Национальная безопасность России и пути ее укрепления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Стране, где до сих пор не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как «вектор развития», «социальный идеал», «модели экономической и политической систем», «национальные интересы» и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованных от прошлого или порожденных настоящим.4

Содержание

Введение
Глава I Сущность национальной безопасности
1.1 Понятие национальной безопасности
1.2 Основные составляющие национальной безопасности
Глава II Национальная безопасность России и пути ее укрепления
2.1 Угрозы национальной безопасности РФ
2.2 Противодействие угрозам национальной безопасности РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность реферат. Ичетов.docx

— 68.14 Кб (Скачать)


 

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок  документа]

 

 

[Выберите дату]

Krokoz™

Дарья

 

 

Сожержание:

Введение

Глава I Сущность национальной безопасности

1.1 Понятие национальной безопасности

1.2 Основные составляющие национальной  безопасности

Глава II Национальная безопасность России и  пути ее укрепления

2.1 Угрозы национальной безопасности  РФ

2.2 Противодействие угрозам национальной безопасности РФ

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

Введение

 

Вопросы выявления угроз  и обеспечения национальной безопасности, выработки концепции и стратегии  национальной безопасности во всех странах  являются предметом самого пристального внимания со стороны политиков, военных, а также академических кругов. Подобное внимание к вопросам национальной безопасности вполне естественно, ибо  они затрагивают наиболее важные стороны жизнедеятельности индивида, общества и государства. Не является исключением из этого правила  и наша страна, где в постсоветский  период дискуссии по вопросам национальной безопасности России ведутся как  широкой общественностью, так и экспертами и политиками-практиками.1

В то же время следует  отметить, что понятие «национальная  безопасность» является одной из самых спорных категорий в  отечественной и зарубежной теории международных отношений и других общественных науках.

В зависимости от парадигмы  теории международных отношений  или политико-идеологичеких преференций того или иного ученого подходы к трактовке понятиям «национальная безопасность», «обеспечение национальной безопасности» сильно различаются. Нет единого мнения и в вопросах выработки стратегии и концепции национальной безопасности.2

Российской теории международных  отношений было сложно разрабатывать  такую категорию, как «национальная  безопасность», ибо в постсоветский  период не только произошла смена  научной парадигмы, но и страна в целом находится в процессе поиска своей новой идентичности, включая её внешнеполитическую составляющую.

Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано  в полной мере в науке. И здесь, надо признать, существует значительная задолженность научной мысли  перед обществом и государством. В течение длительного периода  времени национальная безопасность в нашей стране отожествлялась с  государственной безопасностью. Это  объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.3

Стране, где до сих пор  не достигнуто национальное согласие по таким базовым параметрам, как  «вектор развития», «социальный  идеал», «модели экономической и  политической систем», «национальные  интересы» и пр., сложно определить, какие угрозы и вызовы национальной безопасности действительно существуют, а какие являются мифом или предрассудками, унаследованных от прошлого или порожденных настоящим.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность национальной безопасности

    1. Понятие национальной безопасности

Национальная  безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского  политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.5

Одни авторы связывают понятие «национальная  безопасность» с определенными  возможностями, способностями противостоять  любым деструктивным воздействиям, откуда бы они ни исходили6, «с уровнем защищенности страны от негативного воздействия сложного комплекса политических, военных, экономических, гуманитарных и других факторов»7.

Существует  также точка зрения, согласно которой  социальная безопасность представляет собой методологическое понятие, вбирающее  в себя другие элементы системы национальной безопасности8

Таким образом, национальная безопасность как сложное  явление представляет собой систему  взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок  и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и  форм, позволяющих не допускать или  адекватно реагировать на возникающие  опасности и угрозы.

 

    1. Основные составляющие национальной безопасности

Сложность проблемы обеспечения указанных  национальных интересов обусловливает  необходимость постоянного развития и совершенствования системы  национальной безопасности Российской Федерации.

Весь комплекс задач, с которыми сталкивается Россия как на международной арене, так и во внутренней жизни, создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В настоящее время, при сохранении высокого уровня внутренних угроз появилась  тенденция нарастания угроз, имеющих  внешнюю природу происхождения. Россия - слабый участник международной  конкуренции. Поэтому вызванное  глобализацией обострение конкуренции  оказывает на нее преимущественно  негативное влияние9

В практической работе основное внимание уделяется следующим составляющим национальной безопасности Российской Федерации:

 

- военной безопасности, мобилизационной  подготовке и мобилизации;

- конституционной безопасности;

- экономической безопасности;

- оборонно-промышленной безопасности;

- общественной безопасности, борьбе  с преступностью и коррупцией;

- пограничной безопасности;

- информационной безопасности;

- международной безопасности;

- экологической безопасности и  охране здоровья населения.

 

В современных условиях мощь и благополучие любой страны, а, следовательно - национальная безопасность, определяется, прежде всего, состоянием экономики. Отсюда задача обеспечения экономической безопасности выходит на первый план.В настоящее время превышены или находятся в районе критических значений показатели экономической безопасности по целому ряду направлений. Среди них:

 

- способность нашей экономики  функционировать в режиме расширенного  воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных условиях;

- уровень жизни населения;

- устойчивость финансовой системы;

- структура внешней торговли;

- научный потенциал;

- сохранение единого экономического  пространства;

- криминализация экономики;

- инвестиции в производство;

- доля импорта в потреблении  населения;

- объем обращения иностранной  валюты в наличной форме и  др.

 

Продолжается распад производственного  и научно-технического потенциала. Нарушен процесс воспроизводства  основных фондов. Бюджетные расходы  на науку в несколько раз ниже порога национальной безопасности.

Сохраняется опасность прогрессирующего экономического отставания.

Перед Россией в перспективе может  возникнуть реальная угроза потери экономической  независимости. Декларируемая на всех уровнях забота о безопасности не находит в последние годы должного отражения в экономической политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Национальная безопасность России и пути ее укрепления

 

2.1 Угрозы  национальной безопасности РФ

Под угрозами национальной безопасности следует понимать потенциальные  угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в  том числе, духовным и интеллектуальным ценностям Нации и Государства. Угрозы национальная безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации  государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация  российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов  терроризма, обострение межнациональных  и осложнение международных отношений  создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют  комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимост10.

Ослабление научно-технического и  технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности  угрожают России утратой передовых  позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней  технологической зависимости и  подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике  лежат в основе сепаратистских устремлений  ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого  экономического пространства России и  его важнейших составляющих - производственно-технологических  и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация  духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой  угрозу федеративному устройству и  социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического  устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются  в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Информация о работе Национальная безопасность России и пути ее укрепления