности России.

На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится  доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации  Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет  Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих  полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Информация о работе Национальная безопасность России и пути ее укрепления