Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, реферат
Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как «вектор развития», «социальный идеал», «модели экономической и политической систем», «национальные интересы» и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованных от прошлого или порожденных настоящим.4
Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ
2.2 Противодействие угрозам национальной безопасности РФ
Заключение
Список использованной литературы
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы11.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального
кризиса являются резкое сокращение
рождаемости и средней
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
- стремление отдельных
- опасность ослабления
- укрепление военно-
- возможность появления в
- распространение оружия
- ослабление интеграционных
- возникновение и эскалация
конфликтов вблизи
- притязания на территорию
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический
отрыв ряда ведущих держав и наращивание
их возможностей по созданию вооружений
и военной техники нового поколения
создают предпосылки
Активизируется деятельность на территории
Российской Федерации иностранных
специальных служб и
Угрозы национальной безопасности
и интересам Российской Федерации
в пограничной сфере
- экономической,
- активизацией деятельности
Угроза ухудшения
В этих условиях ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.
В декабре 1997 года Указом Президента
РФ была утверждена Концепция национальной
безопасности, которая явилась результатом
процесса, начатого Законом «О безопасности»
и Конституцией РФ, и представляет
собой наиболее эффективное средство
административно-правового
В Концепции национальной
безопасности декларируется, что Россия
является одной из крупнейших стран
мира с многовековой историей и богатыми
культурными традициями. Действительно,
несмотря на сложную международную
обстановку и трудности внутреннего
характера, она в силу значительного
экономического, научно-технического
и военного потенциала, уникального
стратегического положения на Евразийском
континенте объективно продолжает играть
важную роль в мировых процессах.
Важная роль отводится национальным
интересам как совокупности сбалансированных
интересов личности, общества и государства
в различных сферах международных
и внутригосударственных
Значимым является вопрос,
охватывающий интересы государства, состоящие
в незыблемости конституционного строя,
суверенитета и территориальной
целостности России, ее стабильности,
в обеспечении законности и правопорядка,
в развитии равноправного и
Особое место в осуществлении
контроля в области обеспечения
национальной безопасности, безусловно,
принадлежит Президенту РФ. Президент
РФ уполномочен руководить системой
обеспечения национальной безопасности
России. В соответствии с Конституцией
РФ Президент Российской Федерации
принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимости
и государственной целостности.
Очень значима и неоспорима роль
Президента в обеспечении национальной
безопасности. Президент является гарантом
суверенитета страны. Он определяет основные
направления государственной
Защита независимости, суверенитета,
государственной и
Концепция национальной безопасности
по своей сущности есть политический
документ, в котором сформулированы
важнейшие направления
На основе Концепции ежегодно в Совете Безопасности РФ готовится доклад Президенту РФ о внутренней и внешней обстановке, а в Администрации Президента РФ - послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Совет Безопасности РФ является органом, способствующим в реализации Президентом РФ своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью органов обеспечения безопасности. Администрация Президента РФ осуществляет функции контроля и проверки исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ и подготовки соответствующих докладов Президенту. В докладе и послании уточняются текущие цели и задачи государства, а также планы министерств, ведомств и организаций, составляющих систему обеспечения безопасности России. Таким образом, Концепция определяет два основных направления деятельности государственных структур. Первое - обеспечение национальных интересов и целей при исполнении своих обычных функций, и второе - обеспечение национальной безопасности путем выявления и нейтрализации внутренних и внешних угроз силами и средствами обеспечения безопасности. При этом понятно, что два упомянутых направления работы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Информация о работе Национальная безопасность России и пути ее укрепления