Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, т.е. применять антимонопольную политику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Монополия:понятия,виды,причины возникновения………………………………….4

1.1 Сущность монополии,её виды,функции……………………………………………..4

1.2 Понятие монопольной власти,её источники………………………………………...7

2 Последствия монополии и необходимость её государственного регулирования…11

2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………………….11

2.2 Общественные издержки монопольной власти……………………………………..15

2.3 Особенности современной монополизации экономики и антимонопольного регулирования……………………………………………………………………………..21

2.3.1 Особенности современной монополизации……………………………………….21

2.3.2 Антимонопольное регулирование………………………………………………….24

3 Особенности монополизма в Республике Беларусь…………………………………..28

3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………………..28

3.2 Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь…………………….…..32

Заключение………………………………………………………………………………...36

Список использованных источников………………………………………………….....37

Приложение А Изменение в благосостоянии в результате монополизации совершенно конкурентной отрасли……………………………………………………………………38

Приложение Б Основные показатели работы лёгкой промышленности……………..39

Приложение В Основные показатели работы промышленности строительных материалов………………………………………………………………………………..40

Приложение Г Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение, в 2007 году………………………………………………………………………………………..41

Приложение Д Распределение численности занятого населения по отраслям экономики………………………………………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

КР МИНСК.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

                                                  .                                           (4)

  Действительно, площадь  треугольника 3 на рис. 3 можно представить как половину площади области 2. Однако, согласно Коулингу и Мюллеру, безвозвратные потери не исчерпывают всего ущерба, приносимого монополией. К ним следует добавить расходы на достижение и сохранение монопольных позиций, которые не включаются в затраты на производство и которые не несёт совершенно конкурентное предприятие. Так, они добавляют к монопольной прибыли расходы на рекламу:

                                                      .                                    (5)

  Если расходы на  рекламу вообще рассматривать  как нежелательные, что отнюдь  не бесспорно, то оценка ущерба  станет ещё больше:

                                                      .                               (6)

  Наконец,  они добавляют к оценке ущерба  ещё величину чистой (после уплаты  налогов) прибыли монополии :

                                                     .                         (7)       [4,с.105]

  Логика здесь в том, что чистая прибыль является верхней границей расходов монополии на создание искусственных барьеров на вход в данную отрасль предприятий-новичков. Выполненные Коулингом и Мюллером расчёты ущерба, приносимого монополиями США (1963-1966), колеблются от 4 до 13% валового продукта корпораций, а для Великобритании (1968-1969)- от 4 до 7%. Эти оценки включают не только безвозвратные потери общества в их традиционном понимании, но и расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты. По мнению американского экономиста Р. Познера, большая часть потерь от наличия монопольной власти (или, шире, от неконкурентного ценообразования вообще) образуют доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

             2.3.1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ

    Монополизация- объективно закономерный процесс в эволюции общественного производства. Но социальная значимость её проявилась только в условиях рыночной экономики. Принципиально новые типы монополий, возникшие на определённой ступени развития производительных сил, прогрессирующей концентрации производства  и усиления конкуренции, стали основой хозяйственной жизни, господствующей формой бытия капитала. Параллельно с развитием монополистических объединений происходила эволюция форм и методов конкурентной борьбы. Противоречивое единство монополии и конкуренции до сих пор присуще рыночной экономике.

  В настоящее время монополизм определяют как «ситуацию, когда одна или несколько фирм в значительной степени или полностью контролируют всю или часть территории страны в ущерб интересам потребителей» [1, с. 76].

  Вместе с тем в  зарубежной практике термин «монополизация» обозначает не только рыночную структуру, но и характер действий её субъектов. Так, до 1904 г. В США слияние конкурентов с целью образования монополии суды не считали монополизацией.

  Монополизация на рынке осуществляется по-разному: например, предприятие приобретает конкурентов (горизонтальная интеграция), либо организует свою собственную систему снабжения и сбыта товаров (вертикальная интеграция).

  Выделяют  формальную зону монополизации  (сектор непосредственной монополистической собственности и контроля) и реальную (юридически самостоятельные, но фактически интегрированные в систему монополии различные предприятия). Так, «Кока-кола» производит концентрат напитка на 40 заводах, а поставляет его 1500 предприятиям в 138 странах, имея 1,6 млн. торговых посредников по сбыту [1,с.77].

  Необходимо  отметить, что ни одна фирма  в странах с рыночной экономикой  не сумела за годы своего  существования полностью монополизировать  рынок. Ни в одной отрасли экономики нет абсолютных монополистов, обладающих экономическим единовластием, за исключением временных локальных или случайных монополий.

  Складывающаяся  при современных уровнях и  формах концентрации производства монополия- это не однотоварный производитель в той или иной отрасли, а многопрофильная, многоотраслевая организация. Если ранее в её основе лежал контроль над рынком товаров, что осуществлялось путём достижения значительного экономического потенциала отдельных концернов, то сегодня необходимо иметь монополию на научно-технический прогресс.

  В настоящее  время для монополии характерны: сосредоточение огромных богатств (1-2% ВНП) в руках 1-2 тысяч владельцев; «администрирование» цен олигополиями, «лидерство в ценах»; установление более высоких цен на внутренних рынках по сравнению с ценами внешних рынков; создание скрытых картелей, сговоры продавцов; образование монополий в медицине, искусстве путём соединения профессионального мастерства с мафиозными методами организации деятельности, позволяющими обогащаться за счёт высоких гонораров и не допускающих соперничества.

  Степень  монопольной власти фирмы в  современных условиях определяется  также её финансовой мощью,  положением в различных отраслях  экономики, на разных рынках, связями с крупными банками, другими показателями. При установлении доминирующего положения предприятия учитывается его доступ к рынкам сбыта, отношения с другими фирмами, правовые и иные барьеры входа на рынок других компаний, способность оперативно перестроить свои предложение и спрос на новые товары, возможности конкурента обратиться к другим фирмам.

  Прогрессирующая  монополизация базируется на  суперконцентрации и сама является преимущественно супермонополизацией. Она приобрела ряд новых черт и особенностей в результате научно-технической революции; резкого обострения противоречий производства; становления «новой мировой экономики» на базе складывающегося технологического способа производства; глобализации деятельности транснациональных корпораций (ТНК), главная цель которых - максимизация не прибыли, а рынка; ужесточения и глобализации конкуренции, изменения её цели; наличия у фирм долгосрочной перспективы. Всё это требует обновления форм и методов сохранения и расширения сферы монополистического влияния. Если в первой половине ХХ в. этот процесс не выходил за рамки отдельных отраслей, то в настоящее время он охватил мировое хозяйство в целом. Десяток и более крупнейших монополий занимают сегодня ведущие позиции в ряде отраслей не только своей страны, но и всего мира.

  Для современной монополизации характерна так называемая скрытая концентрация производства. Она предполагает наличие у ведущих монополий многих тысяч местных и иностранных небольших фирм- субпоставщиков, которые, будучи формально самостоятельными, фактически работают по заказам крупных корпораций.

Ведущее положение  в монополистической структуре  развитых стран занял концерн- крупная многоотраслевая диверсифицировання корпорация,- представленный объединением ряда предприятий, подразделений и филиалов, действующих на принципах автономии. Так, «Дженерал моторс» имеет, кроме собственной компании, примерно 50 дочерних фирм, а также около 45 тыс. субподрядчиков, 40% которых относятся к сфере мелкого бизнеса [1, с.81].

  Развитие  современных концернов обусловлено  особенностями централизации капитала, охватившей главным образом крупный и крупнейший бизнес, а также интернационализацией. Это привело к образованию картелей концернов, которые носят, как правило, неофициальный характер. Легальными являются предпринимательские союзы, торгово-промышленные и научно-исследовательские ассоциации, консорциумы, совместные фирмы.

  Для инновационного  процесса характерна так называемая  временная кооперация. Кооперационные  соглашения крупных корпораций  с мелкими инновационными фирмами, в том числе с мелкими высокотехнологичными компаниями Японии - сравнительно новый феномен в США. Таким образом, типичной отраслевой структурой современной рыночной экономики является сочетание в одной отрасли крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей.

  В Западной Европе при содействии национальных правительств создаются консорциумы, т.е. объединения компаний ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).

  Монополизация  мирового хозяйства, предполагающая  сосредоточение в немногих компаниях возрастающей доли мирового выпуска продукции, товарооборота и капитала, действует как тенденция. Последняя автоматически порождает контртенденцию, которая проявляется в деконцентрации производства и предложения товаров на отдельных мировых рынках. Причины последней многообразны. В некоторых случаях она обусловлена научно-технической революцией. В частности, уменьшение в настоящее время оптимальных размеров предприятий в ряде базовых отраслей (чёрная металлургия, промышленность строительных материалов и др.) связано с техническим перевооружением на основе использования принципиально новых технологических процессов и видов высокопроизводительного оборудования. Это позволяет наладить выпуск больших объёмов продукции на менее крупных по размерам основного капитала производственных единицах при одновременном существенном сокращении издержек производства. И хотя значительная часть высокоэффективных «мини-заводов» принадлежит ведущим монополиям, сама возможность функционирования таких предприятий привлекает в отрасль новые субъекты, в том числе средние и мелкие фирмы.

  Становление новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. С одной стороны, развитие её на базе складывающегося технологического способа производства в большей степени отвечает их интересам. С другой стороны, сами ТНК способствуют развитию мировой экономики, что свидетельствует о новом этапе в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК всё более тесно переходят к операциям глобального, планетарного масштаба. Их главной целью является « максимизация» не прибыли, а рынка, т.е. объёма продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента (узла) для выпуска конечной продукции там, где это выгоднее. Таким образом проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

  Факторами,  способствующими глобализации производства  и финансовой деятельности, являются достижения в области информационной технологии, технический прогресс, обеспечивающий устойчивое снижение издержек международных перевозок, связи; достижения в области науки управления- создание управленческих структур, способных одновременно руководить работой нескольких производственных единиц, расположенных на значительных расстояниях друг от друга (в разных частях земного шара).Особую роль в процессе глобализации сыграла революция в области полупроводниковой, микросхемной технологии и технические достижения в телекоммуникационной сфере. В таких условиях фирмы могут легко обеспечить географическую диверсификацию различных стадий производства, не теряя контроля над ними. Новая технология позволяет им выйти за рамки «эффекта масштаба» и использовать «эффект простора действий», т.е. комбинировать крупномасштабное производство со специализированным, ориентирующимся на потребности конкретного рынка.

  Таким образом,  стопроцентный контроль над всем  производством определённого товара  канул в прошлое. В настоящее  время монополизация обусловлена  развитием науки, техники, способами организации производства, взаимодействием между отдельными организациями и странами.

 

 

2.3.2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

      Антимонопольное движение имеет многовековую историю. В Англии в 1425 г. Был принят первый закон, запрещавший ассоциации. Так, каменщикам воспрещалось объединятся и сговариваться с целью повышения заработной платы сверх размера, установленного законом.

  История  законодательной борьбы с частнохозяйственными  монополиями во всех странах продемонстрировала неэффективность и бесперспективность юридических мер, направленных на запрещение картелей, синдикатов, трестов. Несмотря на уголовное запрещение промышленных соглашений предпринимателей, монополии развивались и укрупнялись. Все закрытые общества продолжали существовать, изменив лишь формы или названия.

  В 1889 г.  в штате Техас был принят закон, направленный против трестов,- он определял их как всякого рода комбинацию, решающую одну из пяти главных задач: 1) ограничение промышленности; 2) ограничение или уменьшение масштабов производства; 3) ограничение и устранение конкуренции; 4) фиксирование цен; 5) соглашение о непродаже, неперевозке.

  Уже в  конце ХIХ в. на смену спорадическому антимонопольному движению пришло антимонопольное регулирование (АМР), как одна из специфических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.

  АМР корректнее  определять как реализацию государством  комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закреплённых крупными международными соглашениями (ст. 85, 86 Римского договора об учреждении ЕЭС- ныне ЕС; ст. VI ГАТТ- ныне ВТО).

  В практике  государств с развитой рыночной  экономикой для ограничения роста  масштабов производства и продаж  фирмы, злоупотребляющей своим  доминирующим положением, законодательно лимитируются размеры её рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объём продаж. Современная конкуренция регулируется методами административного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулирование конкуренции основано на принятии законодательных актов и на контроле за их соблюдением со стороны государств. Его целью является противодействие недобросовестной конкуренции, некорректной монополистической практике и чрезмерной монополизации экономики.

Информация о работе Монопольная власть: источники,показатели и экономические последствия