Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объектом исследования является экономика страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….... .4
1 Монополистические тенденции и монополии……………………………..5
1.1 Причины возникновения, суть и основные формы монополий……… ..5
1.2 Входные барьеры монополий……………………………………………11
1.3 Источники монополий …………………………………………...………13
1.4 Показатели монополий…………………………………………………...15
2 Монополии в Республике Беларусь………………………………………..16
3 Экономические последствия монополий и антимонопольная политика в Республике Беларусь……………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список использованных источников………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Сборка.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

-  транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-  транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

-  передача и распределение электрической и тепловой энергии;

-  централизованное водоснабжение и водоотведение;

-  услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

-  услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

-  услуги транспортных терминалов, аэропортов;

-  обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением. [12,с.128].

Естественные монополии  в Республике Беларусь  регистрируются в в Госреестре  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Перечень монополистов в республике постоянно обновляется, включаются новые субъекты, некоторые исключаются.

В 2011 году на республиканском  уровне Минэкономики исследовало 63 товарных рынка и включило по результатам  оценки в госреестр 19 хозяйствующих  субъектов. Исключены из реестра  была 12 предприятий в связи с утратой ими доминирующего положения на товарных рынках,

В реестр доминирующий предприятий, измененный министерством экономики  Беларуси, вошли все белорусские  цементные заводы, а также Мозырский  НПЗ, Гомельский химзавод, "Беларуськалий", "Велком", СООО "МТС". Всего монополистами признаны 163 организации.

Минэкономики Беларуси внесло изменения в государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, признав 163 организации монополистами  в своих отраслях.

В частности, в черной металлургии признаны предприятиями-монополистами ОАО "Белорусский металлургический завод", региональные предприятия ПО "Белвторчермет" и еще целый ряд организаций.

В химической и нефтехимической  промышленности монополистами признаны ОАО "Белшина" и ОАО "Нафтан". При этом одна из позиций, по которой "Нафтан" занимает доминирующее положение на рынках - это ацетонитрил технический, который является органическим растворителем, производимым из нефтепродуктов. Ацетонитрил также может использоваться в качестве ракетного топлива.

Признаны монополистами  Мозырский НПЗ, Гомельский химзавод, "Беларуськалий", ряд предприятий  по производству химволокон и полиэтиленовой тары, синтетических моющих средств.

В машиностроении и металлообработке монополистами признаны МАЗ, МТЗ, ПО "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Лидсельмаш", Минский моторный завод и другие.

Монополистами являются и все три белорусских завода по производству цемента, ОАО "Гомельстекло", Гродненская табачная фабрика "Неман", три предприятия по производству сахара.

Также доминирующее положение  занимают все региональные предприятия  по транспортировке природного газа для внутриреспубликанского пользования  и его продаже конечным потребителям.

В сфере мобильной  связи монополистами признаны иностранное предприятие "Велком" и СООО "МТС", в страховании - госпредприятие "Белгосстрах", в банковской отрасли - "Беларусбанк" и "Белагропромбанк".

Что означает для предприятия  попадание в Госреестр хозсубъектов, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках? Чтобы зависимость от потребителя не снижалась и участники рынка постоянно совершенствовали свою продукцию, не увеличивая необоснованно цены, на монопольном рынке цену полностью регулирует государство. Таким образом, если исходить из экономической логики, попадание компаний в реестр доминирующих автоматически влечет за собой более тщательное отслеживание рыночной деятельности предприятий со стороны властей. Для Беларуси, отличающейся высоким уровнем влияния государства на хозяйственную деятельность рынка, вмешательство госорганов во внутренние дела субъектов традиционно. Такое вмешательство регулируется не только законами, но и множеством подзаконных актов, отраслевых нормативных и директивных документов, письмами и разъяснениями.

Попадание в число  доминирующих участников дает госорганам прямое право регулировать деятельность предприятия не только в части установления цены, но и в части номенклатуры и требований к параметрам товаров, заключения договоров, конкурентной борьбы и т. д. (в соответствии с  Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»). Положения упомянутого Закона вполне логичны, и с точки зрения экономики крайне необходимы. Но проблема — в применении этих положений.

Например, раз ОАО «Беларускабель» (г. Мозырь) признано доминирующим субъектом по товарной позиции «провода автотракторные», то к этой позиции применяются все положения вышеупомянутого Закона. То есть предприятие не сможет без согласования отказаться от выпуска невыгодных для него типономиналов проводов, не сможет применять мер конкурентной борьбы по отношению к другим поставщикам и т. д. То же касается закупок и нормативов. А уж цены на такую продукцию в контракты необходимо включать только после согласований со множеством организаций.

Поэтому отсутствие предприятия в Реестре — безусловное благо, попадание в него равносильно специальному наказанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Экономические  последствия монополий и антимонопольная  политика в Республике Беларусь

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

- выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

- увеличивать свои прибыли при помощи так называемой «ценовой дискриминации »- продажи одного и того же товара разным потребителям по разной цене.

- «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

- ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

 Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек, «...плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции»[3,с.128].

Совершенная конкуренция  предполагает наиболее эффективное  использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок  монополии обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Потери от  монополии можно проиллюстрировать графически:

Рисунок 3.1 – Потери от монополии[9,с.166].

 

Если бы цена устанавливалась  на уровне точки Е1(точки пересечения кривой МС и кривой D),т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС=Р, то  потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.

В условиях монополии  цена устанавливается на уровне точки  Е2 (эта точка лежит на одной  вертикали с точкой Е – пересечением МС и МR). При такой же цене –  на уровне Р2  - объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции:Q2<Q1. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0.Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери , или «мертвый убыток»,для общества: то треугольник ЕЕ1Е2.Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя  излишек производителя: часть достается самой монополии(затененный прямоугольник, а другая часть этого излишка потребителя  в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом , не достается никому. Так же  не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное , а точнее , разрушенное богатство общества.

Таким образом, рассмотрев понятие «монополия», сущность и  причины возникновения монополий, а так же виды и последствия  монополий, можно сделать следующий вывод - к монополиям можно относиться по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Рассмотрим особенности  антимонопольной политики в нашей стране.

Антимонопольную политику Республики Беларусь следует рассматривать  через антимонопольное законодательство Республики Беларусь, которую в свою очередь можно охарактеризовать как систему нормативно-правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

- Конституции Республики Беларусь (статья 13),

- норм Гражданского кодекса Республики Беларусь,

- Закона от 10 декабря 1992 года № 2034--XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

- Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» и остальных актов законодательства, а также интернациональных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Первое место в данной иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей местности Беларуси. Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для воплощения хозяйственной и другой деятельности, не считая запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм принадлежности. Правительство гарантирует всем равные способности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и другой, не запрещенной законом экономической деятельности.

Следующими в иерархии нашего государственного антимонопольного законодательства стоят названные  выше законы (Закон «О противодействии  монополистической деятельности»  и Закон «О естественных монополиях»). Ключевое место посреди них занимает Закон «О противодействии монополистической деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным актом (первая его редакция была принята в декабре 1992 года). В нем содержатся положения о функциях и компетенции антимонопольных органов, характеризуются главные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также положения о принятии, обжаловании и выполнении решений и предписаний антимонопольных органов.

В Законе «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - система публичных отношений, санкционированная государством, при которой ублажение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу продукта по мере роста размеров его производства), а соответствующие продукты не могут быть изменены в потреблении другими продуктами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от конфигурации цены, чем спрос на остальные продукты (статья 1).

Следовательно, запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в согласовании с Законом «О естественных монополиях». Можно отметить и определенную общность форм и способов правового регулирования в этих Законах. Нельзя не заметить и такового достоинства Закона «О естественных монополиях», как установление судебного разрешения конфликтов меж антимонопольным государственным органом и субъектами естественных монополий.

Тем самым, Беларусь располагает  вполне совершенным антимонопольным  законодательством. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуется по двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля. Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейся конъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянно ужесточать требования к монополиям. К тому же в последнее время есть тенденция к демонополизации рынка (пример «Белтелеком»).

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия