Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:35, реферат
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение 3
1 Монополия: понятие и необходимость 5
1.1 Сущность монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 13
1.3 Современные тенденции монополизации 19
2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь 23
Заключение 33
Список использованных источников 35
Исходя
из изменившихся экономических условий,
основным направлением антимонопольной
политики должно стать дальнейшее сужение
сферы прямого государственного
регулирования цен на товары (работы,
услуги) организаций-монополистов на основе
дифференцированного подхода к
товарным рынкам и разным группам
товаропроизводителей и постепенного
перехода от ценового регулирования
к системе антимонопольного регулирования
и контроля.
Одним
из направлений антимонопольной
политики является работа по созданию
условий для ликвидации самих
возможностей злоупотребления монопольным
положением хозяйствующих субъектов,
освобожденных от ценового регулирования.
При этом остается необходимость
регулирования цен (тарифов) на продукцию,
обеспечивающую национальную, продовольственную,
экологическую безопасность.
В
целях контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства, в том числе в части
недобросовестной конкуренции, в 2008 г.:
Министерством
экономики на республиканском уровне
рассмотрено более 20 обращений хозяйствующих
субъектов и физических лиц;
комитетами
экономики облисполкомов (Минского
горисполкома) и Управлением ценовой
политики Брестского облисполкома на
местном уровне - свыше 110 писем и
заявлений и проведено 44 проверки.
Установлены
нарушения Закона Республики Беларусь
«О противодействии
на
республиканском уровне - 10 нарушений
хозяйствующими субъектами;
на
местном уровне - 27 нарушений хозяйствующими
субъектами и органами местного управления.
По
всем выявленным нарушениям приняты
меры в соответствии с действующим
законодательством.
В
качестве превентивных мер, направленных
на недопущение создания монопольных
структур, осуществлен государственный
антимонопольный контроль за экономической
концентрацией, а именно согласовано:
сделок
с акциями:
на
республиканском уровне - 20;
на
местном уровне- 58;
реорганизаций
хозяйствующих субъектов:
на
республиканском уровне 21 хозяйствующего
субъекта, выдано 19 положительных заключений;
на
местном уровне - 69;
условий
преобразования субъекта хозяйствования
в открытое акционерное общество:
на
республиканском уровне - 5;
на
местном уровне - 19;
создание
ассоциаций:
на
республиканском уровне -6;
на
местном уровне -1;
создание
Государственных
на
республиканском уровне - 3;
на
местном уровне - 2.
По
формированию и ведению Государственного
реестра хозяйствующих
на
республиканском уровне - 43;
на
местном уровне - 70.
По
результатам проведенного анализа
установлен факт доминирующего положения
и включены в Реестр хозяйствующие
субъекты:
на
республиканском уровне - 8;
на
местном - 10.
Утратили
доминирующее положение на товарных
рынках и исключены из Реестра
хозяйствующие субъекты:
на
республиканском уровне - 9;
на
местном уровне - 108.
В
нарушение принципов
В
2009 году Судебной коллегией по делам
интеллектуальной собственности Верховного
Суда Республики Беларусь были рассмотрены
две жалобы физического и юридического
лица на действия Департамента ценовой
политики Министерства экономики Республики
Беларусь по принятию решений коллегией
Департамента о признании действий,
связанных с регистрацией товарных
знаков, недобросовестной конкуренцией.
Судебная коллегия полностью подтвердила
обоснованность решений Департамента
ценовой политики Министерства экономики
Республики Беларусь о том, что действия
владельцев по регистрации и использованию
товарных знаков противоречат требованиям
добросовестности и разумности, Закону
Республики Беларусь “О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции” и являются
фактами недобросовестной конкуренции.
Рассмотрение
вопросов, связанных с нарушением
антимонопольного законодательства, в
том числе в части недопущения
недобросовестной конкуренции, осуществляется
Департаментом ценовой политики
Министерства экономики Республики
Беларусь, в соответствии с Положением
о Департаменте ценовой политики,
утвержденным постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. №
967. [2]
Департамент
ценовой политики при рассмотрении
заявлений хозяйствующих
В
отношении интеллектуальной собственности,
сфера применения Закона распространяется
на отношения, вытекающие из охраны товарных
знаков, только в случаях, когда права,
связанные с этими отношениями,
используются их обладателями в целях
ограничения конкуренции (п. 2 статьи
3 Закона).
В
соответствии со статьей 14-1 Закона любые
действия, направленные на ограничение
или устранение конкуренции путем
нарушения прав других хозяйствующих
субъектов на свободную конкуренцию,
а также нарушающие права и
законные интересы потребителей, - недобросовестная
конкуренция - не допускаются.
Согласно
статье 1 Закона под “недобросовестной
конкуренцией” понимаются любые
направленные на приобретение преимуществ
в предпринимательской деятельности действия
хозяйствующих субъектов, которые противоречат
Закону, требованиям добросовестности
и разумности и могут причинить или причинили
убытки другим хозяйствующим субъектам
- конкурентам либо нанести ущерб их деловой
репутации.
Таким
образом, только совокупность трех признаков
недобросовестной конкуренции:
направленность
действий хозяйствующего субъекта на
приобретение преимуществ в предпринимательской
деятельности;
противоречие
действий хозяйствующего субъекта требованиям
Закона или требованиям
способность
действий хозяйствующего субъекта причинить
убытки другим хозяйствующим субъектам
- конкурентам либо нанести ущерб
их деловой репутации,
является
достаточной для принятия Департаментом
ценовой политики, в установленном
порядке, факта недобросовестной конкуренции.
При этом необходимым условием является
наличие между хозяйствующими субъектами
конкурентных отношений на одном
и том же товарном рынке в рамках
одних и тех же географических
границ.
Вместе
с тем, как показывает практика, при
подаче заявлений отсутствуют не
только доказательства осуществления
противоправных действий, а также
совокупности признаков недобросовестной
конкуренции, но и доказательства наличия
конкурентных отношений между заявителем
и хозяйствующим субъектом, в
отношении которого подано заявление.
Кроме
того, прилагаемые к заявлению
документы зачастую представляются
не в подлиннике или надлежаще
заверенных копиях, без указания сведений,
составляющих коммерческую тайну хозяйствующего
субъекта, как требует установленный
Инструкцией порядок.
В
связи с чем, рассмотрение указанных
заявлений в некоторых случаях
не представляется возможным, а сбор
доказательств, подтверждающих нарушения
антимонопольного законодательства, отодвигает
сроки вынесения решений.
О
международном сотрудничестве в
области конкурентной и антимонопольной
политики
В
ходе работы XXIX заседания Межгосударственного
совета по антимонопольной политике
(МСАП) 17 июня - 18 июня 2009 года (Кыргызстан,
г. Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки
заседания рассмотрен вопрос создания
в рамках СНГ объединения юристов
и экономистов, занимающихся вопросами
конкурентной политики.
17
июня 2009 года проведено учредительное
собрание Ассоциации юристов
и экономистов по развитию
конкуренции на территории СНГ.
Указанная
Ассоциация создается с целью
решения следующих вопросов:
формирование
эффективной практики применения антимонопольного
законодательства в сотрудничестве
с антимонопольными органами стран
СНГ и МСАП;
участие
в формировании эффективной государственной
политики в области защиты и развития
конкуренции;
содействие
проведению конструктивного диалога
между бизнесом и антимонопольными
органами стран СНГ по вопросам конкуренции;
участие
в нормотворческой деятельности
по вопросам конкуренции;
взаимодействие
по вопросам конкуренции с Европейской
комиссией, Международной конкурентной
сетью (МКС), национальными организациями
в области конкурентного права
США, стран Европы, других стран мира;
анализ
и использование мирового опыта
в вопросах конкуренции. [2]
Тем
самым, Беларусь располагает вполне
совершенным антимонопольным
Заключение
Рыночная
власть в общем виде заключается
в способности продавцов или
покупателей воздействовать на цену
товара. Рыночная власть существует в
двух формах. Когда продавцы назначают
цену, которая выше предельных издержек,
мы говорим, что они обладают монопольной
властью, и мы определяем монопольную
власть той величиной, на которую
цена превышает предельные издержки.
Когда покупатели могут получить
цену, которая ниже их предельной оценки
товара, мы говорим, что они обладают
монопсонической властью, а ее размер
определяем величиной, на которую предельная
оценка превышает цену.
Частично
монопольная власть определяется количеством
фирм, конкурирующих на рынке. Если
на нем есть только одна фирма (чистая
монополия), монопольная власть полностью
зависит от эластичности рыночного
спроса. Чем меньше эластичность спроса,
тем большей монопольной
Рыночная
власть может накладывать издержки
на общество. Как власть монополии,
так и власть монопсонии могут
быть причиной того, что производство
находится ниже конкурентного уровня
и поэтому потребительский
Информация о работе Монопольная власть источники, показатели и экономические последствия