Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:35, реферат
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение 3
1 Монополия: понятие и необходимость 5
1.1 Сущность монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 13
1.3 Современные тенденции монополизации 19
2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь 23
Заключение 33
Список использованных источников 35
Таким
образом, монополия имеет двоякое
влияние на экономику. С одной
стороны это мешает развитию конкуренции
и свободному ценообразованию. С
другой - отрасли в области
1.3
Современные тенденции
Монополистические
тенденции в народном хозяйстве
на сегодняшний день выделяются рядом
факторов. К ним относится, прежде
всего, научно-техническая революция
(НТР), которая начала разворачиваться
в странах с развитой промышленностью
с середины 50-х годов. Совершенствуя
всю систему производительных сил,
НТР обусловила значительное сокращение
материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости
продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных
предприятий в отдельных
Современная
монополизация имеет ряд
Одна
из интересных особенностей сегодняшних
монополий - это скрытность. С одной
стороны они действуют в рамках
жесткой конкуренции с малыми
предприятиями, с другой - эти малые
предприятия являются для крупных
компаний всего лишь подрядчиками и
т.д. Тем самым эти малые
Одна
из интересных особенностей сегодня -
это тенденции к централизации
капитала. При этом только собственник
будущей материнской компании будет
иметь выигрыш от этого. Компании,
которые поглощаются, просто не имеют
другого выхода, так как они
находятся под рыночным прессом
ТНК. Это усиливает монополизацию
собственности, содействует ее приобщению
к развитию производительных сил, то
есть к структурным изменениям в
экономике. Характерно, что такие
процессы происходят прежде всего на межотраслевом
уровне.
Процессы
монополизации внесли существенные
изменения в социальную и хозяйственную
жизнь общества. Они обусловили изменение
хозяйственного механизма, усилив в
нем сознательные регулирующие силы.
Ускоренное возникновение крупных
хозяйственных объектов, координация
деятельности в масштабе отрасли
и межотраслевом пространстве расширяют
сферу планомерного развития экономики.
Монополия, используя фактор массового
производства, ведет к экономии затрат
производства, обеспечивает потребителей
дешевыми и качественными товарами.
Доказано, что увеличение объемов производства
в два раза уменьшает затраты на единицу
продукции на 20%.
Таким
образом, монополии на современном
этапе - это преимущественно крупные
предприятия с максимальной эффективностью
и минимальными затратами. Монополии,
реализуя преимущества крупного производства,
обеспечивают экономию общественных затрат
производства и обращения.
Однако
есть и намного более существенные
отрицательные моменты
Еще
одним негативным фактором наличия
монополий является торможение ими
развития научно-технического прогресса.
Ослабляя конкуренцию, монополия создает
экономические предпосылки для
ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение
и вытекающие из него выгоды сводят
на нет стимулы постоянного
Монополизация
также приводит к деформации хозяйственных
отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели монополии
- оптимизации монопольных
Таким
образом, монополия обуславливает
застой и загнивание хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию, является
угрозой для нормального рынка.
Проанализировав позитивные и негативные
факторы и последствия
2
Антимонопольная политика в
Нормы
конкурентного права Республики
Беларусь заложены в Конституции
Республики Беларусь, Кодексе об административных
правонарушениях Республики Беларусь,
Гражданском кодексе Республики
Беларусь, Уголовном Кодексе Республики
Беларусь, а также в антимонопольном
законодательстве, законодательстве в
области предпринимательства и
малого бизнеса, инвестиций, банковской
деятельности, стандартизации, защиты
прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической
деятельности. [2]
Основу
антимонопольного законодательства составляет
Закон Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции», определяющий
организационные и правовые основы
предупреждения, ограничения и пресечения
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции в
целях обеспечения необходимых
условий для создания и эффективного
функционирования товарных рынков, содействия
и развития добросовестной конкуренции,
защиты прав и законных интересов
потребителей. В целях реализации Закона
создана и постоянно совершенствуется
правовая база антимонопольного контроля
и регулирования, регламентирующая следующие
основополагающие вопросы:
определение
доминирующего положения
порядок
формирования и ведения Государственного
реестра хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках
и Государственного реестра субъектов
естественных монополий
правила
проведения государственного антимонопольного
контроля за за сделками с акциями,имущественными
паевыми взносами в имущество кооперативов
(паями), долями уставных фондов хозяйствующих
субъектов;
порядок
согласования условий преобразования
государственных, государственных
унитарных, относящихся к республиканской
собственности, и арендных предприятий,
занимающих доминирующее положение
на товарных рынках, в открытые акционерные
общества;
порядок
организации и проведения проверок
по соблюдению антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами, доминирующими
на товарных рынках;
порядок
проведения государственного антимонопольного
контроля за реорганизацией хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение
на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок
выявления и пресечения антиконкурентных
соглашений (согласованных действий) о
ценах;
порядок
выявления монопольных цен;
порядок
рассмотрения запросов (заявлений) об
установлении соответствия положений
соглашений, ограничивающих конкуренцию,
антимонопольному законодательству;
порядок
рассмотрения заявлений (обращений) о
нарушении антимонопольного законодательства,
в части осуществления
порядок
применения мер, направленных на устранение
нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная
антимонопольная политика направлена
на ограничение монополистической
деятельности и создание здоровой конкуренции.
Антимонопольная политика республики
способствует снижению и ликвидации
административных, экономических, правовых,
информационных и организационных
барьеров для входа на рынки новых
хозяйствующих субъектов, достижению
эффективности защиты прав собственников
и равных условий конкуренции
для предприятий всех форм собственности.
В
результате процессов реформирования
собственности, демонополизации экономики
в республике сформировались товарные
рынки с конкурентной структурой.
Вместе с тем некоторые товарные
рынки по своей природе остаются
монополизированными. В этой связи
необходимо определение статуса
и роли рыночных монополий в процессе
мониторинга товарных рынков, а также
соответствующих методов
Регулирование
деятельности субъектов естественных
монополий будет осуществляться
путем постепенного уменьшения числа
товарных рынков, на которых признается
наличие естественной монополии, стимулирования
конкуренции, поддержки предпринимательства,
устранения препятствий к вхождению
на рынок новых производителей.
В
тех сферах, в которых по объективным
технологическим причинам сохраняется
состояние естественной монополии,
а возможная конкуренция будет
носить разрушительный характер, должны
вводиться специальные жесткие
регулирующие ограничения, касающиеся
ценообразования, объемов и качества
услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной
из важнейших составляющих конкурентной
политики является обеспечение контроля
за экономической концентрацией. Основой
государственного контроля за экономической
концентрацией являются такие принципы,
как единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг
и денежных средств, поддержка конкуренции,
недопущение деятельности, направленной
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. В рамках преодоления концентрации
производства количество хозяйствующих
субъектов рынка должно приблизиться
к уровню насыщения и не являться ограничением
для развития рыночных отношений.
Настоящий
этап развития экономики по-новому
ставит проблему оценки экономической
концентрации при создании хозяйственных
и финансово-промышленных групп, холдингов
и других объединений хозяйствующих
субъектов. Государственная
Важным
и актуальным направлением регулирования
отношений на конкурентных рынках является
предупреждение и пресечение недобросовестной
конкуренции. Необходимость развития
данного вида деятельности антимонопольного
органа обусловлена прежде всего построением
в республике социально ориентированной
рыночной экономики, в рамках которой
одно из важных мест принадлежит формированию
цивилизованной конкурентной среды. Целью
государственной политики в этом направлении
является выработка цивилизованных и
справедливых методов ведения бизнеса,
добросовестного продвижения на рынок
товаров и услуг.
Информация о работе Монопольная власть источники, показатели и экономические последствия